Воспитание притчей. "В чем мудрость жизни?"

25 Февраля 2015   09:20

Одним из открытий являются притчи.    

Притча -  это яркое, назидательное, в некоторой степени даже спорное произведение. Утверждение, звучащее в последних строках как мораль, как приговор, как… вопрос: «Так и в жизни не ценится то, в чём мудрость заложена, а отдаётся предпочтение тому, что может принести выгоду, что не требует работы ума, что не тешит самость и гордыню». Сегодня стоит задуматься над этим  вечным вопросом. Духовное или материальное? Думаю, что в современном обществе мало кто захочет отказаться от материальных благ... Но? Только ли это важнее всего? Говоря о бездуховности общества, мы всё чаще прибегаем к мысли о том, что и духовная составляющая очень важна для жизни. Надо признать и то, что сейчас люди больше ценят первое, чем второе. Но всё-таки, как показывает опыт мирового развития Человечества, его истории, культуры, искусства – духовные ценности важнее! Они делают нашу жизнь гармоничной, наполняют её смыслом, содержанием… 

Из поколения в поколение люди передают свой опыт, свои знания, свою мудрость потомкам. Оставить после себя хорошее, ценное - это и есть мудрость жизни. Но мудрость нельзя купить или вырастить на грядке.

Мудрость – это дар судьбы. Можно быть юным и мудрым, старым и глупым! А именно в притчи - это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём, встречается во всех религиях мира и в обыденной жизни.

Особенности притчи

1. Произведение малой формы.

2. Дидактико – аллегорический характер содержания.

3. Форма, композиция, язык, стиль, образная система, сюжет – всё подчинено выражению определённой дидактической идеи.

4. Заключает в себе поучение религиозного или морального плана.

5. Жанр, тесно связанный с фольклором (сказовая традиция).

6. Содержит элемент обобщения.

7. Типичность описываемого явления.

8. Актуальность поднимаемой темы.

9. Упрощённость образов (многие герои притч являются лишь носителями  какой–либо идеи или какого–либо нравственного качества).

10. Традиционность идейно–образной системы (эпитеты, метафоры, сравнения).

Нравственный смысл притчи

Притча не требует доказательств. Она строится на сравнении, подобии, противопоставлении явлений и фактов - это то, что поставлено в один ряд с чем-либо для сравнения. Она – способ передачи мудрости от старшего поколения. Темы притч: мудрость, долголетие, праведность, знание, любовь к ближнему, страх перед животворными силами природы, воздержание, усердие, самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей, сдержанность в наслаждениях, милосердие, выбор друзей, трудолюбие, честность, непримиримость к злу, справедливость, помощь нуждающимся в ней, веселье, здравый рассудок.

Именно притчи и сказки, кажущиеся на первый взгляд такими простыми, иногда даже глупыми, несут в себе настоящую мудрость. Стоит только прислушаться.

В нашей школе с учащимися  5-8 классов и состоялось обсуждение притч.

Цель – способствовать воспитанию моральных и духовных качеств личности путем осмысления и работы над притчей. 

Задачи: 

  1. Научить оценивать и анализировать текст, рассуждать и делать выводы, выражая собственное мнение.
  2. Способствовать формированию желания работать над собой.
  3. Воспитывать интерес к самому себе, формировать собственную культуру самопознания, саморазвития, самовоспитания.


Притчи учащиеся выбрали самостоятельно, и в каждом классе произошло их обсуждение. Дети рассуждали на тему: добро и зло, совесть и  воля, семья и счастье.

А по итогам обсуждения учащиеся должны были еще, и проиллюстрировать притчу. Состоялся конкурс среди учащихся на лучшее иллюстрирование притч, который назывался «Нарисуй притчу». По картинке дети должны рассказать сюжет притчи.  Оказывается притчу можно рисовать. Вместе с классными руководителями учащиеся имели возможность, обсудить притчу, проиллюстрировать её, задуматься над темой вечных, непреходящих ценностей: «Не убий, не укради, чти отца и матерь свою…». Эта проделанная работа подчеркивает важность сохранения и соблюдения традиционных ценностей русского народа.  


Алина Ларина, 7б класс

На классном часе мы читали и обсуждали притчи. Больше всего мне понравилась притча «Осёл и колодец». Она вызвала у меня восхищение, она  заставляет нас совершенно иначе смотреть на неприятности, которые подкидывает нам жизнь.

В этой притче рассказывается о том, как с ослом произошла беда – он провалился в колодец. Его хозяин же принял решение – засыпать колодец камнями, чтобы одним разом избавиться и от старого осла, и от старого высохшего колодца. Когда в колодец стали бросать землю, осёл  возмущённо закричал, но никто его не слушал. Осел, притих и понял, что надо надеяться только на свои силы и не ждать ни от кого помощи. Он стряхивал падавшие ему на спину комья земли и быстро приминал их ногами. Так вскоре он оказался наверху и выпрыгнул из колодца.

В жизни каждого из нас бывают всякие неприятности. Конечно же, можно громко кричать и возмущаться, но ведь есть и другой путь. Надо суметь его найти!

Всякий раз, когда на вас упадёт «ком земли» нужно его стряхнуть и использовать как ступеньку, чтобы подняться повыше. Если не останавливаться и не сдаваться, то можно выбраться из любого самого глубокого колодца. 


Алина Ахуньянова, 5ф класс 

Я считаю, что притча «Песок и камень» очень поучительна. Эта притча поучает тому, что надо уметь прощать обиды и всегда помнить только хорошее. В ней рассказывается о дружбе двух друзей и их споре. Несмотря на боль принесённую другом, второй друг ничего не сказал и не оскорбил первого, а просто написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». Когда друзья нашли оазис, тот, который получил пощёчину,  чуть не утонул, но его друг спас. Когда он пришёл в себя, он написал на камне «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Тот, который спас его, не понял,  почему он сначала написал на песке, а потом на камне. И тогда он сказал очень мудрую фразу «Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать на песке, чтобы ветры могли это стереть. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог это стереть. Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне». Эту фразу надо помнить и никогда не забывать.


Виктория Ходевцева, 5ф класс

Мы в классе читали притчу «Дорога в рай». Мне очень понравилась притча тем, что путешественник не бросил свою собаку,  когда первый привратник сказал, что с собаками в рай нельзя, и пошёл мимо. В этой притче человек не бросил своего верного друга. А притча учит тому, что верных и преданных друзей бросать нельзя. Даже если это и рай, но друг всегда дороже. Когда ты один ты ничего не можешь, а когда с другом вы можете свернуть горы, и вам все преграды по плечу. В притче путешественник очень устал, хотел пить и отдохнуть, его собака тоже очень хотела пить и отдохнуть, а перед воротами привратник сказал, что с собаками нельзя. Но путешественник дорожил дружбой, развернулся и ушёл. Я считаю, что в этой притче путешественник понял всё ранее сказанное и не бросил свою собаку. Только настоящий друг никогда не предаст и не обманет.

© 2012, SDN