Храм на колесах. Совгаванская ветка.
Наша поездка началась с праздника. Именно в этот день отец Владимир и матушка Наталья отмечали годовщину супружеской жизни. В честь этого события к столу был даже подан торт. Но это было уже поздно вечером. Весь день у нас ушел на погрузку-выгрузку провизии, а также товаров для иконной лавки. Основной десант у нас из Ванино. Это отец Владимир Гарипов, священник прихода свт. Николая, его жена, матушка Наталья, она же повар, еще одна Наталья, заведующая в этой поездке иконной лавкой и еще одна Наташа, исполняющая обязанности клироса (то есть певчий, регент и уставщик в одном лице). Мне в этой поездке, как и прошлый раз, пришлось быть диаконом, пономарем и катехизатором. Ну а бригада проводников все та же: Владимир, Светлана и Татьяна.
Итак, поздно вечером мы отправились в путь в сторону моря, правда, мне сказали, что я его все равно не увижу, потому что проезжать будем ночью. Ну что ж, вдруг все же удастся разглядеть…
Гайтер
Всякое дело необходимо начинать с молитвы. Поэтому день у нас начался с молебна на благое дело. Потом мы вышли из поезда, чтобы увидеть поля, леса, бульдозеры, грейдеры и вахтовые автобусы. Деревня находится в паре километров от станции, но пока еще не так холодно и можно прогуляться. Выяснив направление, мы направились в путь. Да, забыл сказать, что кроме клиросного послушания у Наташи было еще одно: фотокорреспондента, ну а я в этот раз решил вести дневник поездки. Не успели мы далеко отойти, как перед нами остановился грузовик, из него выглянул молодой парень и спросил:
- А у вас можно будет креститься?
- Конечно, можно, - ответили мы.
- А что для этого нужно?
- Главное иметь желание. И еще нужно будет принести полотенце, ну и определенную сумму пожертвования, хотя если денег нет, без крещения никого не оставляем.
- Спасибо
Мы отправились дальше. Собственно говоря, до населенного пункта нас подвезли на первой же попутной машине, поэтому мы не особо устали. Село довольно большое и ухоженное. Правда, разбросано по частям, из-за этого, мы не сразу смогли найти администрацию. Впрочем, отец Владимир перед поездкой обзвонил глав всех населенных пунктов и узнал адреса, поэтому, нашему приходу не удивились. Глава администрации рассказала нам, что село у них хорошее, люди определяют себя как православные, но в последние годы приехало несколько семей каких-то сектантов, которые хоть и не ведут навязчивую агитацию, но живут несколько особняком от всех. С отцом Владимиром они решили, что нужно заинтересовывать население, объяснять им, как можно организовать приход и тому подобное. После этого, нам показали, где находятся школа и детский сад. Чем можно было бы заняться в детском саду, мы не придумали, поэтому решили туда не идти, а вот в школе вполне можно было бы провести беседу с детьми.
Школа в Гайтере одноэтажная, но очень красивая, потому что совсем недавно в ней был сделан капитальный ремонт. Причем благоустроена была не только сама школа, но и близлежащая территория. Поблизости даже сделан прудик, через который перекинут деревянный мостик. Встретили нас в этой школе неплохо, но встречу с детьми назначили после уроков, собрали их в спортзале и заставили слушать нас стоя. Понятно, что слушать нас было не так уж легко, поэтому мы не стали вести слишком долгие разговоры. Мы попытались рассказать о вере, о том, что дает человеку христианство. Единственный вопрос, который был нам задан, прозвучал от учителей. Они попросили нас рассказать, что такое послушание. Понятно, что от нас в очередной раз ждали нравоучений. Но я этим принципиально не занимаюсь, поэтому попытался просто рассказать, почему нужно слушаться родителей, учителей, а самое главное Бога, и о том, как выстроить иерархию ценностей. Не знаю, удовлетворил ли мой ответ учителей, но спорить с нами никто не стал.
Когда мы шли «домой» нас сопровождали дети, правда, не вступая в разговор. Но когда мы остановились передохнуть возле магазина, они все-таки подошли к нам с вопросом, когда и как можно будет креститься. Мы объяснили, что стоим здесь один день, и у них есть еще пара часов, чтобы поговорить с родителями и собраться. К назначенному сроку пришли три девочки. Они сказали, что родители им разрешили креститься, дали деньги и полотенца, но сами не пришли и крестных тоже не предложили. Решено было старшую из них крестить без воспреемников, а для остальных двух роль крестных взяли на себя наши Натальи.
Наконец уже поздно вечером пришли те самые вахтовики, которых мы встретили по дороге. Оглашение прошло на редкость плодотворно. Ребята слушали с интересом, задавали вопросы. Отец Владимир по ходу крещения тоже рассказывал о том, что происходит во время Таинства и о том, как должен жить православный христианин. После крещения старший из ребят Иван признался, что стоять во время крещения ему было тяжелее даже чем на плацу в армии. Тем не менее, он был очень счастлив, что принял крещение, сказал, что постарается причаститься при первой возможности, когда будет в Комсомольске, а теперь пойдет домой переваривать информацию, которую получил от нас. Мы были тоже очень рады, потому что среди молодых не так часто понимаются такие понимающие люди. И очень жаль было уезжать, не зная, придут ли они на самом деле еще когда-нибудь в храм, притом, что в их поселке храма нет, а работают они вахтовым методом. Счастье еще, что Комсомольск близко.
Как ни прискорбно, но уезжать нам пришлось в тот же день. По какому принципу составлялось расписание, но на этой станции еще один день совершенно не был бы лишним. Но и за этот день мы сделали немало, а впереди было еще много населенных пунктов.
Большая Картель
Выглянув в окно, мы заметили покосившиеся деревянные домики на левой стороне и ряды пятиэтажек вдали. Отец Владимир, как бывший военный сразу определил, что в селе находится воинская часть. Первым делом мы направились в ту сторону. Но администрация оказалась в противоположной стороне села. Мужчина, у которого мы спросили дорогу вызвался нс проводить. Село по сравнению с предыдущим куда менее ухоженное. По дороге наш проводник указывал нам на развалины и пустыри и говорил: «Вот здесь раньше был клуб, здесь детский сад, здесь больница…» Наконец мы дошли до администрации, расположенной в длинном деревянном доме. Там мы встретились с главой поселения, а затем отправились в обратный путь, узнав, что школа находится в военном городке. Впрочем, военную часть вот-вот должны расформировать, что должно еще сильнее ударить по поселку. Трудно понять, почему в этом поселке мы стоим два дня, тогда как в куда более благополучном по виду Гайтере всего день
На обратном пути мы решили зайти в магазин. Возле магазина мы увидели доску объявлений, на которой висел информационный листок против ювенальной юстиции. Мы были этим приятно удивлены. Рядом, впрочем, висел предвыборный листок некой Светланы Пеуновой, которая, насколько мне известно, кроме политической деятельности, руководит какой-то оккультно-сектантской организацией, правда, в наших краях малоизвестной. Откуда в селе взялись эти листки, выяснить нам не удалось.
Пока мы рассматривали объявления, к нам подошла пожилая женщина, которая сказала, что очень хочет исповедаться. Кроме того, она очень переживает за своих внуков, родители которых пьют, и хотела бы их окрестить. Батюшка назначил время, и она с радостью пошла домой, сказав, что постарается привести хотя бы одного-двух внуков.
Наконец мы дошли до здания, в котором размещаются общеобразовательная и музыкальная школа, а также детский сад. Но как только мы попытались войти, дверь нам загородила директор школы, сославшись на то, что у них в данный момент комиссия из РайОНО, и она никак не может нас впустить. Договорились, что мы придем на следующий день в 12-00 и проведем беседу с учениками.
К 16 часам в храме собрались люди на крещение. Бабушка, которую мы встретили на улице, перевыполнила план, приведя на крещение всех своих пятерых внуков от 6 до 16 лет, а заодно и их мать. Папаша тоже пришел, но он был не совсем трезвый, поэтому ему она сказала стоять на улице. Ей же пришлось стать и крестной у своих внуков, хотя она пыталась отказаться, ссылаясь на возраст. Беседа перед крещением прошла хорошо, но я не обратил внимания, что самый младший мальчик сидел какой-то грустный. А во время запретительных молитв ему стало плохо, может быть из-за жары в вагоне. Мы посадили его в углу на скамейке, а к купели я его поднес на руках. Но уже после помазания елеем, сидя на скамейке, он начал говорить: «Проходит, проходит!», после крещения в купели сам стоял с матерью, а после миропомазания вовсю улыбался. Такое вот произошло у нас небольшое чудо.
На следующий день у нас с утра был молебен, а затем панихида. На службу пришли несколько местных бабушек. Они принесли нам несколько пакетов с овощами, а одна из них изъявила желание поехать с нами до следующей станции, где у нас была запланирована Божественная литургия.
К 12 часам мы направились в школу. Подходя к школе, мы увидели, что дети уже идут домой. Когда мы, наконец, вошли в школу, то не нашли там ни директора, ни завуча. Выяснилось, что вообще никто ничего не знает, и никто о нас никому не сообщал. Мы подивились подобной безалаберности школьного руководства и потопали восвояси. Тем не менее, пока мы шли домой, к нам подходили дети, задавали вопросы, кто-то даже взял благословение у батюшки.
Вечером мы решили служить всенощное бдение без литии в честь праздника Покрова Божией Матери, совпавшего с воскресным днем. Главной проблемой было то, что темнеет сейчас рано, а освещения в вагоне хватает очень ненадолго. Тем не менее, служба прошла хорошо. К нам даже пришли несколько человек из села. Ночью мы продолжили свой путь, чтобы отслужить литургию в следующем населенном пункте Селихино.