Кирилло-Мефодиевские чтения в Ванино: Доклад Н.М.Скрыпиной "В начале было Слово (Беседа с читателями)"

30 Мая 2015   04:34

Скрыпина Н.М., Заведующая Сектором обслуживания МБУ «ЦБС» посёлка Ванино 

 

В начале было Слово (Беседа с читателями)

 

В 1971 году в Хабаровске произошло знаменательное для исторической и филологической науки событие: из Петербурга (тогда еще Ленинграда) на Дальний Восток приехал доктор филологических наук, профессор И.Е.Баренбаум. Знакомясь с редким фондом Хабаровской краевой научной библиотеки, он обнаружил знаменитую Острожскую Библию первопечатника Ивана Федорова – книгу 1587 года, отнесенную к шедеврам типографического искусства.

Титульный лист, характерный двухстолбовый набор кириллицей, наличие греческого текста - все подтверждало факт издания библии в Остроге. На последней странице был обнаружен и печатный знак Ивана Федорова. Он был прикрыт рукописной тетрадью, что и позволяло книжному раритету XVI века в переплете из обтянутых кожей досок, с медными застежками тридцать лет оставаться незамеченным. Согласно инвентарной записи Острожская Библия включена в фонд Хабаровской научной библиотеки 5 июня 1940 года, источник поступления неизвестен.

Время для хранения подобной литературы было не совсем благоприятное, но кто-то принес ее сюда, кто-то поставил на полку, и в итоге сохранилась редчайшая книга, сотворенная выдающимся мастером.

Знак, которым Иван Федоров помечал свои произведения, а точнее его символику, ученые трактуют по-разному, но многие придерживаются такой версии: между инициалами И. и Ф. начертана извилистая линия, напоминающая латинскую S, а над ней наконечник стрелы. «Латинский завиток» сравнивают с излучиной реки и читают этот символ как зашифрованную цитату из «Повести временных лет»: « Книги бо суть реки…».

Издание Острожской Библии было осуществлено на средства князя Константина Острожского. Это первый полный вариант Священного Писания на церковнославянском языке и последняя печатная работа Ивана Федорова. Он начал ее в 1575 году, отливал новые шрифты, делал формы для рамок, заставок и заглавных букв. В общем, все то, что сделало в итоге Острожскую Библию произведением искусства.

В 1583 году мастера не стало, но изготовленные им печатные формы (доски) хранились у его последователей и были в рабочем состоянии не одно столетие. Библия вышла в свет в 1581 году, и ее тираж был значительным. Но многие экземпляры исчезли бесследно в глубине веков. Всего же в мире сохранилось более ста (по некоторым источникам более трехсот) экземпляров Острожской Библии Ивана Федорова. Один из них - в Хабаровске.

Сегодня фонд редких книг Дальневосточной государственной научной библиотеки сосредоточен в специально созданном здесь Краевом научно-исследовательском центре книжных памятников. Это одно из крупнейших собраний на Дальнем Востоке наряду с научными библиотеками Владивостока и Якутска. Общее количество хранящихся в Хабаровске редких и ценных изданий впечатляет: около 23 тысяч экземпляров.

Наиболее интересные издания можно увидеть на постоянно действующей выставке в научно – исследовательском центре книжных памятников. Это своего рода экскурсия в очень далекое прошлое. Книжные дары приходили из Академии наук, Императорского Русского географического общества, Петербургского университета, научных обществ, библиотек и просто от частных лиц. Среди этих даров встречались достаточно редкие издания, в том числе издания 18 века, государственные указы, подписанные собственноручно императрицей Екатериной. Потом к этим экземплярам присоединились интересные книги из личных библиотек цесаревича Николая, великого князя Константина Николаевича и многих других дарителей.

Прежде, чем появился научно-исследовательский центр книжных памятников, все эти ценные издания хранились в секторе редких книг. О статусе этого центра можно судить еще и потому, что из 31 региона Российской Федерации здесь условия хранения книжных раритетов - лучшие.

В краевом научно- исследовательском центре книжных памятников есть издания, приравненные к памятникам мировой культуры. В том числе, помимо Острожской Библии, о которой уже шла речь, «Евангелие Учительное» Кирилла Транквиллиона Ставровецкого (1619), «Лексикон Словеноросский и Имен толкование» Памвы Берынды(1627), «Большой требник» Петра Могилы (1646), «Соборное уложение» царя Алексея Михайловича(1649) и «Синопсис» Иннокентия Гизеля (1674). В общем, уникальные и бесценные вещи.

Многие раритеты  из фонда древних книг дальневосточной научной библиотеки старше Хабаровска, которому больше полутора столетий. Это «осколочки эпохи», к которым можно реально прикоснуться. Например, к эпохе Петра Великого. В петровскую эпоху, наполненную многими глобальными событиями, произошел еще и серьезный переворот в книгопечатании. Был создан шрифт, которым печатались все светские издания, за что позднее он был назван «гражданским». Все петровские издания, напечатанные гражданским шрифтом, считаются редкими, потому что сохранились лишь те из них, которые попали в свободную продажу и были раскуплены. Те, что хранились на складах, были уничтожены по приказу императрицы Елизаветы Петровны. Часть из них просто сожгли, часть продали на обертки или отправили на бумажные фабрики в качестве вторсырья.

Научно-исследовательский центр книжных памятников ДВГНБ обладает немалым богатством, которое дает возможность не только перелистывать страницы времени. Это интересный исследовательский и творческий путь, практически нескончаемый.

© 2012, SDN