Преосвященнейший епископ Николай совершил Литургию в Ильинском Кафедральном соборе

30 Декабря 2012   08:18

30 декабря 2012 года, в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, Преосвященнейший епископ Амурский и Чегдомынский Николай совершил Божественную литургию в Кафедральном соборе святого пророка Божия Илии.

По окончании богослужения Преосвященнейший владыка обратился к собравшимся со словами: " Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня мы с вами вступаем в период, который считается подготовительным периодом к великому празднику, к великому событию - к Рождеству Христову. От события Рождества ведется летоисчисление нашей истории. Это воскресенье называется Неделей Праотцев. Это тот день, когда мы вспоминаем ветхозаветных святых, праведников, предков Христа по плоти, тех людей, которые во времена Ветхого Завета ожидали Христа, ожидали пришествия в мир Спасителя, ожидали события боговоплощения. Сегодня мы традиционно чествуем память пророков, людей, которые готовили своими проповедями, своими призывами людей к принятию обетованного Мессии. Сегодня мы вспоминаем и царей, которые были предками Спасителя по плоти, и которые своими добрыми делами также готовили мир, людей, человеческое общество к принятию обетованного Мессии. Сегодня мы вспоминаем и многих других праведников, которые с верою ожидали Христа-Спасителя.

Сегодня за Божественной Литургией нам святая Церковь предложила евангельское чтение, которое называется «О званных на вечерю». Мы с вами слышали сегодня слова евангелиста Луки о том, как один богатый человек решил собрать пир, праздничную вечерю, и на эту вечерю он пригласил многих и многих людей. Как знакома нам эта ситуация, ведь притча – это такая форма повествования, которая доступна простым людям, и через которую раскрываются глубокие истины. Итак, этот человек пригласил на свой пир множество гостей. И вот один из приглашенных, когда пришло время, говорит: «Я не могу. Я купил землю и должен осмотреть ее. Поэтому я не могу придти к тебе на вечерю». Второй говорит: «Я купил пять пар волов, и мне тоже надо пойти их испытать». Третий говорит: «Я вообще, женился, и, понятное дело, мне не до твоих трапез». Тогда этот богатый человек сказал своему слуге, что раз остались свободные места за столом, пойти во все труднодоступные места, в подворотни и пригласить всех кого найдет, на эту вечерю. Христос заключает эту притчу глубочайшими словами: «Много званных, но мало избранных».

Как, дорогие мои братья и сестры, ситуация, описанная в этой притче похожа на нашу жизнь. Господь устраивает нам вечерю. По толкованию святых отцов, этот человек, который устроил вечерю, это и есть сам Бог. Сам Бог, устраивающий праздник жизни для своих чад,  для нас с вами. Что это за вечеря? Это то время, те моменты жизни, когда мы можем общаться, находиться в единении с источником всяческих благ, с Богом. И быть с Богом – это самая главная цель человека, который понимает это. Быть с Богом, быть с Тем, Кто дает жизнь всему, что живет, и движется и дышит. Господь устраивает нам вечерю. И этой вечерей может быть вся наша жизнь, в течение,  в продолжение которой мы можем с Ним общаться, в которой мы можем находить утешение нашим скорбям и болезням, в которой мы можем находить радость, покой и мир. И вот так часто бывает, что мы отказываемся от участия в этой жизни. 

В Евангелии вы не найдете слов, что Христос осудил того, кому надо было посмотреть купленное поле, не осудил человека, которому надо было посмотреть своих волов, которых он приобрел. Христос не осудил человека, который женился, и потому не смог прийти на эту вечерю. Христос не говорит, что не надо было покупать поле, не надо было покупать волов, и не надо было жениться. Но Христос этой притчей осуждает наши человеческие привязанности. Привязанности к этому миру, когда мы не откликаемся на зов Божий. И наверное, каждому из нас знакома такая ситуация, когда мы стараемся себя оправдать тем что мы работаем с утра до вечера, что у нас много дел в семье, много дел по дому. А потому храм Божий в воскресный день бывает пуст. Мы не находим в себе силы. Не перебарываем себя, чтобы прийти на эту вечерю. Вечерю, которую нам устраивает Господь, Источник нашей жизни, Податель всяческих благ.

И вообще бывает так, что и земля евангельская, и пять пар волов, и все, что мешало избранным прийти на вечерю, очень сильно приковывает нас к земле и ко всему земному. Тут не обошлось без «посторонней помощи». Многие из нас смотрят телевизор. И очень часто нам с экрана телевизора говорят, что есть дела поважнее, чем участие в пире. «Есть стремления более важные. Пусть они более приземленные, но они нужнее тебе, современному человеку», - так говорят нам с экранов телевизоров. Навязывают нам другие мысли, заставляют человеческое мышление работать в другом направлении: не вверх, а вниз. Вот простой пример – современная реклама. Если ты по телевидению просто захочешь посмотреть новости, ты обязательно увидишь рекламу, не говоря уж о других специальных передачах. Вот недавно появилась такая реклама Сбербанка. Языческие боги (ну ладно, художественный образ): Зевс, Гермес, Посейдон, Афродита представлены в современных человеческих образах. И вот одна из последних реклам: Афродита, женщина не самого скромного вида и поведения, вбегает в жилище, в шикарную квартиру, и первые ее слова: «Шоппинг, шоппинг, шоппинг!» Знакомо? А вы знаете, что такое шоппинг? А современные люди должны знать, что такое шоппинг. Это значит: «Покупки, покупки, покупки!» Что в голове у женщины? Одни покупки? Одно приобретение? Так и хочется ей сказать: «Иди на завод! От звонка до звонка отработай, и никакой мысли о шоппинге, никакой мысли о расточительности, о пустых растратах не придет». Что пытаются навязать людям? Безмерное потребление. Ведь недаром та ситуация, которая складывается в нашем обществе, большей частью на Западе, в Европе, меньшей частью в наших пределах, называется цивилизацией потребления. Со всеми вытекающими последствиями и идеями: шоппинг, приобретение, потребление. Все вот нас пытаются принизить к земле, чтобы мы ползали по земле, чтобы мы забыли о Боге и о Его правде, о Его настоящих радостях. Все земное, все персть, все, что преподается сейчас современному человеку. 

Из нас делают потребителей. И вот, дорогие мои, мы должны об этом помнить всегда. Мы должны быть очень осторожными и очень бдительными, чтобы не следовать тем, кто желает нам зла. Кто желает нашего разложения, разрушения нашего внутреннего мира и нашего общества. Вот сегодняшняя притча, как и многие другие притчи, как и многие другие евангельские эпизоды, возвращает нас к нашей реальной жизни. К жизни, в которой нужна не иллюзия, в которой необходимо наше обращение, обращение нашего сердца к Богу, к Творцу, к Источнику нашего блага.

Дорогие мои, пусть сегодняшняя притча послужит нам таким отрезвляющим моментом, который будет показывать, что в нашей жизни является главным, а что второстепенным или ненужной мишурой. Впереди у нас праздники. И вот как бы не получилось в эти периоды, как получилось в притче. «Не можем мы прийти к Тебе, Господи. Мы заняты. Нам не до тебя. Ну и что, что Ты даешь нам жизнь. Ну и что, что ты являешься источником всяческих благ для нас. Пока нам и так хорошо». Так вот, пусть не будет таких моментов у нас в жизни. Пусть храм Божий станет для нас тем местом, где Господь устраивает для нас вечерю, где Господь устраивает для нас пир, праздник души, где мы приобщаемся к радости, благодати Божией, любви Божией. Вот такой любви желаю я всем вам в преддверии рождественских и новогодних праздников. 

Спаси Господи! 

С праздником!"

 

Часть первая

 

 

Часть вторая




© 2012, SDN