О воспитании как «прививке нравственности».
Доклад руководителя Духовно-просветительского центра Амурской епархии во имя святой мученицы Татианы Надежда Михайловна Оглоблина
Уважаемые коллеги!
Духовно-нравственное развитие молодого нашего поколения сегодня является важнейшим компонентом социального заказа для системы образования в России и ее первостепенной задачей. Задачу эту вновь актуализировал в своем Послании Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент Российской Федерации В.В. Путин, подчеркнув, что фундаментом прочного будущего нашей страны становятся не только знания, которые дает школа, но и крепкие нравственные основы личности ее граждан, сформированные на основе «уважения к своей истории и традициям, к духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре. Показательно, что этот свой тезис Президент подкрепил обращением к авторитету выдающегося русского ученого историка и филолога, академика Д.С. Лихачева, который всегда считал главной целью школы воспитание.
«Образование должно быть подчинено воспитанию,- писал Д.С. Лихачев. Воспитание – это, в первую очередь, прививка нравственности и создание у учащихся навыков жизни в нравственной атмосфере. Но вторая цель, теснейшим образом связанная с развитием нравственного режима жизни, - развитие всех способностей человека и особенно тех, которые свойственны тому или иному индивидууму». Одним из важнейших условий воспитания гражданина он считал – воспитание молодежи в моральном климате памяти – семейной, народной, культурной. «Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, "накоплений" культуры», – подчеркивал ученый.
Сохранение исторической памяти о мирных и боевых подвигах народов России считает первоочередной задачей воспитания и РПЦ.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, отмечая не случайность имеющих сегодня место целенаправленных попыток переписать историю России, вычеркнуть из народной памяти или представить в самом мрачном свете ее ключевые события, такие как Крещение Руси, Куликовская битва или уравнять нашу страну с фашистской Германией в ответственности за начало Второй мировой войны. Попытки эти имеют целью посеять в душах людей, в первую очередь молодых, чувство ущербности, спровоцировать желание отречься от своих предков и их наследия, Патриарх подчеркивал: «Убежден: от того, какое представление получат новые поколения о деяниях своих предков, будет зависеть их выбор завтрашнего дня России».
Определенное и очевидное единство в видении путей преодоления кризиса духовности светскими властями, академической наукой и Православной Церковью нашло сегодня отражение в ряде регламентирующих современную образовательную политику в России документах.
Во ФГОС общего среднего образования принцип сотрудничества учреждений образования и церкви сформулирован достаточно четко: «Задача духовно-нравственного развития гражданина России может быть осуществлена посредством последовательной интеграции личности школьника в культуры составляющих российское общество социальных групп, в те этнические и религиозные традиции, которые существуют в нашей стране». И в первую очередь это касается традиций и культуры Православия, ставшей основой русской государственности.
В 2015 году Правительством России в целях преодоления кризиса духовности и нравственности в нашем обществе был принят новый документ - «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (2015-2025), где главенствующая роль также отводится именно «традиционным духовным ценностям».
Именно этими государственными документами руководствуется сегодня РПЦ, выстраивая формы взаимодействия с образовательными учреждениями. Соработничество Амурской епархии с образовательными учреждениями на территории города и края осуществляется на основе Договора о сотрудничестве с Министерством образования и науки Хабаровского края, совместного плана работы Амурской епархии и Управления образования города, на основе Соглашений о сотрудничестве с отдельными МОУ СОШ (№23, №35, №7), ДТДиМ, с ФГБОУ ВО «АмГПГУ». Сотрудничество это предусматривает возможность соучастия епархии в организации и учебной и внеклассной работы со школьниками. Совместно с названными выше образовательными организациями разрабатываются и апробируются не просто инновационные формы, но по-настоящему новаторские в сфере духовно-нравственного воспитания.
К их числу принадлежат, например, такие разработки как «Вера. Надежда. Любовь: праздник твоего святого имени», «День Матери. Святые матери России», осуществленные совместно с МОУ СОШ №7. Они проводятся в формате встреч в епархиальной гостиной с участием детей, педагогов и, главное, родителей детей, а также клириков епархии и самого Владыки Николая. Знакомство с традицией празднования именин, с традициями Православного отношения к матери, овладение новой информацией, связанной с участием в сюжетном действии праздника делает, по отзывам учителей и родителей, эти встречи образовательными событиями даже для них. В этом году мы приглашаем школы к участию в таких новых тематических гостиных – «День Учителя. Святая профессия – Учитель» и «День защитников Отечества. Православное воинство и его святые покровители». В самой тематике этих мероприятий отражается главный принцип их проведения – принцип преемственности и перспективности. День защитников Отечества – это светский государственный праздник. Но нам важно познакомить ребят с исторической традицией почитания воинского подвига, с оценкой церковью роли защитника как святого дела, хранению памяти о них на примерах жития Александра Невского, Дмитрия Донского, Федора Ушаков и даже наших современников.
Принимает участие епархия по согласованию с руководством школы №7 и в реализации программы отдыха детей в пришкольном лагере в период каникул. Заранее готовятся темы и расписание встреч представителей образовательного центра епархии с детьми. По заявке школы приходят те из них, сотрудничество с которыми оказывается наиболее интересным для всех участников образовательного мероприятия. Час духовности –так мы называем эти встречи.
Эта совместная деятельность школы и Амурской епархии постоянно курируется специалистом ИМЦ И.А. Айрапетян, обладающей прекрасным знанием современных интересных направлений воспитательной работы и оказывающей существенную поддержку.
Каждое образовательное учреждение, с которым сотрудничает епархия, обладает своей спецификой, своими возможностями. Особенно тесное сотрудничество у нас сложилось с МОУ СОШ №23. В школе существует целая система учебной и внеклассной работы, связанной с развитием духовности и нравственности учащихся.
Она не ограничивается только работой по преподаванию ОПК в младших классах. Интерес к Православной традиционной нашей культуре формируется и у старшеклассников. Сегодня он уже так объединяет старшеклассников этой школы, что они становятся соработниками учителей и представителей епархии в этом деле.
Одной из любопытных форм работы со старшеклассниками здесь стала дискуссионная площадка «Уроки философии». Проект ее проведения направлен на развитие способностей школьников к размышлению над серьезными философскими понятиями. Первым разработчиком и ведущим «Урока философии» стал епископ Амурский и Чегдомынский Николай, поставивший на обсуждение старшеклассников вопрос «Что такое Любовь?». Урок строился как интерактивное мероприятие с использованием интересных аудио и видеоматериалов.
Для такого заинтересованного Православной культурой школьного актива, для выпускников этой школы мы разработали особую форму поощрения – архиерейский прием, на который они приглашаются с классными руководителями и учителями. Он предшествует школьному выпускному балу. Торжественная церемония включает в себя персональное благословение – напутствие каждому Владыки, вручение подарков от епархии, вручение благодарственных писем Епископа Амурского и Чегдомынского родителям, зажжение свечей перед иконой святого покровителя учащихся и учителей преподобного Сергия Радонежского. В знак благодарности учителям, церемонию запуска шаров и белых голубей с записками-пожеланиями под звон колоколов храма святого пророка Божия Илии, проводим ее уже два года.
В этом году была заложена еще одна традиция – проведения конкурса хоров кадетских классов.
В первый раз в этом конкурсе приняли участие хоры МОУ СОШ № 23 и №35. Конкурс проводился в зале приемов Амурской епархии и был посвящен Дню Победы. Ребята исполняли и старинные, и современные военные песни. В жюри присутствовали регент и певчие епархиального архиерейского хора, сам Владыка Николай. Лучшие хоровые коллективы были отмечены подарками от епархии. Оценивая этот опыт, мы рассчитываем, что он будет продолжен и в нем смогут принять участие и хоры других школ, где сегодня есть кадетские классы.
Опыт многогранной совместной работы МОУ СОШ №23 и Амурской епархии, начатый еще в 2012 году, сейчас обобщается и осмысливается специалистами Духовно-просветительского центра епархии для представления его в октябре в Троице-Сергиевой Лавре на научно-практической конференции в Московской Духовной Академии.
Но в той или иной форме в культурно-образовательных событиях Амурской епархии участвуют многие школы - №6, 14, 22, 24, 27, 30. 31, 36 ,4, 30, 42, 51, гимназии города №1, 9, 45, лицей №1 и №33. И если раньше многие были просто их участниками, то сегодня они становятся соорганизаторами их.
Глубокую благодарность Амурская епархия выражает Заслуженному учителю России, учителю русского языка и литературы МОУ СОШ № 51 С.А. Бурковой, А Ю Кузнецову, учителю МОУ Гимназия №1, К.А Батраковой, учителю истории Гимназии №45, директору МОУ СОШ №34 М.В Суровцевой. и педагогу дополнительного образования этой школы Туяне Владимировне Борожаповой, проявившим искреннюю заинтересованность в сотрудничестве и оказавшим помощь в проведении мастер-классов, в проведении фестиваля славянской культуры и письменности, в организации Сретенского бала. Н.Ф. Калиниченко, руководителю метод отдела ДТДиМ,
596 учащихся 2-4 классов пришли к нам, чтобы в буквальном смысле «прикоснуться» к культуре Православия, увидеть впервые святыни и сокровища наших храмов.
Известно, что первым опытом трансляции традиционных основ и ценностей российской культуры стало введение в наших школах в 2012 г. предмета «Основы религиозных культур и светской этики» с шестью модулями, из которых для церкви, естественно, важнейшим являются «Основы Православной культуры».
Осмысливая этот опыт, учитывая пожелания учителей, высказанных на секциях Рождественских образовательных чтений и в ходе ряда круглых столов, о необходимости профессиональной более глубокой подготовки к ведению этого предмета, в 2015/16 году по инициативе Амурской епархии на базе ФГБОУ в «АмГПГУ» была организована профессиональная переподготовка учителей по специальности «Религиоведение с углубленным изучением основ Православной культуры» в объеме 252 часов. Учебный план был разработан кафедрой философии и социальных дисциплин АмГПГУ при участии сотрудников Амурской епархии.
Обеспечение ведения ряда дисциплин, связанных с блоком «Православная культура», также осуществлялось с участием сотрудников епархии, имеющих академическое духовное образование, кандидатов наук, носителей этой культуры. Набор учителей на курсы проводился Управлением образования города. Обучение для слушателей было бесплатным. Оплату взяла на себя Амурская епархия.
За два года с 2015 по 2017 состоялось два выпуска в количестве 46 специалистов.
В анкетах выпускники дали в целом высокую оценку качеству полученных знаний, а их замечания стали основой для корректировки учебных планов на новый учебный год. В 2017 – 2018 году мы расчитываем продолжить этот опыт и пригласить на обучение новых слушателей.
В декабре 2016 года в рамках регионального этапа Рождественских образовательных чтений Амурской епархией совместно с МКУ «ИМЦ» был проведен Круглый стол «Православная культура в школе: опыт, проблемы и перспективы развития», в ходе которого были обсуждены состояние и проблемы преподавания ОПК, факторы выбора учащимися и родителями модуля «ОПК», наиболее интересные учебно-методические комплексы по ОПК, опыт проведения внеклассных мероприятий, связанных с Православной культурой, опыт взаимодействия школ с Духовно-просветительским центром Амурской епархии, и др.
При подготовке Круглого стола совместно с методистом ИМЦ О.Р. Дьяченко мы провели предварительное анкетирование учителей. С учетом пожеланий, высказанных участниками Круглого стола, мы планируем проведение в декабре месяце семинара для учителей ОПК и ОМРК «преподавание Православной культуры в школе. Современные технологии преподавания», руководителем которого выступит автор одного из лучших УМК по предмету, доктор пед.наук, профессор О.Л. Янушкявичене (Москва). Она уже приняла наше приглашение. Для двух школ города на основе Договора о сотрудничестве с ними Амурская епархия приобрела и передала в пользование 40 комплектов УМК другого автора – кандидата философских наук, протодиакона А. Кураева. Одновременно учителей этих школ мы приглашаем и на курсы профессиональной переподготовки.
При всем том особо остро для нас стоит сегодня проблема выбора модуля. По данным Министерства образования предварительный выбор в школах города на новый учебный год опять складывается не в пользу ОПК. Светскую этику выбрали 40,8% учащихся и родителей, 49,8% - основы мировых религиозных культур и только 9,4 % - ОПК. В соседней с нами территории – Комсомольском районе – цифры иные: 97,4% составил выбор ОПК, 2,2% СЭ и 0,4% ОМРК. В Хабаровске выбрали ОПК – 17,5%.
В прошлом учебном году по согласованию с Министерством образования и Управлением образования города на родительские собрания по выбору модуля практически во все школы города и территорий, подведомственных Амурской епархии, были направлены представители епархии – сотрудники, клирики, привлеченные специалисты, в том числе и из АмГПГУ. Это был первый наш опыт массового общения с родителями. Мы хотели быть услышанными ими. И нам хотелось понять их позицию. Она не всегда была однозначной. Многие из родителей не осознают чистой культурологической направленности дисциплины и бояться насильственного воцерковления. Но учитель, даже если бы и хотел, не сможет этого сделать.
Однако, учитель может заинтересовать школьников глубиной, красотой и гармонией Православной культуры, искусства и литературы. На собраниях представители епархии отмечали большую степень доверия родителей учителям, представляющим им свой опыт работы в области ОРКСЭ. Нам представляется, и здесь мы опираемся на анкетирование педагогов, что преимущественный выбор модуля ОМРК связан все-таки и с учительской позицией. Работая с этим модулем, можно говорить о многом, не углубляясь в детали. Преподавание же модуля ОПК требует укоренения учителя в Православной культуре, глубокого ее знания.
В этой связи, а также по предложению учителей - выпускников нашей Программы профессиональной переподготовки, возник проект создания творческой группы учителей ОПК, цель которой - повышение профессиональной компетенции учителей в образовательной области «ОРКСЭ», который мы совместно с ИМЦ готовимся реализовать в этом учебном году.
Думаю, что заинтересует учителей и еще одна новинка, которую мы планируем реализовать: пригласить учителей общеобразовательных школ на открытые уроки в воскресную школу: там они точно смогут увидеть разницу между религиозным образованием и светским культурологическим. Мы планируем придать воскресной школе «Живой родник» при соборе святого пророка Божия Илии статус экспериментальной педагогической площадки, где будут реализовываться инновационные, современные формы именно религиозного просвещения.
Замечу, что формат сотрудничества образовательных учреждений с религиозными организациями присутствует и в принятой в России в 2014 году «Концепции развития дополнительного образования детей», На этой основе Амурская епархия сотрудничает с Дворцом творчества детей и молодежи, Домом творчества Ленинского округа, детской художественной школой, с музыкальными школами. Представлю один из некоторых моментов такого взаимодействия.
Важнейшим мероприятием для епархии стало соучастие в реализация историко-познавательного проекта со старшеклассниками «Истории живые родники», проводимого МОУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи».
Его предметом по замыслу авторов идеи – педагогов ГДТДиМ стала история Дальнего Востока, история Хабаровского края, история города Юности, с включением Амурской епархии в реализацию проекта активизировался такой ее аспект как история Православия. Методологической основой для его введения стал цивилизационный подход, сегодня активно внедряющийся в практику обучения и воспитания - подход к истории духовной культуры нашей страны, к Православию как к истоку, определившему цивилизационный строй нашего государства. Это обусловило сам выбор названия проекта – «Истории живые родники» и основные направления номинации программы проекта последних лет: «История Дальнего Востока России в лицах (Ерофей Хабаров, Н.Н. Муравьев-Амурский, митрополит Иннокентий (Вениаминов), Н.И. Гродеков, Г.И. Невельской, В.К. Арсеньев)», «Лица и лики» (Исторические деятели – святые Руси», « Давайте семейные ценности чтить» (традиции и святыни моей семьи). Участию и подвигу земляков-комсомольчан в Великой Отечественной войне была посвящена номинация «Через Веру к Победе».
Необычайно впечатляющей здесь стала работа ученика МОУ СОШ №7 Дениса Живоглядова (педагог-наставник Г.И.Гусева) «Жизнь и служение игумена Иова (И.В.Котельникова) Богу и Родине» о военном первостроителе города Комсомольска-на-Амуре И. В. Котельникове, участнике Великой Отечественной войны, директоре школы №12 в послевоенное время, который завершив свою работу на Дальнем Востоке, уехал в Белгородскую область, принял священнический сан и стал настоятелем монастыря. Достоверность этой биографии подтвердила присутствующая на Чтениях дочь этого человека С.И. Романова. Замечателен вывод, к которому пришел молодой исследователь, собирая сведения о нашем земляке: «Вся жизнь игумена Иова, в миру Ивана Васильевича Котельникова, есть подтверждение того, что через веру в Бога люди обретают незримую духовную силу и преодолевают все - и тяжелые болезни, и жестокие войны - и остаются созидателями жизни».
Лучшие работы школьников, ставших финалистами проекта, обладают, как правило, элементами научной историко-культурной новизны, что подтверждается рецензиями специалистов из музеев города, ученых из АмГПГУ и представителей Амурской.
Герои многих работы школьников сами нередко становятся участниками их презентаций, живым подтверждением невыдуманных человеческих биографий.
В последние два года наметилась также тенденция к участию в финальном мероприятии проекта родителей школьников, интерес которых к событию проявляется не только в духовной поддержке своего ребенка, но и к самому предмету проекта «Истории живые родники». Эта группа увеличилась с введением номинаций «Родительский дом- начало начал» и «Давайте семейные ценности чтить». По сути, работы, представленные в этих номинациях, становились плодом совместного творчества детей и родителей. И этот факт – еще одно доказательство эффективности педагогической технологии, использованной организаторами образовательного события
Ряд работ школьников был представлен к публикации в епархиальной газете «Путь к храму». Первой была опубликована работа ученика 9 класса МОУ СОШ №18 Сергея Петрова (Педагог-наставник А.А. Колесникова, руководитель школьного музея) «О чем рассказала трудовая карточка». Сегодня работа над проектом продолжается. Лучшие работы школьных исследователей истории Православия уже собраны для редакторской подготовки и дальнейшей их публикации издательским отделом Амурской епархии в отдельном сборнике, выход которого мы планируем к началу Рождественских чтений в декабре этого года.
Опыт работы по совместимости с Амурской епархией реализации этого проекта был представлен методистом ДТДиМ И.А. Линник при поддержке Амурской епархии на конкурс «За нравственный подвиг учителя». Стал победителем регионального, краевого тура, межрегионального, где занял призовое 3 место и участником Международного этапа с получением соответствующего сертификата в октябре 2016г. В 2017 году в региональном туре этого конкурса у нас тоже победа: П.Ю. Панфилов – учитель физкультуры МОУ СОШ №8. Но по техническим условиям – не выполнен ряд жестких требований по оформлению - она не смогла конкурировать с работами других регионов. Как член экспертной комиссии межрегионального этапа конкурса должна сказать, что работы, которые предоставляются нашими учителями по содержанию всегда конкурентоспособны. Но невнимание к условиям и требованиям оформления работы, спешка при подаче заявки, которая с прошлого года осуществляется лично авторами, а не представителями епархии и Управления образования, и только в электронной форме, существенно снизило наши шансы. Думаю, что эти моменты должны стать предметом дальнейшей нашей работы с конкурсантами 2018 года.
В заключение отмечу, что у нас сегодня сложилось реальное и в отдельных случаях уже складывающееся в систему сотрудничество Церкви с образовательными учреждениями в воспитании святынь души. Хочется верить, что в результате этой работы, получив в школьные годы «прививку нравственности», наши дети смогут выработать стойкий иммунитет против тех ценностей запада, которыми всех нас так искушают сегодня. Кстати, напомню, что тема Международных образовательных Рождественских чтений, ставших у нас традиционными, в этом году звучит так: «Нравственные ценности и будущее человечества».