"Новый учебный год в традиционном контексте"
1 сентября 2016 года в пос. Циммермановка Ульчского района, в храме в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона был отслужен торжественный молебен перед началом нового учебного года. Помолиться в православный храм о помощи Божией в предстоящем учебном году пришли директор местной общеобразовательной школы Т. В. Абрамова, также учителя, школьники и их родители. В своей проповеди настоятель прихода иеромонах Арсений (Бабаев) напомнил всем собравшимся о необходимости воспитывать детей в системе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, основываются которые на Декалоге - Десяти Заповедях Закона Божьего. Исторически Закон Божий (Декалог) стал источником для нормативных правовых актов многих народов и государств, потому что Десять Заповедей содержат в себе самые основы нравственности, закладывают те абсолютные фундаментальные принципы, без которых невозможно существование и жизнеспособность человеческого общества. Получение от Бога Десяти Заповедей является одним из самым знаменательных событий в мировой истории.
К сожалению в «эпоху Возрождения» произошло духовное падение западной цивилизации, отказ от Бога, который привел к тому, что сегодня там происходит чудовищное отступление и отказ от собственной религиозной, исторической и культурной идентичности. В современном западном обществе стремительно развивается неслыханная прежде, ошеломительная подмена духовно-нравственных ценностей разрушительной идеологией общества потребления с ее "правом на всё". Если сопоставить, то мы увидим, что это как раз подмена Десяти Заповедей Закона Божия правовыми актами с прямо противоположным содержанием. Если было сказано "не убей", то сейчас постанавливают: "аборты, эвтаназия - ваше "законное" право"; если было сказано не прелюбодействуй, то сейчас постанавливают: "гомосексуализм и браки с несовершеннолетними и даже с животными" - ваше "законное" право. Это право выбора, но только выбор этот сам по себе незаконный и вопреки нравственному закону, а потому не должен и юридически возводиться в законные рамки.
Таким образом, многое из того, о чем раньше даже стыдно было говорить в слух, сегодня навязывается как норма и легализуется. Современная жизнь Западной Европы: ее общественное мнение и ее законодательные акты ни в коем случае не могут выступать критерием или собственно ориентиром того, что есть благо. Объективным подтверждением крайне ненормальной, деструктивной и приобретающей характер глобальной тенденции, является ряд законов и законопроектов, последние несколько лет продвигаемых во все страны Евросоюза, часть из которых уже легализованы. Сюда относятся уже упомянутые аборты, эвтаназия, ЛГБТ, педофилия, программы по растлению детей (секспросвет), начиная уже с детского сада, ювенальная юстиция прочее. Западная государственная система ювенальной юстиции воспитывает в детях недоверие и нелюбовь к своим родителям. Система ведет к тому, что уже не родители в воспитательных целях будут наказывать своих детей за дурные поступки, а дети будут держать своих родителей за чертой собственной неприкосновенности, пересекая которую отцу или матери грозит строгое наказание ювенальных служб, так заботящихся об автономном самовоспитании ребенка и его права на личную вседозволенность.
Образование в Российских школах должно базироваться именно на традиционном контексте ценностных ориентаций в формировании мироощущения у детей. Это традиционные культурно-нравственные ценности. Очень осторожными следует быть с понятиями "гуманизма" и особенно "толерантности". На этих словах сегодня играет вся западная антитрадицонная идеология. Если высшие ценности гуманизм пытается черпать из самого человека, то он забывает или отрицает факт и его (человечества) радикальной испорченности, факт того, что современное общество претерпевает не просто духовный упадок, но больно глубоко духовно-нравственно. Тем самым в гуманизме узаконивается, в него вносится эта радикальная испорченность, которая и порождает его антигуманные метаморфозы. Гуманизм, изначально исходивший из высокой любви к человеку, сегодня превратился в потакание любым человеческим желаниям, даже самым низменным и постыдным. Современный человек настолько «раскрепостился», что, как религиозные, так и гуманистические ценности, в которых еще сохранялся отсвет первых, все более и более уходят из его жизни под натиском идеологии потребления и практической выгоды. Исходя из конституционного запрета статьями 13 и 14 Конституции РФ установления какой-либо идеологии или религии в качестве государственной, мы обязуемся как раз не продвигать школьникам под личиной «гуманистических ценностных ориентаций» некие обязательные идеологические постулаты. Это относится также к идеологии толерантности.
Понятие "толерантность" - западный термин, который возник из либерального отношения к жизни. Он не синоним терпимости, потому что за ним стоит совершенно другая концепция, ориентирует человека на пассивное отношение в оценке действительности. Человек должен быть безразличен ко греху, извращениям и растлению других людей, т. е. ко всему, что его лично не касается. При этом он сам может всё это совершать, требуя толерантности к себе со стороны других. Толерантность отражает прагматическое сознание и нравственный упадок современного Запада, оно является чужеродным по отношению к основам нашей родной культуры, чуждое для менталитета и мироощущения русского человека. "Толерантность" - один из идеологических инструментов для апологии вседозволенности, распущенности и возведения их в законные рамки; отрицание традиционных нравственных ценностей как деспотических; разрушение семьи и тому подобное. Для нашей культуры и самого языка свойственно понятие терпимость - русское понятие, которое возникло из соответствующего отношения к самой жизни. Мы должны терпеть несовершенство других, понимая, что и сами несовершенны. Таким образом, терпимость предполагает активную оценку действительности: чёткое разделение хорошего и плохого, и терпение по отношению к тому, что ещё не в силах измениться к лучшему.
Итак, если мы говорим в семьях, в школах, в институтах о признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни, то необходимо обязательно делать уточнение, что речь идет не о новых толерантных тенденциях, не о новой системе ценностных координат, а именно о традиционных духовно-нравственных ценностях, которым как раз и брошен вызов со стороны Запада, навязывающего альтернативные неоценности, антиценности, антизаконы.
/иером. Арсений (Бабаев)/