Аналитический доклад
«Новости» Ветхого Завета.
Иеромонах Арсений (Бабаев)
Как-то один мудрый священник сказал, что для современных людей нужен "Новый Ветхий Завет". В самую точку! Человечество зашло слишком далеко, оно теперь отдалилось от того, что является естественным для человека как творения Божьего, и стало жить противоестественно и противозаконно. Многие мечтают о каких-то идеалах, о прекрасном, о любви, всяческом благе, о счастье - как о том, что вот просто так может и должно появиться в их жизни, но при этом не хотят измениться сами. Увы, нет у сегодняшнего большинства желания начать жить по-новому. По-новому и одновременно по уже давно известному - по тем законам, которые Бог дал нам с самого начала - еще на заре жизни человечества в этом мире.
Так, ни для кого не новость, что Закон Божий велит: "не убивай" и "не кради". Но зато для многих теперь новостью оказываются и повеление Божие о хранении телесной чистоты (см.VII Заповедь), и повеление Божие чтить день седьмой, то есть, ходить в церковь на воскресные богослужения. Это что - новость? Ведь Тот же, Кто сказал: не убей и не укради, в другой Своей заповеди находящейся в одном ряду с этими двумя, сказал: седьмой день посвящай Богу (см. IV Заповедь). Десять Заповедей содержат и другие "новости" для тех, кто слышит это в первый раз. Закон Божий велит ни за что не обращаться к гороскопу, сонникам, к "бабкам", гадалкам, ясновидящим, экстрасенсам (см. I Заповедь) и не делать себе идолов из денег или из пива и водки, или из интернет-сети, порабощая себя им (см. II Заповедь); он велит прекратить свысока смотреть на своих родителей и хамить им (см. V Заповедь), перестать при разговоре бросаться именем Божьим на все четыре стороны (см. III Заповедь), перестать тунеядствовать, паразитируя на доброте и терпении своих близких (см. IV Заповедь).
Мы не можем даже сметь надеяться на какое-то счастье и мечтать о нем, если игнорируем эти фундаментальные, имеющие первостепенную значимость Заповеди Божьи.
Законы Божьи - законы счастья
Десять Заповедей являются не формальными предписаниями, а духовными законами нашего бытия, в соответствии с которыми были сотворены люди. Господь, сотворив духовный и земной миры, раскрыл нам и те закономерности, на которых строится и материальная и духовная жизнь. Жизнь в согласии с Десятью заповедями - главное условие, при котором человек будет счастлив и в земной жизни и в жизни вечной. И наоборот, если человек преступает одну из десяти заповедей, он сам себя делает несчастным, жизнь вопреки Заповедям неминуемо идет по пути саморазрушения личности, семьи, общества.
В этой связи явной становится и огромная роль воскресной школы. Как важно с детства привить знание Закона Божьего! Недаром самый главный предмет в воскресных школах именно так и называется: "Закон Божий". Однако следует заметить, что опыт многих церковных школ показывает - при каких условиях ребенок действительно может обойти стороной кризис ухода из церкви, после того как закончит учебу, то есть, что поможет ему устоять перед лицом соблазнов. Выделим два основных условия, причем, что характерно, оба они не зависят от самого ребенка, от уровня его развития или его характера и привычек.
Первое условие. Правильная организация воспитательной системы в самой школе. Знания о Боге без молитвенного опыта не дают практически никаких добрых плодов. Отрицательный пример - это когда детей учат всему только не молитве. А ведь последнее - самое главное! В воскресенье перед занятиями детей необходимо приводить в храм на общую молитву, ко Святому Причастию. Если рядом храм, а эта первостепенная составляющая отсутствует, то грош цена такой воскресной школе. Кроме того, хорошо, если есть возможность создать детский хор, чтобы дети чувствовали свое живое и очень важное участие в богослужении.
Второе условие. 90% успеха - когда родители не "сдают" в выходной день своего ребенка в церковь, а когда сами они ходят на воскресное богослужение, причащаются. Подавляющее большинство детей перестающих ходить в церковь после окончания воскресной школы - это именно дети из нецерковных семей. Даже когда хотя бы кто-то один - отец или мать ходит в церковь, это уже совершенно меняет дело, ребенок, приходя из церкви домой, уже не столкнется здесь совсем с другой реальностью, противоположной той, которую он познает в церкви.
Изучение Заповедей очень важно и в контексте таких понятий, как грех и исповедь. Протоиерей Олег Стеняев подчеркивает значимость Десятословия следующей мыслью: "Важность каждой из Десяти заповедей Пятикнижия заключатся в том, что есть только десять грехов, все остальное – их разновидности". Правильно исповедоваться с библейской лаконичностью, то есть называть конкретный грех, а не внешние обстоятельства его совершения или какие-то фантомы к самому греху мало отношения имеющие. Многие священники против "талмудов", которые издаются для подготовки к исповеди, поскольку столкнувшись с такими словарями грехов - в пол сотни, а то и больше страниц, человек часто или сразу приходит в уныние или такая слишком обширная формальная детализация может просто оттолкнуть того, кто делает первые шаги в храм. Доходит до абсурда. Например, в одной из таких книжек с громадным списком грехов я встретил грех креститься в перчатке. Но разве дело в перчатке? Наверное, через структуру ее ткани не проходит благодать, не так ли? Кто-то в 40 градусный мороз проходя мимо храма может и не снимая перчатки, с благоговением, спокойно нанести на себя крестное знамение от всего благодарного сердца, а кто-то, стянув с руки этот пятиконечный покров, начинает что называется "гонять мух", то есть, небрежно, спешно махать рукой, не донося, например, пальцев до живота, а останавливая их где-то на уровне шеи, переворачивая таким образом Христов крест верх ногами.
Зачем в воскресные дни приходить в храм?
Или о том, почему у того кто крещен, но не причащается, в душе нет Бога, в сердце нет Христа и не может быть истинной любви к Нему.
Некоторые из наших современников говорят: "Я не хожу в воскресенье в церковь, потому что у меня есть дела поважнее. Я могу и дома помолиться". Что может быть поважнее Бога и спасения твоей вечной бессмертной души? И как свой дом можно сравнивать с домом Божьим, с храмом Божьим в котором совершаются Святые Таинства? Если крещеный человек игнорирует самое главное богослужение недели, занимаясь в эти священные утренние часы чем-то другим (кроме чрезвычайных обстоятельств) - то это уже не христианин. В Десяти Заповедях Ветхого Завета о дне Господнем сказано шесть дней работать и делать в них всякие дела, а день седьмой посвящать Господу Богу (см. Исх. 20:8-11). С наступлением Нового Завета главным днем в жизни верующих стало воскресенье, потому что Христос, воскреснув из мертвых, освятил этот день. Заповедь велит всегда начинать воскресенье с посещения центрального богослужения всей недели - Божественной Литургии. И только по завершении утреннего богослужения можно заниматься какими-то делами.
Для каждого, кто через Таинство Святого Крещения принимает в свою жизнь Христа, посещение воскресного богослужения является его священной обязанностью. Для чего по воскресеньям мы идем в церковь? Чтобы вновь и вновь соединяться с Господом и исцеляться от греховных ран: исповедоваться, причащаться, благодарить Господа за Его великую крестную Жертву ради нас и славить Воскресшего Христа в Его день, в день воскресный. Сам Христос сказал что создаст Церковь Свою, которую не одолеют даже врата ада (см. Мф. 16:18)
Нигде больше на земле, ни под землей, ни в воде, ни в горах, ни в космосе не возможно так соединиться с Богом, так приблизиться к Нему, как через Чашу Святого Причастия. Обманывают Бога и самих себя те, которые говорят: "У меня Бог в душе" и при этом не ходят в церковь и не причащаются. А ведь это центр, самое сердце христианства, главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения.
Как объяснить несведущему человеку, что такое Причастие? Так же, как это делал Христос - через примеры и образы. Вот, человек попадает в аварию, теряет много крови, теряет самую жизнь. Как его спасти? Через донора, через того кто перельет страдающему свою кровь, кто поделится своей кровью. И если донора или кровь донора вовремя находят, то пострадавший остается жив, продолжает жить. Примерно подобный способ - как нас соединять с Собой избрал Сам Господь. Он дает нам Свои Божественные Тело и Кровь под видом хлеба и вина. Сам Иисус сказал о том, что Он есть Хлеб, сшедший с Небес, после чего указал на то, что те верующие, те крещеные люди, которые не будут принимать Его Святые Тело и Кровь, не будут иметь в себе жизни. А те, которые будут алкать и жаждать этого Дара Божьего и будут причащаться Его, те будут жить в Боге, во Христе и Он в Них. (см. Иоан.6:48-58).
Итак, как бы ни молился христианин у себя дома, каким бы добрым, щедрым и милосердным он ни был, и какими бы важными земными делами он не занимался, в воскресенье он идет в храм, во-первых, потому, что исполняет Заповедь Божию о Господнем дне, а во-вторых, для Причастия Божественной жизни Христа.
Общение с Богом – Источником всех сил Вселенной, – только и может дать человеку и духовные, и физические силы. Давно замечено, что если за шесть дней выработаешься, то воскресная служба наполняет внутренней силой. Бог укрепляет надеющихся на Него и служащих Ему. Еще кто-то из древних святых очень точно подметил: "Когда человек служит Богу, тогда Бог служит человеку".