Порядок выбора родителями школьников модуля комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»

11 Апреля 2015   08:17








ПОРЯДОК
выбора родителями школьников

модуля комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений

«Основы религиозных культур и светской этики»

1. Настоящим Порядком определяется порядок выбора родителями школьников модуля комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ).

2. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Распоряжением Правительства РФ от 28.01.2012 No 84, Приказом МОиН РФ No 69 от 31.01.2012, Приказом МОиН РФ No 74 от 01.02.2012.

3. Процедура выбора

3.1. Предварительный этап. Информирование родителей (законных представителей) о содержании модулей курса ОРКСЭ и праве осуществить свободный выбор модуля ОРКСЭ для изучения несовершеннолетним обучающимся.

Организация выбора модуля комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» должна быть рассмотрена на заседании органа самоуправления образовательного учреждения (школьного совета и др.) с участием руководителя учреждения.

Решением органа самоуправления или администрации в образовательном учреждении должен быть назначен представитель администрации, ответственный за организацию и проведение выбора.

Не менее чем за неделю до даты проведения родительских собраний до родителей учащихся должна быть доведена Информация о преподавании в 4-х классах общеобразовательных учреждений комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики (приложение No 1).

Информация может быть передана родителям лично, через учащихся или дистанционно.

Классные руководители должны проверить доведение информации до всех родителей (законных представителей) учащихся в своем классе.

В случае возникновения проблемных ситуаций администрации следует проводить с родителями дополнительные разъяснительные беседы.

Следует особо указать на то, что нельзя при общении с родителями склонять их к какому-либо определенному выбору под любыми предлогами (удобство для школы, для класса, отсутствие учебников, указания от управлений образования, отсутствие подготовленных учителей и др.). Такие действия недопустимы для всех работников образовательного учреждения, органов управления образования, любых иных лиц.

В случае поступления просьб «помочь с выбором», «посоветовать» и т.п., необходимо напомнить об исключительной ответственности родителей за воспитание своих детей. Выбор модуля должен осуществляться с учетом образа жизни, культуры, традиций, принятых в семье ребенка, и его личных интересов.

В отношении вопроса о возможности отказаться от изучения учебного курса (всех модулей) следует разъяснить родителям (законным представителям), что решение о его преподавании вызвано широкой общественной потребностью и принято органами государственной власти. В связи с этим отказ от изучения ОРКСЭ не допускается. Предлагаемый выбор позволяет учесть возможные запросы граждан, родительского сообщества, поэтому отказ от изучения всех модулей курса ОРКСЭ не может быть обоснован рациональными аргументами.

3.2. Основной этап. Проведение родительского собрания.

Следует заранее определить даты проведения родительских собраний в классах, в которых запланировано преподавание ОРКСЭ, чтобы эти сведения можно было внести в текст информации для родителей (приложение No 1).

На родительское собрание класса должны быть заранее приглашены и присутствовать:

- родители всех учащихся в классе или нескольких классов (в случае проведения собрания в одной параллели);

- представитель администрации (директор или заместитель директора); - классный руководитель;

- педагог или педагоги, которые предполагаются в качестве учителей по модулям курса;

- представитель родительского комитета школы (иного органа самоуправления).

В работе родительского собрания могут принимать участие представители органов управления образования, Хабаровского краевого института развития образования, педагоги, имеющие опыт преподавания ОРКСЭ, официальные представители религиозных организаций из числа входящих в рабочую группу по реализации ОРКСЭ при Министерстве образования и науки Хабаровского края, выразившие желание участвовать в собрании.

Возможно проведение единого собрания родителей в нескольких (двух и более) классах с родителями всех учащихся по списку. В этом случае протоколы все равно должны быть оформлены по каждому классу на основе заявлений родителей каждого класса.

Важно, чтобы родительское собрание вел представитель администрации школы, также необходимо присутствие и выступления педагогов, реализующих курс ОРКСЭ в конкретном классе.

Примерная структура родительского собрания

1) Вступительное слово представителя администрации.

2)Представление родителям содержания курса ОРКСЭ. Должны быть представлены все модули комплексного курса вне зависимости от предполагаемого выбора родителей. В представлении родителям конфессиональных модулей могут принимать участие официальные представители соответствующих религиозных конфессий.

Представление по каждому модулю может включать краткий рассказ о соответствующей религиозной или светской культуре, ее образовательном и воспитательном потенциале. Следует отметить единую ценностную основу

всего комплексного курса, ориентированную на культуру и традиции народов России, российскую культуру, российские гражданские ценности и нормы, веротерпимость, уважение мировоззренческих различий, национальных и культурных особенностей, достоинства личности в нашем обществе.

В представлении модулей могут использоваться только учебники по модулям ОРКСЭ, включенные в Федеральный перечень учебников;

3) представление учителей, реализующих курс в образовательном учреждении;

4) ответы на вопросы родителей, уточнения;

5) заполнение родителями личных заявлений (приложение 2).

Бланки заявлений должны быть заготовлены заранее и розданы родителям на собрании. В заявлении должно быть вписано от руки родителями (по крайней мере, одним из родителей): сокращенное название общеобразовательного учреждения, например МБОУ СОШ No 27; фамилия и инициалы директора; класс, в котором обучается ребенок; фамилия и имя ребенка; название выбранного модуля; дата; личная подпись (подписи) с расшифровкой.

Допускается предварительный сбор заявлений на данных бланках от родителей, которые могут отсутствовать в период выбора по уважительным причинам. В этом случае классный руководитель должен получить бланки заявлений от ответственного за выбор в учреждении и передать их родителям заранее лично или через ребенка, пообщаться с родителями в случае, если у них есть вопросы по выбору, содержанию образования и другим темам, получить от них заполненный бланк, убедиться в правильности его заполнения и передать его представителю администрации, ответственному за выбор, который должен сохранить его до подведения общих результатов. Ответственный представитель администрации при необходимости должен оказывать помощь классному руководителю в общении с родителями, ответах на их вопросы, решении возможных конфликтных ситуаций;

6) сдача родителями заявлений классным руководителям, сверка ими числа заявлений по заранее подготовленному списку каждого класса.

3.3. Подведение итогов выбора, направление информации в органы управления образования.

По каждому классу на основе данных выбора должен быть оформлен отдельный протокол родительского собрания класса (приложение 3).

Данные по выбору в правом столбце должны быть даны в численной форме, с дублированием их в письменной форме в скобках, например: 12 (двенадцать), 21 (двадцать один), 5 (пять) и т. п.

При отсутствии выбора одного или нескольких предметов (модулей) следует указать в соответствующей строке: 0 (ноль).

Протокол должен быть подписан классным руководителем и председателем родительского комитета класса.

В случае отсутствия родителей некоторых учащихся на собрании и получении от них заявления в более поздние сроки, в протокол могут быть внесены изменения или он может быть переоформлен. Это необходимо сделать до передачи данных в органы управления образования.

Данные протоколов по каждому классу должны точно соответствовать числу и содержанию личных заявлений родителей в каждом классе.

После сбора всех заявлений на собраниях и дополнительного сбора заявлений при необходимости от отсутствовавших на собрании родителей в администрации оформляется лист сводной информации образовательного учреждения (приложение 4).

Лист сводной информации подписывается руководителем образовательного учреждения и председателем родительского комитета, скрепляется печатью учреждения.

В установленные сроки в органы управления образования (районное управление) передаются:

1) лист сводной информации по образовательному учреждению (оригинал); 2) копии протоколов родительских собраний по каждому классу.

В администрации образовательного учреждении по итогам каждого выбора сохраняются:

1) заявления родителей с протоколами родительских собраний (оригиналы) по каждому классу;

2) копия листа сводной информации. 

© 2012, SDN