Иеромонах Филарет (Авсейко), настоятель Прихода святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских п. Ванино, дал интервью местной газете "Восход Ванино".
"Когда миссия не выполнима"
Весной и в начале лета ванинцы могли наблюдать активизацию представителей одной из религиозных организаций. Группы «эмиссаров» с блокнотами в руках неустанно в течение нескольких месяцев обрабатывали жилмассивы: навязчиво приставали к жильцам, стремясь втянуть людей в дискуссию прямо на лестничных площадках, любыми способами пытались проникнуть в подъезды. Несанкционированные визитеры звонили в квартиры и, не взирая на просьбы владельцев удалиться, подолгу топтались у входных дверей, наблюдая за происходящим. Затем, не смущаясь, что-то скрупулезно записывали в свои блокнотики, вызывая закономерные вопросы граждан: «Какую информацию и зачем собирают о них непрошеные гости?» Все эти события в нашем поселке происходили на фоне обсуждения в Москве поправок в Закон «О свободе совести и религиозных объединениях», внесенных на рассмотрение депутатов Государственной Думы РФ. На данный момент эти поправки приняты и касаются они порядка осуществления миссионерской деятельности. Об этом наше интервью с настоятелем Свято-Никольского прихода иеромонахом Филаретом.
- Отец Филарет, какое содержание вкладывается в понятие «миссионерская деятельность»?
- Согласно п.1 ст. 24.1 закона о свободе совести, миссионерской деятельностью признается распространение веры и религиозных убеждений вне культовых зданий и сооружений, иных мест, специально предназначенных для богослужений и религиозного почитания, учреждений и предприятий религиозных организаций, зданий религиозного назначения, мест паломничества, кладбищ. Подобная деятельность преследует цель вовлечения граждан в религиозное объединение, распространение информации о вероучении среди лиц, не являющихся его последователями.
- Те явления, которые ванинцы наблюдали в своих подъездах, являются законным?
- То, что наблюдают ванинцы в своих подъездах, испытывая духовное насилие от «непрошеных гостей», согласно принятым поправкам к закону о свободе совести, сейчас является незаконным. Законопроект запрещает религиозным организациям проповедническую деятельность в жилых помещениях, кроме совершения богослужений, религиозных обрядов и церемоний.
- Когда вышеописанные события происходили в нашем поселке, в обывательских рассуждениях часто звучало слово «секта». Но не каждый ее представитель согласится, что его организация является таковой. Что же подразумевается под понятием «секта»?
- У этого слова существует несколько определений. На мой взгляд, все они дополняют друг друга. Например, в «Словаре иностранных слов» говориться, что «Секта – религиозная община, отколовшаяся от господствующей церкви, замкнутая группа, чуждающаяся широких масс»; Н. В. Кривельская, кандидат юридических наук утверждает, что «Секта – организация или группа лиц, замкнувшаяся в своих интересах, не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им», «Атеистический словарь» дает более пространную характеристику секте, как « …оппозиционному течению по отношению к тем или иным религиозным направлениям. Для секты характерна претензия на исключительность своей роли, доктрины, ценностей… С этим связаны настроения избранничества, тенденция к изоляционизму…. Эта установка нередко ведет к фанатизму и экстремизму. Секта отрицает институт священства, лидерство считает харизматическим, право на него признает за лицом, которое получило якобы, как милость свыше особую способность к руководству. Общие признаки по-разному модифицируются в различных сектантских течениях». «Энциклопедия Кирилла и Мефодия» определяет секту, как группу лиц, замкнувшихся в своих узких интересах. В латинском языке, понятия «ересь» и «секта» - тождественны. Слово «секта» это не оскорбление, а вполне официальное обозначение их реальной деятельности и мировоззрения. Есть ряд сект, которые нельзя назвать религиозными, но по своей структуре и организации, контролем за адептами, авторитарным лидером, психологическим давлением, промыванием сознания адептов, навязыванием определенных установок и своих интересах, часто – коммерческих. Таковыми являются экономические или коммерческие культы «Гербалайф», «Amway», «Ипсум», фабрика Керерве и другие подобные им организации, функционирующие по принципу пирамиды, или «многоуровнего маркетинга». В больших городах можно было встретить в подъездах молодых людей, бойко рекламирующих определенные виды товаров, предлагающих купить с «большой скидкой», подкупая подарками доверчивых людей, в основном стариков, женщин. Понятие «секта» есть не только в христианстве, но и в других религиозных мировоззрениях, например - в исламе, индуизме. Есть еще понятия - тоталитарные или деструктивные культы. Тоталитарными сектами стали называться особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками.
Так или иначе, все сектантские объединения или деноминации в большей или меньшей степени опасны, так как ведут к расколу общества, разделению людей, навязывают чуждые, псевдохристианские установки, ложные взгляды, нетрадиционные для духовности и культуры России, искажая Священное Писание, толкуя его по своему разумению, вводят людей в заблуждение. Часто их адептами становятся люди экзальтированные, психически неустойчивые, внушаемые, обиженные обществом, не знающие и не любящие историю своей Родины, не имеющие критического мышления. Сознание рядовых членов секты полностью подчинено ее лидерам. Кроме того, есть случаи, когда лидерами сект являются люди с уголовным прошлым, отбывшие наказание. К примеру, в Православной Церкви существуют препятствия к священству для таких лиц. (5-е правило св. Григория Нисского)
- Какое деструктивное воздействие на личность могут оказать представители тех или иных религиозных объединений и можно ли их распознать?
- Подобные сообщества часто мимикрируют под какие-либо организации, причем не всегда открыто демонстрируют свои цели. Например «Слово жизни», «Часовня на Голгофе», «Федерация семей за мир во всем мире», «Женская федерация за мир во всем мире», «Город против наркотиков», «Благотворительный фонд «Успех». Некоторые из подобных объединений называют себя христианами, что далеко не так. Реально существуют под тысячью имен.
В качестве примера рассмотрим организацию харизматов, это сообщество неоднородно, включает в себя ряд направлений: трясуны, прыгуны (или крикуны), на богослужениях верующие в исступлении выкрикивают нечто бессвязное, объясняя это действием высшей силы, которое затем «переводится « на обычный язык «пророками», которыми обычно являются руководители секты. Это, по сути «магическое оккультное течение, которое провозглашает, что настоящий адепт этой церкви должен быть здоровым, счастливым, богатым. Если он не такой – значит, не настоящий последователь. (см. интервью «Комсомольской правде» профессора Александра Дворкина от 22 мая 2007 г). Новичков обычно приглашают на «замечательную тусовку». Собирают залы, где под веселую музыку лидер организации использует приемы массового внушения, «пророчествует», порой призывает бросить работу, семейные обязанности, готовить себя к страшному суду. С виду – чисто сеансы Кашпировского: люди хохочут, выгибаются, падают, что-то бессвязно кричат, на молитвенных собраниях доводят себя до нервного исступления (можно найти видео богослужений секты Ледяева). По вере, после «сеансов» слепые видят, хромые ходят… Адептам объясняют: чтобы разбогатеть, нужно давать деньги на церковь. Вскоре люди начинают уверять всех, что они здоровы, богаты и счастливы, вне зависимости от реальной ситуации. Но в конечном итоге разница становится столь очевидной, что у адептов не выдерживает психика. Некоторые пытаются покончить с собой. В 2001 году в Москве мать задушила свою 6-летнюю дочь-инвалида, мотивируя свой ужасный поступок тем, что «если ребенок болен – значит он, проклят Богом».
Приверженцы еще одной религиозной организации даже не нуждается в представлении, настолько она распространена. Не первое десятилетие они ожидают конец света, а когда оный не случается, переносят дату на новое число и так много раз. Они резко негативно относятся практически ко всем существующим религиям, особенно к христианству, членам секты отказываются участвовать в благотворительных акциях, дружить с соседями, проявлять вообще какую бы то ни было гражданскую и социальную активность, запрещается служить в армии, отмечать государственные праздники, нельзя переливать кровь (из-за чего погибло множество людей, в том числе детей), всех запретов, регламентирующих поведение членов секты - около 63-х. Представители этого объединения ведут тотальный учет всех жителей районов, в которых действуют. Ведется сбор информации о времени проживания людей в квартирах, их здоровье, интересах и т. д. Кроме того, проводится детальный учет домовых обходов с указанием дат, реакций жильцов. То есть десятки тысяч людей сегодня находятся «под колпаком» этого объединения. Ее представители часто ищут коммерческую выгоду. В одной стране общество зарегистрировано как религиозная организация, в другой – как издательская организация, в третьей – как общественная, в четвертой – как культурная.
Адепты еще одного опасного неоязыческого движения, возникшего в Америке как смесь восточных и западных религий, изначально вели агитацию среди хиппи и наркоманов, затем переключились на всех остальных людей. Курят благовония, готовят национальную еду и носят соответствующие одежды, тысячи раз на дню повторяют мантры. Признаки «единения» с их божеством проявляются в катаниях по земле, криках, слюноотделении, бешеном хохоте. Есть косвенные данные о развитии у некоторых адептов душевных заболеваний.
- Существуют ли на Дальнем Востоке или в Ванинском районе религиозные организации, запрещенные в других странах или регионах нашей страны?
-Да, таковые существуют. Это должно в первую очередь заинтересовать правоохранительные органы. Одна из них запрещена в 30 странах мира, а также на территории Москвы решением городского суда, в Горно-Алтайске и Ростовской области, суды городов Таганрога, Самары, Старого Оскола, Абинска Краснодарского края признали секту экстремистской. Кроме того, около 32-х печатных источников, в том числе «Сторожевая башня» и «Пробудитесь», этой организации причислены к разряду экстремистской литературы, из-за разжигания религиозной розни.
- Отец Филарет, вернемся к поправкам, одобренным Государственной Думой. Расскажите, пожалуйста, о том, какой предусматривается порядок осуществления миссионерской деятельности?
- Согласно ст. 24,2 «Граждане, осуществляющие миссионерскую деятельность от имени религиозной группы, обязаны иметь при себе решение общего собрания религиозной группы о предоставлении им соответствующих полномочий с указанием реквизитов письменного подтверждения получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, выданного территориальным органом федерального органа государственной регистрации.
Миссионерскую деятельность от имени религиозной организации вправе осуществлять руководитель религиозной организации, член ее коллегиального органа и ее священнослужитель (например, настоятель храма) без документа о праве на миссионерство. Но при этом священнослужитель должен иметь при себе удостоверение, выданное епархией, или указ епархиального архиерея о назначении, и при необходимости, предоставить администрации учреждения, например, - школы, куда приглашен священник для беседы с детьми.
Иные граждане и юридические лица должны иметь документ выданный руководителем религиозной организации, подтверждающий полномочие на осуществление миссионерской деятельности. В этом документе проставляются реквизиты и подтверждения о внесении организации в единый государственный реестр юридических лиц и выданного федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом».
Особое внимание хочу обратить на следующий пункт законопроекта:
«Не допускается осуществление миссионерской деятельности от имени религиозного объединения, цели и действия которого противоречат закону. Также запрещается миссионерская деятельность, направленная на:
- нарушение общественного порядка и безопасности;
- осуществление экстремистской деятельности;
- принуждение к разрушению семьи;
- посягательство на личность, права и свободы граждан;
- нанесение, установленного в соответствии с законом, ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершения разврата и иных противоправных действий
- склонение к самоубийству или отказа по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;
- воспрепятствование получению обязательного образования;
- принуждение к отчуждению имущества граждан в пользу религиозного объединения;
- воспрепятствование угрозами, насилием или другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;
- побуждение граждан к отказу от исполнения, установленных законом гражданских обязанностей и к совершению иных противоправных действий».
- Куда можно обратиться по факту подобных нарушений?
Если подобные нарушения закона будут замечены, а также, при попытках проникновения в подъезды, квартиры «несанкционированных» визитеров, вовлекающих в религиозные дискуссии жильцов, и навязывании на улицах сектантами литературы, признанной экстремистской, следует обращаться в правоохранительные органы, прокуратуру, в Управление юстиции, осуществляющее регистрацию религиозных организаций в нашем регионе. При этом обязательно надо ссылаться на существующий закон и поправки.
- Почему решения судов по запрещению деятельности этой секты, и других деструктивных и опасных сект, не принимаются в других регионах России, в частности в Хабаровском крае?
Есть несколько причин.
Во- первых, низкая гражданская активность населения, - кто-то не хочет связываться с этим, кто-то боится, а кому – то все безразлично, мол, пусть Церковь разбирается с этим. Но данные проблемы касаются напрямую не только Православной Церкви, которая всегда стояла на страже духовного и нравственного здоровья граждан. Это вопрос государственной и общественной безопасности.
Во- вторых, проблемы, связанные с деятельностью сект, плохо изучены и часто не осознаваемы в полной мере сотрудниками правоохранительных органов, администраций городов и поселков. Полагаю, есть необходимость здесь, в п. Ванино, организовать проведение миникурсов по основам сектоведения среди работников правоохранительных органов, и работников районной и поселковой администрации, отвечающих за взаимодействие с общественными и религиозными организациями.
Человек, существо религиозное, духовное. В нашу природу вложена потребность в богообщении. Это запретить нельзя. Человек тем и отличается от животных, что имеет Божественные дары: разум, дар слова, совесть, свободу нравственного выбора, дар творчества, стремление к правде, к истине, к Богу, бессмертную душу. В этом стремлении человек не бывает пустым сосудом, если там нет Духа Святого, то туда поселяется дух лжи, и тьмы. Если там нет правды, там есть лжеправда. Псевдовера, пвсевдокультура определяет всю жизнь такого человека, и ведет к погибели его души, и далее к погибели страны, исчезновении цивилизации. Поэтому, затронутая тема о свободе совести, о вере, о лжеверии - очень актуальна и насущна. Православная Церковь осуществляет свою спасительную миссию ко благу человека, к его духовной пользе, и доказательство этому – множество святых всех веков и времен, как плод деятельности Святого Духа в Церкви и во всем мире.
"Восход Ванино", № 31 (3909), 2016 г.