Рождественские чтения в Комсомольске-на-Амуре: Доклад Л.Б.Завьяловой "ХРИСТИАНСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И СВЕТСКИЙ ГУМАНИЗМ. Наследие Святой Руси и вызовы соременного мира"

26 Декабря 2014   07:18

"ХРИСТИАНСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И СВЕТСКИЙ ГУМАНИЗМ. Наследие Святой Руси и вызовы соременного мира".

Завьялова Любовь Борисовна, старший преподаватель АмГПГУ

Аннотация. В статье рассматриваются трудности сохранения в наше время православного мировоззрения у детей школьного возраста.

Ключевые слова: мировоззрение, образование, светский гуманизм


Прежде всего, образование – это

раскрытие и осуществление доброго,

светлого отношения к жизни и к людям,

это раскрытие образа Божия в человеке,

от чего происходит и само слово «образование».

Иеромонах Арсений (Бабаев)

 

Мировоззрение человека формируется в процессе его жизни как результат взаимодействия с окружающим миром. Мировоззрение всегда целостно, каждый его элемент определяется всей совокупностью и одновременно составляет его, присутствуя явно или неявно во всём. В каждом отдельном суждении и мнении раскрывается весь человек, его общее мироощущение, его своеобразное видение мира. Мировоззрение может быть философским, религиозным, художественным, научным и т.п. Очень важна отправная точка при формировании мировоззрения, начала которого человек берёт из семьи и общества бессознательно, не подвергая факты рациональному анализу. В результате к периоду начала изучения наук человек имеет своё мировоззрение и легко приспосабливает к нему новые сведения научного характера. В прошедшие века мировоззрение в российском обществе было только православным, чего нельзя сказать о веке нынешнем. Иеромонах Серафим (Роуз) пишет: «Весь образ жизни был пронизан Православием, центром которого, конечно, являлось монашество. Православные обычаи были частью повседневной жизни. Большинство повсеместно читаемых книг были православными». [2, 4] Православное мировоззрение у детей вырабатывалось дома, в церкви, в школе и не могло быть иным. Эту точку зрения подтверждает и святитель Лука (Войно – Ясенецкий). Говоря о первых христианах, он утверждал: «Когда они учили детей своих, то заботились не только об образовании общем, мудрости языческой, об обучении философии, музыке, искусствам. Нет, совсем другому учили они их. Научая детей своих, они руководствовались глубоким, святым правилом: того почитали несчастным, кто знает всё и не знает Бога, того блаженным, кто знает Бога, хотя бы не знал ничего другого».

С начала 20 века фрагменты различных научных, философских и религиозных систем из потока информации, обрушиваемой СМИ, задерживаются в умах людей и до неразличимости переплетаются между собой. Неделько Виталий Ильич кандидат физико-математических наук, доцент физического факультета МГУ и Хунджуа Андрей Георгиевич доктор физико-математических наук, профессор физического факультета МГУ в совместной работе «Основы современного естествознания» пишут: «Многие концепции мировоззенческого образования, по существу, ограничиваются тем или иным объёмом объективных данных из области наук, составляющих современное естествознание (почти всегда это физика, химия и биология), считая их достаточными для формирования мировоззрения. Увы, их далеко недостаточно! Дело даже не в том, что мир науки оценочно пуст, он допускает оценки только внутри него самого, причём, по сути, только количественные (градации по массе, заряду, протяжённости). Мир науки стоит по «ту сторону добра и зла» и не имеет ценностей, замыкаясь на рассмотрении природно-естественного. И в непонимании этого – корень всех заблуждениий». [3, 376]

Православный ребёнок, приходя в школу, сталкивается там с понятиями, которые не только не укладываются в его уже сложившееся мировоззрение, но иногда становятся в оппозицию к нему. Сейчас школьное образование, конечно, не является православным. Дома, в Церкви и в воскресной школе продолжается формирование православного мировоззрения, а в школе навязывается другое. А почему необходимо сформировать у наших детей именно православное мировоззрение? Потому, что наш народ, столетиями образовывал себя и устраивал свою жизнь, читая слово Божие в Евангелии. Так, генетически образовался менталитет и само мироощущение русского народа, выраженные в соборности (единстве), любви и сострадании к людям. Поэтому знания, полученные в школе, необходимо корректировать дома. Отец и мать постоянно должны интересоваться: чему учат в школе их ребёнка? Иеромонах Серафим (Роуз) писал: «Всё, что ребёнок узнаёт в школе, должно проверяться и исправляться дома. Не всё, что дают ему учителя, просто полезно или нейтрально: ведь даже если он и приобретает полезные знания или умения (а большинство школ современных проваливаются и в этом), его научат многим неправильным точкам зрения и идеям. Основное отношение и оценка ребёнком литературы, музыки, истории, искусства, философии, науки и, конечно, жизни и религии должно в первую очередь идти не от школы, а от дома и Церкви, иначе ребёнок получит неверное образование». [2, 21 - 22]

Самый простой способ убедиться в правоте отца Серафима – это взять школьный учебник и почитать его. Вот перед нами академический школьный учебник «Физика 7». Это учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Авторы учебника А.А.Фадеева, А.В. Засов, Д.Ф. Киселёв предлагают для изучения такие разделы физики, как « Молекулярная физика и термодинамика с основами общей астрономии». Учебник издан в 2007 году в Москве и допущен министерством образования и науки Росийской Федерации. В первой теме «Мир физики и астрономии» авторы пытаются дать определение Вселенной и человеку. Параграф так и озаглавлен: «Человек – часть Вселенной». Прочитаем несколько отрывков из параграфа.

  • Понятие «Вселенная» включает в себя и нас самих как частицу природы.
  • Само происхождение человека, особенности, которыми он обладает, связаны с изменениями окружающего мира и определяются физическими законами, действующими в нём.
  • Человек – объект природы: он состоит из химических элементов, встречающихся и в неживой природе; совершает перемещения, участвует в силовых взаимодействиях, подвергается влиянию гравитационного и электромагнитного полей. Человек – сложная система: функционирование её отдельных частей (систем, органов, клеток), взаимодействие с окружающей средой происходит в результате сложных физических процессов. Человек – член сообщества себе подобных. На благо себе он применяет достижения наук, видоизменяя и приспосабливая к своим потребностям окружающую среду. [5, 7]
  • В параграфе «Общая картина Вселенной» читаем: «В большинстве звёзд постоянно происходит преобразование атомов одних химических элементов в другие, более массивные. Это один из важнейших процессов превращения вещества в природе: без него не возникла бы и живая природа, включая и нас самих». [5, 8]

Для меня, как православного человека, такое утверждение было несколько неожиданно. Один из основных мировоззренческий вопросов о происхождении человека и его сущности, раскрывается так, что непонятно: то ли человек объект природы, то ли сложная физическая система, то ли член сообщества. А может быть сумма всего этого? Православие на этот вопрос отвечает чётко. Посмотрим, например, что по этому вопросу говорит, оставивший значительное научное наследие, выдающийся философ и богослов, психолог и педагог протопресвитер Василий Зеньковский. Он пишет: «Обращаясь к вопросу о происхождениии человека, сразу скажем, что Православие твёрдо стоит здесь на почве библейской антропологии, то есть признаёт, что человек появился на земле не в порядке «естественной эволюции» живых существ, но сотворён был особым и отдельным актом творения. Человек ведь не состоит из одного тела; даже если бы удалось обойти все трудные моменты в паленонтологии, систематике животных, в эмбриологии, то остаётся труднейшая проблема проявления в человеке высшей психической жизни». [1,206]. Святитель Лука, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, доктор медицинских наук, лауреат Сталинской премии, хируг и архиепископ прямо говорит, что человек – это дух, душа и тело. Богословская работа этого учёного так и называется «Дух, душа и тело». В этой работе он пишет: «Каково же соотношение между духом, душей и телом? Материалисты, не признающие духа как особой сущности, сводят все проявления психики к процессам, происходящим в головном мозге, и, прежде всего, в кортикальном веществе его полушарий; все психические акты считают функцией мозга. В значительной мере это верно. Физиологи вполне выяснили зависимость психических актов и состояний от нормальных или патологических функций нервной системы вообще и прежде всего головного мозга, а следовательно, и от функций организма внутренней секреции, всей сложнейшей гормональной системы, оказывающей могущественнейшее влияние на мозг и нервы. Всё, что происходит в организме, и самое анатомическое строение его, кладёт глубокий отпечаток на психику. Различным конструкциям тела соответствуют те или иные формы характера, а характер – одно из важнейших проявлений души и духа.

Но можно ли утверждать, что этими несомненными физиологическими данными вполне оправдывается чисто материалистическая концепция всей психики? Никак нет!

Ведь та же физиология и особенно великие открытия И.П. Павлова и его школы выяснили, что центральная нервная система главенствует над всеми соматическими процессами, определяет и направляет работу всех органов, их рост и трофическое состояние, могущественно воздействует на течение физиологических процессов.

Но нервная система есть орган психики, а по представлениям вульгарного материализма даже мысль и чувство трактовались как выделения мозга. Это грубое представление давно оставлено; но современные материалисты приписывают головному мозгу психические функции». [4,90]

«Узко и необосновано утверждение, что только материальным определяется духовное, ибо необходимо признать, что есть и обратное влияние – духовное воздействие на материю тела через нервную систему – орган психики. Дух не только творит формы материальных тел, направляя и определяя процесс роста, но может сам принимать эти формы – материализовываться». [4,93]

Теперь надо сделать уточнение к сказанному в учебнике «Физика 7» о человеке как частице природы. Это относится только к телу человека. Василий Зеньковский так пишет об этом: «Ощутительнее всего человек переживает эту зависимость от космоса и законов его в своём теле, через которое мы и подчиняемся слепым процессам природы. Есть что-то унижающее человека в том, что он так подчинён (через тело) страданиям, болезням, смерти, но тело же является (как это постоянно подчёркивалось святыми отцами) и онтологическим преимуществом человека перед Ангелами – тело есть средство прямого действования в мире, необходимое условие его творческого вхождения в космос». [1,224]

Нельзя при решении вопроса о том, что представляет собой человек и каково его происхождение, обойти молчанием проблему языка. Неделько Виталий Ильич и Хунджуа Андрей Георгиевич в уже упомянутой работе «Основы современного естествознания» пишут: « Маловероятно, что язык мог возникнуть постепенно, т.к. не существует промежуточных звеньев – все известные нам 6000 языков, по существу, одинаково развиты. Древний санскрит или письменность шумеров, относящиеся к 4000 году до Р.Х., также сложны, как и современные языки. И здесь ничего не может измениться в принципе: языки наших предков навсегда утеряны для нас и наших потомков, и самые сенсационные находки древних текстов не прольют свет на этот вопрос, т.к. письменность – не язык, она возникает гораздо позже. Кроме того, при изучении происхождения языка нет зацепок в движении к его истокам, недаром основанное в 1865 году Парижское лингвистическое общество сразу же отказалось от рассмотрения проблем происхождения языка. Ответ на вопрос о происхождении языка прост, если признать существование Творца и разумное творение нашего мира, человека, и в том числе данного ему языка. Язык убедительно показывает, что человек не один из видов, а единственный вид». [3,265 - 266]

Приняв во внимание всё вышесказанное, становится понятно, что объяснить трёхсоставность человека и его происхождение только с позиций физики не удаётся. В работе «Основы современного естествознания» авторы доказывают, что это в принципе не возможно: «Наука даёт убедительные результаты лишь в исследовании процессов функционирования тех или иных систем, процессов многократно повторяющихся, допускающих влияние на них или хотя бы протекающих при свидетелях. Решение же вопросов происхождения, явлений уникальных и не повторяющихся, более сложно и часто остаётся на уровне гипотез, которые не могут быть даже в перспективе проверены в рамках традиционного научного метода, заложенного в трудах Ф. Бэкона, Г. Галилея, Р. Декарта. В том числе и ответ на вопрос о происхождении вселенной, Земли, человека не может быть дан в чисто научных рамках». [3,3] Неужели авторы школьного учебника физики этого не знают? Я уверена, что знают – тут дело в другом. Виталий Ильич и Андрей Георгиевич чётко обрисовывают эту проблему: «Современные научные представления и вера в Бога несовместимы» - такой точки зрения, начиная с середины 20 века, придерживается большинство: нобелевские лауреаты и академики, научные работники и профессора, преподаватели вузов и школьные учителя, журналисты, министры, президенты и т.п. Интересно, что же они узнали принципиально нового, революционного для миропонимания по сравнению с Кеплером и Ньютоном, Ломоносовым и Менделеевым, Фарадеем и Максвеллом, Пастером и Планком, братьями Вавиловыми, Туполевым и Королёвым и другими учёными-христианами, чтобы отрицать Бога? Вряд ли по своему кругозору или силе интеллекта наши современники превосходят богословов и учёных-христиан далёкого и недалёкого прошлого! Всё дело в том, что они были воспитаны в атмосфере материализма и атеизма.

Надо отметить, что стихийный атеизм присущ не только коммунистической идеологии. Западное общество уже давно идёт путём атеизма – так называемый светский гуманизм, навязываемый мировому сообществу через деятельность ЮНЕСКО (комитет ООН по вопросам науки и образования), в своих манифестах открыто проповедует атеистическое мировоззрение. Можно сказать, что светский гуманизм – это неотъемлемая часть идеологии глобализма, ведь человек, верящий в Бога, никогда не удовлетворится отведённой ему ролью «свободного потребителя». [3, 4 -5] «Истоки гуманизма как мировоззренческой философской системы теряются в далёком прошлом, поскольку сама его идея стара как мир, но содержание гуманизма не оставалось неизменным. Гуманизм представляет собой систему взглядов, утверждающих ценность и достоинство каждой личности, что само по себе, безусловно, правильно. Однако, начиная с момента зарождения современного гуманизма в эпоху Возрождения, и по сей день существуют два его типа. Первый – теистический, ядром которого является вера в Бога, второй – светский гуманизм, или гуманизм антропоцентрический, а попросту говоря, атеистический. Светский гуманизм распространился в эпоху Просвещения во Франции, укрепился в 19 веке на благодатной почве дарвиновского эволюционизма и расцвёл пышным цветом в веке 20-м, с его идеями о правах человека и обществом свободных потребителей. Ныне светский гуманизм – преобладающее в сознании людей мировоззрение, пропагандируемое такими влиятельными организациями, как ООН и ЮНЕСКО». [3, 355] « Атеистический характер светского гуманизма не скрывается в современной гуманистической литературе. Например, Пол Куртц просто категоричен в этом вопросе: «Гуманизм не применим к тому, кто всё ещё верит в Бога как Создателя мира».

В результате, несмотря на «благие намерения», на сегоднящний день одной из самых знаменательных черт светского гуманизма является его безнравственность. И судить здесь надо не по словам, а по делам. Победа человека над природой, научно-технический прогресс к 20 веку привели человечество ко многим негативным явлениям: расхищение ресурсов, экологические катастрофы, коррупция, уничтожение людей, геноцид». [3,359] Причина перерождения христианской нравственности в безнравственность светского гуманизма кроется в том же атеизме. Гуманистические постулаты на этот счёт гласят, что поскольку Бога нет, то и христианские нравственные ценности могут подвергаться коррекции без страха перед Божией карой. Действительно на сегодняшний день в сознании многих людей они заменены так называемыми общечеловеческими ценностями, «хотя общечеловеческих ценностей (кроме среды обитания) нет в этом мире. Ещё недавно можно было говорить об общехристианских ценностях, но к началу 21 века стало ясно, что деятельность гуманистических организаций покончила и с ними». [3,365]

«Гуманистическое влияние особенно сильно в системе образования. В школах и университетах преподаётся исключительно эволюционная версия естественных наук, другие точки зрения не рассматриваются». [3,371] Мы с вами в этом убедились, только прочитав начальные страницы учебника физики. Столько же времени можно было бы обсуждать и утверждение на странице 23 учебника: «По расчётам учёных, возраст наблюдаемой части Вселенной оценивается примерно в 14 млрд лет, а возникновение Солнечной системы и Земли как космического тела произошло 4 – 4,5 млрд лет тому назад. Человек разумный появился не позднее 40 тыс. лет тому назад». Кроме того, много можно сказать о написанном в учебнике «Новая история. Конец 15 -18 век» для 7 класса. К учебнику «Обществознание» для 7 класса, который, по сути, является курсом «Возрастной психологии», можно написать целую книгу возражений. Дисциплины «Концепция современного естествознания» и «Естественно - научная картина мира», изучаемые в вузах, говорят сами за себя.

В заключение приведу слова известного всем математика и физика 17 века, основоположника гидростатики, а также христианского философа Паскаля: «Смирись, немощный ум, умолкни, несмысленная природа; познай, что человек – существо бесконечно непонятное для человека, и вопроси у твоего Владыки о неведомом тебе истинном твоём состоянии. Послушай Бога».

Библиографический список

  • В. Зеньковский, Смысл православной культуры, Москва, издательство Сретенского монастыря, 2007,
  • Иеромонах Серафим (Роуз), Как сегодня быть православным, «Духовный щит», Калуга, 2013.
  • В.И.Неделько, А.Г.Хунджуа, Основы современного естествознания, Москва, «Паломник», 2008,
  • Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), Дух, душа и тело, Москва, «Артос-Медиа, 2006,
  • А.А.Фадеева, А.В. Засов, Д.Ф. Киселёв, Академический школьный учебник «Физика 7», учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений, Молекулярная физика и термодинамика с основами общей астрономии, Москва, 2007.
© 2012, SDN