Доклад Татьяны Александровны Садчиковой, учителя русского языка и литературы МОУ СОШ № 37 "ПОЧЕМУ ТАК ВАЖЕН РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ УЧИТЕЛЯ И КАК ЕГО СОБЛЮДАТЬ"

27 Декабря 2013   06:04

14 декабря 2013 года в г. Комсомольске-на-Амуре в рамках Николаевских  чтений проходил Круглый стол «Русский язык как отражение культуры и нравственности народа». Двери для многочисленных участников: профессоров, педагогов, священнослужителей, работников культуры, студентов, школьников, а также тех, кому небезразлична проблема сохранения русского языка, гостеприимно распахнула центральная Городская библиотека им. Н. Островского.

В продолжение Круглого стола педагоги, духовенство, гости имели возможность пообщаться и обсудить вопросы и проблемы. Было много сказано и о роли чтения в формировании культуры речи, и о речевом этикете учителя, о проблемах в преподавании литературы в школах.


Доклад Татьяны Александровны Садчиковой, учителя русского языка и литературы МОУ СОШ № 37 "ПОЧЕМУ ТАК ВАЖЕН РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ УЧИТЕЛЯ И КАК ЕГО СОБЛЮДАТЬ".

Учитель сегодня, впрочем, как и во все предшествующие времена, должен обладать целой совокупностью универсальных качеств: высокий уровень профессиональной и общей культуры, педагогическая, а также коммуникативная компетентность. Последняя включает в себя развитую литературную устную и письменную речь; владение иностранными языками, современными информационными технологиями, эффективными методами и приемами межличностного общения, а также предполагает соблюдение учителем правил культуры речи и речевого этикета.

Культура речи педагога — дисциплина, не только профессионально, но и этически ориентированная: учителю безнравственно допускать погрешности в собственной речи, так как он речевая личность и коммуникативный лидер, сказанное им не только запоминается, но и многократно воспроизводится.

Культура речи преподавателя не только один из важнейших показателей духовного богатства педагога, его культуры мышления, но одновременно могучее средство формирования личности.

В ситуации педагогического общения этикет играет очень важную роль, потому что речь преподавателя не только главное орудие профессиональной деятельности, но и образец, сознательно или бессознательно усваиваемый, всегда в той или иной степени воспроизводимый учащимися, а значит, неизбежно тиражируемый и распространяющийся.

Типичными нарушениями речевого этикета в речи учителей являются использование единиц со сниженной стилистической окраской; злоупотребление словами, имеющими отрицательную эмоциональную оценку; излишняя категоричность высказываний; навешивание ярлыков; ошибки в применении обращений.

Учителю необходимо следить за тем, чтобы установить контакт доброжелательного и доверительного общения, создать атмосферу тепла и уважения, что поможет дать обучающимся то чувство социальной защищенности, которое, как утверждают психологи, необходимо для нормальной жизни в обществе. Ведь даже взрослые сетуют: «Если мы почему-либо не надеемся на помощь других людей, их поддержку, доброжелательность, мы испытываем тяжелые и болезненные переживания».

Взаимоуважение, установление контакта доверительного общения — это то, без чего невозможно полноценное общение вообще и педагогическое в частности. Особенно это актуально сегодня, когда основным результатом образования становится воспитание самостоятельной, инициативной, владеющей навыками сотрудничества и речевой деятельности личности. Педагог, который сам не выполняет правила речевого этикета, не сможет справиться с этой задачей. Самоуважение, самооценка, умение слушать и слышать собеседника, способность взять на себя ответственность за свои слова и поступки — это то, чему можно научить только собственным примером.

В современном мире учитель должен не просто дать ребёнку готовые знания, а научить его самостоятельно добывать их. И задача педагога — создать необходимые психологические условия для самореализации учащихся. А это, прежде всего, вежливое и уважительное обращение с учащимися. Вежливость в общении проявляется в признании достоинства собеседника, его ценности как личности, в стремлении избегать ситуаций, которые могут показаться ему неловкими и обидными.

При этом неверно делать вывод о том, что речевой этикет предполагает только похвалу и поощрение обучающихся, дабы не обидеть их отрицательной оценкой. Учитывая правила речевого этикета, учитель поможет ученикам менее болезненно воспринять негативную оценку их работы, поведения; даст им возможность сделать из замечаний наставника важные выводы.

Резкая критика бесполезна и опасна, потому что заставляет человека обороняться, задевает его чувство собственной значимости и вызывает у человека обиду. Следовательно, нарушается контакт доброжелательного общения и сложно в этой ситуации говорить о высоком уровне эффективности обучения.

Большое значение имеет ориентация на учебный диалог, который становится системой взаимодействия педагога и обучаемых. Тогда у ребенка формируется активное отношение к овладению информацией, снижается страх перед неправильным высказыванием (поскольку ошибка не влечет за собой негативной оценки) и закрепляются доверительные отношения с учителем, который постоянно побуждает к нестандартному мышлению.

Но к такому обучению нужно готовить не только педагогов, но и обучающихся. Если ученик привык к роли пассивного «получателя знаний», то трудно ожидать от него мгновенной перестройки. Ему необходимо увидеть в педагоге заинтересованного собеседника и сотрудника, что непосредственно связано с тем, как последний владеет правилами речевого этикета.

На практике соблюдение речевого этикета вызывает определенные трудности. Различные мелкие недоразумения и ссоры, ежедневные конфликты, внезапные кризисные ситуации требуют со стороны учителя верной и действенной реакции. Иногда педагоги срываются на повышенный тон или даже на крик, используют единицы со сниженной стилистической окраской, средства интенсификации высказываний, тем самым нарушая правила речевого этикета. А в результате ухудшается самочувствие, здоровье в первую очередь самих учителей. По результатам проведенных исследований 50 % педагогов испытывают негативные эмоции, неудовлетворенность, неуверенность, страдают неврозами, соматическими заболеваниями. Но это же, а часто и в еще большей степени, испытывают и их речевые партнеры.

Соблюдение правил речевого этикета со стороны учителя очень важно не только в учебной аудитории, ведь «речевой день» педагога включает в себя общение профессионального характера с работниками администрации образовательного учреждения, коллегами по работе и родителями учащихся.

Соблюдение правил речевого поведения предполагает уважительное отношение к собеседнику в соответствии с его возрастом, полом и социальным положением. Оценки речевого поведения должны быть определены только с точки зрения, насколько уважительно или неуважительно звучит слово, адресованное собеседнику.

Педагогам, будучи представителями не только «речевой», но и высоконравственной профессии, очень важно знать и соблюдать правила речевого этикета и культуры речи.

Для того чтобы сделать высказывание деловым, но не холодным, веселым, но не обидным, строгим, но побуждающим к действию, а не бьющим по рукам, РЕЧЬ УЧИТЕЛЯ ДОЛЖНА БЫТЬ:

ПОЗИТИВНОЙ

Постарайтесь ПЕРЕВЕСТИ ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ ЛЕКСИКУ и КОНСТРУКЦИИ в ПОЗИТИВНУЮ: назвать стакан не неполным, а полунаполненным (наполненным наполовину); ответ не неполным, а наполовину состоявшимся, ответ не неглубоким, а находящимся на полпути к успеху, поведение не неуверенным, а робким, должным стать более уверенным или требующим большей уверенности.

НЕ НАЧИНАЙТЕ ФРАЗУ С «НЕТ» ИЛИ «Я С ВАМИ НЕ СОГЛАСЕН». Вариант: «Ваша точка зрения интересна. Мне кажутся важными еще несколько моментов». ДЛЯ РАБОТЫ НАД СОБОЙ полезно про себя проговорить («Я с Вами не согласен») и посчитать, сколько раз в день вам захотелось или пришлось возразить. Проанализируйте, носили ли Ваши возражения принципиальный характер или в них проявилась привычка к противоречию.

ИСКЛЮЧИТЕ КАТЕГОРИЧНОСТЬ

Постарайтесь исключать обороты «На самом деле», «Ничего подобного», «Каждому понятно», «Однозначно». Заменить их на: «Приведу свои аргументы», «Мне хотелось бы обратить Ваше внимание на …», «Давайте попробуем взять во внимание …».

ИСКЛЮЧИТЕ УНИЧТОЖАЮЩУЮ и УНИЖАЮЩУЮ ИРОНИЮ

Исключите обороты «Да что вы говорите?!», «Это и третьеклассники знают», замените их на ситуацию «Мы в этой ситуации все выглядим смешно», обратите юмор на себя: «Я себя чувствую в положении учителя, который не может толково объяснить».

ИСКЛЮЧИТЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В ПОХВАЛЕ

Не фиксируйте конечности достижений. Замените «Ты сделал все, что мог» на «Молодец, подготовился очень хорошо», оставляя всякий раз возможность к стремлению сделать еще лучше.

ЧЕЛОВЕЧНОЙ

СРАВНИВАЙТЕ РЕБЕНКА ТОЛЬКО С НИМ САМИМ

Замените «Посмотри, как написала Маша» на «По-моему, в прошлый раз у тебя получилось лучше». 

ИСКЛЮЧИТЕ БЕЗЛИЧНЫЕ ОБРАЩЕНИЯ. ЧАЩЕ НАЗЫВАЙТЕ РЕБЕНКА ПО ИМЕНИ.

Замените «Ты сегодня не готов» на «Саша, ты умеешь готовиться лучше».

ВЫЯСНИТЕ, КАКОЙ ВАРИАНТ ИМЕНИ НРАВИТСЯ УЧЕНИКУ

Употребление уменьшительно-ласкательной формы имени расценивается как похвала, если она используется нечасто и в обращении не ко всем.

ПООЩРЯЙТЕ УСПЕХИ, ЗАРУЧАЯСЬ МНЕНИЕМ КЛАССА

Лучше, чем «Я вижу, что ты, Ванечка, сегодня подготовился отлично», звучит «Ванечка, сегодня все видят и все со мной согласны, что ты подготовился отлично».

КОНСТРУКТИВНОЙ

ОБОЗНАЧАЙТЕ НАМЕРЕНИЕ, ИСКЛЮЧИТЕ МАНИПУЛЯЦИЮ

Четко формулируйте свои намерения, чтобы не оставалось возможности их ложных трактовок. Заменить «Надо бы остаться после уроков» на «Я предлагаю обсудить создавшееся положение серьезно, не на ходу».

ОТКАЖИТЕСЬ ОТ БЕЗАДРЕСНОСТИ ВЫСКАЗЫВАНИЙ

Замените «Хотелось бы видеть класс чистым» на «Я прошу вас привести класс в порядок».

ОТКАЖИТЕСЬ ОТ НАМЕКОВ И ИНТОНАЦИЙ С НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫМ СКРЫТЫМ СМЫСЛОМ. (Правильнее было бы сказать, проанализировав скрытые смыслы, вкладываемые в собственные интонации). Во фразе «Что это вы тут так бурно обсуждаете?» могут усмотреть смысл: «Не обо мне ли вы тут говорите» и почувствовать себя неловко.

НЕ УПОТРЕБЛЯЙТЕ ГЛАГОЛЫ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ В ЗНАЧЕНИИ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ

Замените «Встали. Приготовились к уроку. Сели» на «Прошу всех встать. Давайте приготовимся к уроку. Садитесь, пожалуйста».

ИСКЛЮЧИТЕ СЛОВА, ЗАСОРЯЮЩИЕ РЕЧЬ: «Как бы», «В принципе», «В общем», «Вот», «Значит», «Понимаете». Замените «В принципе, можно» на «Я бы мог сделать», «В общем, нам так сказали» на «На этом настаивает администрация района и города».

 

Соблюдая эти нехитрые рекомендации, участников диалога будут объединять взаимоуважение, взаимопонимание, между ними возникнет духовная близость. Попробуйте, и у Вас все получится! Успехов в общении!


© 2012, SDN