Иеромонах Арсений (Бабаев). Интеренет-зависимость. Разрушительные последствия виртуальной жизни. Часть первая

29 Декабря 2016   09:31

Аналитический доклад

Интеренет-зависимость. Разрушительные последствия виртуальной жизни.

Иеромонах Арсений (Бабаев)

Часть первая

 

В списке самых распространенных видов зависимостей человека в современном мире, на первом месте стоит интернет-зависимость. Психологи говорят, что если человек ежедневно проводит в интернете более 6 часов, это означает, что он интернет-зависим. В настоящее время людей с интернет-зависимостью больше, чем с алкогольной и наркотической зависимостью вместе взятых.

В 1991 году появился первый веб-сайт, положивший начало современной сети Интернет. Прошло еще несколько лет и была создана социальная сеть (1995), которая всего за 10 лет после своего основания в огромной степени изменила не только мир, но и людей, породив новые заболевания и психические расстройства. Люди не только привыкли к интернету, но и стали зависимы от него. Причём зависимость от интернета достигает болезненных форм, и не так давно такое явление как «интернет-аддикция» попало в Международную энциклопедию «Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам» (DSM-IV).  

Теперь настоящей чумой XXI века стало такое массовое и повсеместное явление как сетеголизм. Для многих искусственная сетевая "жизнь" исказила реальность и заменила собой жизнь естественную - настоящее общение, настоящие встречи, настоящие занятия и т.д. Кроме того, интернет-зависимость включает в себя зависимость от гаджетов, через которые осуществляется выход в он-лайн (это современные универсальные электронные приборы, от которых у огромного числа людей в наши дни формируется зависимость - смартфоны, планшеты и т.д.). Определить, если ли у человека такого такая зависимость просто. Если хотя бы на сутки оторвать зависимого от сети, лишив его компьютера или смартфона, то поведение человека резко меняется, оно сопровождается невротическими реакциями: наблюдается повышенное возбуждение и тревожность. А это уже диагноз.

4 основных вида интернет-зависимости и их симптомы:

Сегодня психологами и исследователями проблем интернет-зависимости выделяются пять основных видов этой неудержимой тяги к он-лайн погружениям:

1.Сетеголизм. Самым распространенным видом интернет-зависимости считается тяга к беспрерывному общению. Это могут быть форумы, социальные сети и различные чаты. Многие стали "жить" в социальных сетях.

Симптомы: пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам; постоянное обновление страницы в соц. сетях; навязчивое желание комментировать.

2.Веб-серфинг. Информационная интернет-зависимость, или непреодолимая нужда в постоянном потоке информации, заставляет человека бесконечно путешествовать по Сети.  Человек блуждает по сайтам, базам данных, одну за другой читает статьи, заметки, комментарии к ним, бесконечно переходит по ссылкам.

Симптомы: бесконечное путешествие по ссылкам и сайтам; постоянная проверка почты даже в не рабочее время; постоянное бесцельное и механическое чтение новостей, блогов и любой информации.

3.Игровая зависимость. Следующий вид интернет-зависимости – игровая зависимость. Это когда человек подсаживается и не может оторваться от игр: "стрелялки", "бродилки", стратегии, на деньги (онлайн-казино) и др. жанры.

4.Сексуальная интернет зависимость. Еще одной разновидностью интернет-зависимости является так называемое киберсексуальное влечение – это тяга к просмотру блуда в сети (развратные фильмы, фотографии).

Симптомы последних двух типов зависимости: навязчивое влечение к игре либо блуду в интернете.

Перечень основных видов зависимостей от интернета можно расширить, добавив туда: хакерство; непроизвольную тягу к покупкам вещей на интернет-аукционах и в онлай-магазинах; бесконечное скачивание видео и аудио материалов и т.д.

Общие клинические проявления для всех типов интернет-зависимости:

  • Изменение психического состояния (появление эйфории) при контакте или в предвкушении контакта с интернет средой;
  • Психологический дискомфорт (раздражение, угнетенность, ощущение «пустоты») при невозможности работы с компьютером;
  • Использование интернета для улучшения своего настроения, переключения с беспокоящих проблем, то есть для искусственного изменения своего психического состояния;
  • Исчезновение контроля за временем при нахождении в сети. Заглянув вроде бы по делу на несколько минут, вы зависаете в сети на несколько часов и не замечаете, как стремительно пролетает время;
  • Прекращение или резкое сокращение других видов деятельности (семейных, служебных и др.);
  • Продолжение работы в сети, несмотря на появление социально-психологических проблем; (недостаток сна, проблемы в семье, пренебрежение домашними и служебными обязанностями и пр.);
  • Испытываете влияние информации из сети на ваше психологическое самочувствие — негативные новости или сообщения вызывают в вас бурю отрицательных эмоций, таких как ярость, печаль или тревогу.

Последствия и причины возникновения интернет-зависимости:

1. Изменения в мозге человека. В психиатрии есть понятие «аддиктивное (зависимое) поведение» (от англ. addiction — пагубная привычка). Оно включает в себя различные типы поведения: наркотическая зависимость, алкоголизм, курение, пристрастие к обильной еде, пристрастие к азартным играм, компьютерная и Интернет-зависимость и др. И что интересно, учеными описаны некоторые общие психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения. Проведя МРТ-сканирование мозга участников эксперимента, ученые пришли к выводу, что в мозге у интернет-зависимых людей происходят те же изменения, что у алкоголиков и наркозависимых людей. Это нарушение проводящих путей между зонами мозга, отвечающих за формирование эмоций, концентрацию внимания и принятие решений, сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, страх перед стойкими социальными контактами, лживость, стремление обвинять во всем других, желание уходить от ответственности в принятии решений. Исследователи-психологи пришли к неутешительным выводам — быстрое и регулярное просматривание сайтов ведет к тому, что мозг человека утрачивает способность к углубленному аналитическому мышлению, превращая постоянных пользователей сети в импульсивных и не способных к интеллектуальной работе людей. При длительном и неконтролируемом нахождении в сети происходят изменения в состоянии сознания и в функционировании головного мозга. Постепенно это приводит к потере способности обучаться и глубоко мыслить. Таким образом, интернет-зависимость - это расстройство в психике, сопровождающееся большим количеством поведенческих проблем и в общем заключающееся в неспособности человека вовремя выйти из сети, а также в постоянном присутствии навязчивого желания туда войти.

2. Опасности социальных сетей. Довольно часто пользователи оправдываются, что не тратят время впустую, а общаются. Действительно, установлено, что подавляющее большинство больных (91%) пользуется в Сети сервисами, связанными с общением. Но вот вопрос: чем отличается общение вживую от общения по Интернету? Зависимость от социальных сетей становится сегодня настоящим социальным бедствием. Этой формой зависимых расстройств порабощено множество людей и число их постоянно увеличивается. Желание рассказывать друзьям (коих могут быть сотни и даже тысячи) каждый шаг своей жизни, комментировать каждую фотографию (свою и чужую) приводит к полному вытеснению реальной жизни. Отдельные люди (и их число постоянно растет) практически круглые сутки «на связи». Недавно мама одной 11-летней девочки обнаружила дочь глубокой ночью в чулане, где та полусонными, красными от усталости глазами жадно впивалась в монитор ноутбука. Другой пример. Женщину предпенсионного возраста уволили с работы за то, что весь лимит интернет-трафика в рабочее время она потратила на общение в социальной сети. Дети и взрослые устраивают в соцсетях настоящую «ярмарку тщеславия», демонстрируя недавний отдых или новую шубу, машину, квартиру или дачу… Это приводит к неврозам, конфликтам, истерикам, вспышкам зависти, ревности. Страничка в соцсетях стала своеобразной визитной карточкой человека. Главный герой известного фильма «Социальная сеть» недвусмысленно заявил: «Наши предки жили в городах и селах, а мы живем в интернете». К сожалению это подтверждается реальностью. Через социальные сети действуют и немало всяких жуликов, мошенников, педофилов и прочих извращенцев. А в последнее время участилась пропаганда культа смерти. Неизвестные распространяют в соц. сетях информацию, провоцирующую детей и молодежь на совершение суицида. Значительно усилилась реклама сатанизма.Основная причина возникновения сетеголизма - это проблема в реальном, живом общении, которая в свою очередь является следствием неправильного отношения к жизни, неправильного мировоззрения. Ведь как не парадоксально, причина необщительности в настоящей (а не виртуальной) реальности - не в отсутствии навыков общения как таковых. Как раз окунаясь с головой в сети всемирной паутины, человек становится необщительным в настоящем мире, у него начинают появляться сложности в общении с людьми вживую. Дальше он замыкается в себе и живет в состоянии стресса, депрессии (при соприкосновении с действительностью), что сказывается на учебе, работе и здоровье психическом и физическом. Почему? Потому что выходя из сети он видит, что в реальности настоящей все гораздо сложнее, ответственнее и глубже чем там... Общение в интернете предоставляет возможность существовать в образах своих мечтаний, то есть реализовывать недостижимые в реальной жизни фантазии. Это является и основной причиной интернет-зависимости у подростков. Часто социальные сети ввергают душу подростка в уныние, апатию или даже отчаяние, так как реальная жизнь отличается от виртуальной. Итак, проблема нормального, здорового общения, обусловлена неправильно ориентированным мировоззрением. Человек самолюбивый, с эгоцентричным мировосприятием часто испытывает ложные страхи во время общения вживую. Психологическое и соответственно физическое состояние такого человека находится в прямой зависимости от мнения окружающих. Он боится что на него кто-то не так посмотрит, или что о нем не так скажут, то есть боится нежелательного о себе мнения, боится, что о нем подумают не так, как он этого хочет. Зато в сети, прикрываясь придуманным псевдонимом, он спокойно высказывается на разные темы, не боясь неодобрения и непонимания, поскольку все анонимно. Но это приводит к тому, что происходит подмена жизни в мире настоящем "жизнью" в мире виртуальном, искусственном, иллюзорном, фальшивом.

Провоцирующие факторы, стимулирующие развитие сетеголизма:

- анонимность в общении с людьми невозможность проверить, насколько представленная о себе информация действительна;

- неограниченный выбор собеседников и их быстрая смена в любом уголке мира;

- ощущение собственного могущества.

3. Медиа-насилие: детям прививают страсть к убийству.  По данным психологов, к великому сожалению, игры, содержащие насилие, секс и сквернословие, особенно популярны среди детей и подростков 8–15 лет. Многие родители возражают: «Не все ведь компьютерные игры вредны. Есть и полезные развивающие, обучающие игры». Да, есть. Но, во первых, если у ребенка уже компьютерная зависимость, то родители никогда не смогут его настолько контролировать, чтобы он играл исключительно в развивающие игры. Более того, во многие развивающие игры можно играть не только на компьютере. А во вторых, подавляющая часть выпускаемых игр (85 %) содержит насилие, преступления, убийства. Насилие в игре прививает детям «вкус и навык к убийству». Когда ребенок, играя, убивает, он испытывает те же ощущения и такое же воздействие на психику, как солдат или офицер в боевых условиях. Множество научных исследований подтверждают, что компьютерные игры являются одной из причин преступного поведения подростков. Бывший рейнджер американской армии, подполковник Гроссман занимается подготовкой военных, полицейских и медиков для отрядов службы спасения, действующих по всей стране. В прошлом профессор Арканзасского университета, ныне он возглавляет группу специалистов по изучению психологии убийства. Гроссман рассказал о том, что компьютерные «игры-стрелялки», в которые играют наши дети, создавались вовсе не для детей и даже не для обычных взрослых. А для военных, которым в дальнейшем предстояло участвовать в боевых действиях. Теперь эти «тренажеры» попали и к нашим детям. Таким образом, сейчас мы учим детей убивать, подкрепляя это чувством удовольствия. А еще учим ликовать и потешаться при виде реалистических изображений смерти и человеческих страданий. С точки зрения психологии, дать детям такой тренажер, то же самое что дать в руки каждому ребенку по автомату или пистолету. "Методики, - предупреждает Гроссман, - применявшиеся в армии для обучения солдат, сейчас растиражированы безо всяких ограничений и используются для детской аудитории. ...Я понял, что молчать больше нельзя, и выступил на нескольких конференциях, посвященных вопросам войны и мира. А потом написал статью «Наших детей учат убивать»". В 1999 году Дэвид Гроссман выпустил в свет книгу «Не учите наших детей убивать: Объявим поход против насилия на телеэкране, в кино и компьютерных играх». Очень часто этому подвержены мальчишки. Мальчиков очень интересует военная тематика, всевозможные «стрелялки». Вот этим и пользуются те, кто распространил по всему миру компьютерные игры. Исследования, проведенные за последние 25 лет, свидетельствуют о тесной связи роста насилия в обществе с показом насилия в СМИ. Вот, что по этому поводу пишет Гроссман. "Тут важно особо подчеркнуть, что речь идет именно о зрительных образах. Ведь литературная речь ребенком до восьми лет в полном объеме не воспринимается, она как бы отфильтровывается рассудком. Устная речь по-настоящему начинает восприниматься после четырех лет, а до этого кора головного мозга фильтрует информацию прежде, чем она дойдет до центра, заведующего эмоциями. Но мы-то говорим о зрительных образах насилия! Их ребенок в состоянии воспринимать уже в полтора года: воспринять и начать подражать увиденному. То есть в полтора года агрессивные зрительные образы – неважно, где появляющиеся: на телеэкране, в кино или в компьютерных играх – проникают через органы зрения в мозг и непосредственно попадают в эмоциональный центр. ...В исследовании, которое было проведено в 1998 году в рамках ЮНЕСКО, также говорилось, что насилие в обществе подпитывается насилием в СМИ. ...В 1999-ом Ассоциация психологов Нью-Джерси выразилась еще определенней, сказав, что отрицать влияние экранного насилия на бытовое – это как отрицать закон земного притяжения". Совершенно очевидно, что "кровожадная" кино-игро индустрия нравственно уродует население.

"Они знают! Знают, что делают – и все равно продолжают торговать, как наркобароны, смертью, ужасом, деструктивными идеями. Кучка людей на этом обогащается, а вся наша цивилизация оказывается под угрозой… Нам необходимо усовершенствовать систему градаций, разработанную индустрией видеоигр. Кроме того, за медиа-насилие надо штрафовать. Нам совершенно необходимо отрегулировать систему штрафов и в области видеоигр, иначе нас ждет куча проблем. И третья мера, помимо просвещения и законодательства, это судебные иски. После убийства в Падуке федеральное правительство предъявило производителям компьютерных игр иск на 130 млн. долларов. И судебный процесс развивается вполне успешно".

4. Интернет-зависимость приводит к разрыву супружеских отношений и как следствие, разрушению семьи. Так же огромной проблемой, стоящей на пути обеспечения социально-психологической безопасности как отдельного человека, так общества в целом является сексуальная интернет зависимость. Сегодня множество семейных пар распадаются или стоят на грани распада из-за наклонности одного из супругов удовлетворять свою блудную страсть посредством интернета. Особенности интернета (доступность, анонимность, вседозволенность, отсутствие обязательств и необходимости психологически подстраиваться под партнера) только способствуют возникновению зависимости от этого влечения.

У людей, страдающих этой зависимостью, остается мало времени для обычного общения, так постепенно происходит эмоциональный разрыв в отношениях с реальными людьми — семья, дети, друзья, работа и учеба уходят на задний план.

5. Поверхностно хватая все в готовом виде, человек становится очень внушаем, отучаясь самостоятельно осмысливать. Мы теперь всегда на связи, всегда в курсе событий, можем в одну минуту найти нужную нам информацию. Однако, из наших мыслей и чувств всё больше и больше куда-то уходят глубина и неторопливость. Мы всё меньше читаем, зато всё больше общаемся. Всё меньше думаем, зато всё больше говорим. У нас уже не произведения, а одни тексты. Не мысли, а информация

6. Физические заболевания. Кроме психических и мыслительных расстройств интеренет-зависимость опасна и возникновением физических заболеваний. Проводя лишнее время у экранов мониторов, мы портим свое зрение, у многих появляется тунельный синдром запястья. Интернет зависимость, которая сопровождается сидячим образом жизни, приводит к различным заболеваниям позвоночника и суставов (сколиозу, остеохондрозу, артрозу и т.д.), сердечно-сосудистым патологиям (тахикардии, аритмии, артериальной гипертонии, варикозу нижних конечностей и т.д.) и многим другим заболеваниям.

Итак, опасности Сети велики. С другой стороны, невозможно, чтобы в нашу эпоху ребенок жил без интернета: тогда он не сможет учиться, поступить на работу. Нужно научиться правильно пользоваться им, не становиться рабом, насколько это возможно.


Читайте во второй части работы:

  • Как ограничить доступ детей к Сети и при этом не помешать их обучению? Правила родителям.
  • Советы о методах избавления от интернет зависимости (а так же для профилактики этой нездоровой привязанности).
  • Польза внутренней тишины.
© 2012, SDN