Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем,
и найдете покой душам вашим
(Евангелие от Матфея, 11: 29)
«Смирение – путь к Царству, небесная дверь, райский сад, трапеза сладостей, начало благ, источник благословений, упование, не посрамляющее никого из притекающих к нему» (преподобный Ефрем Сирин).
«Что же такое смирение? В чем его секрет?» – этот вопрос мы рассматривали на очередной «Пастырской встрече» 15 декабря. На неё участники встреч пригласили самого молодого батюшку нашей епархии – диакона Андрея Гутовича. Нам было интересно пообщаться с ним и познакомиться ближе, так как он совсем недавно, менее двух месяцев назад, принял диаконский сан. Отец Андрей – из семьи священника: его отец – настоятель храма г. Белово Кемеровской области. Все ближайшие родственники, по мужской линии – священнослужители. Семьи – многодетные: как правило 5-6 детей, и даже – 8. Общаясь с отцом Андреем, понимаешь, что в таких семьях уклад жизни, дух, стиль общения совсем другие, чем в обычной мирской семье, и не мог он быть носителем другой профессии. Хотя, священник – это даже не профессия, это – служение, это – смирение и послушание. Смирение – в своем служении Богу, Церкви, людям, в семье, послушании вышестоящему руководству.
– В семье обязательно должно быть смирение, – говорит отец Андрей, – если в семье не будет смирения, это уже не будет семья. Семья – это самопожертвование; чтобы был крепкий союз, нужно взаимопонимание. Многие семьи распадаются, так как каждый ставит себя на первое место.
Отец Андрей рассказал о почитании родителей в своей семье:
– Я родителей всегда на «Вы» называю. Мои родители являются для меня примером. Я эту модель семейной жизни хочу внести в свою семью.
В прошлом году он закончил Московскую духовную семинарию при Троице-Сергиевой Лавре. Семинария – хорошая школа для воспитания смирения: изучали не только богословские науки, но и приходилось работать – преподавать в школах, разгружать рано утром цемент, картошку, нести ночную вахту в семинарии. Те, кто привык к светским меркам, не выдерживали.
– После Московской семинарии готов хоть куда, мы – как военные, не выбираем где служить. Мой однокурсник, например, поехал на Новую Землю, – рассказывает батюшка.
Отец Андрей поведал о феномене села Залесцы на Тернопольщине, откуда родом его отец и многие родственники. Посмотрев видеоролик первого канала об этом селе, была немало удивлена. Село находится совсем рядом от Почаевской Лавры, и профессию там не выбирают: все в округе служат священниками, и дети выбирают духовный путь. «В нашем доме в любом доме есть священник, в любую хату зайдете – не ошибетесь», – говорит житель села. К мужчинам здесь обращаются – отец, к женщинам – матушка. Дискотекам молодежь предпочитает вечерню в храме. В церкви –12 пономарей школьников. За последние полвека из села вышло более пятисот батюшек.
На встрече затронули вопрос о православной Церкви на Украине, о непринятии российских священников, преследовании их, о том, что люди выбрали политику, а не Церковь.
Про Дальний Восток отец Андрей отметил, что здесь очень сплоченные люди, они оказывают помощь друг другу, это было большим удивлением для него.
Любовь Борисовна Завьялова привела пример удивительного смирения: это наш отец Тихон (Тюрюмин), которому недавно дали медаль от социального отдела МЧС России «За оперативные действия в экстремальных ситуациях».
На встрече были гости самого разного возраста, в том числе школьники младших и старших классов, молодежь. Встреча получилась очень интересной, живой, познавательной.
В заключение хочется привести следующие выдержки и цитаты.
«Смирение – это не грусть, не тоска. Некоторые именно так понимают смирение – что это какая-то депрессия, когда человек чувствует себя слабым, обиженным, больным. Это не так. Смирение – это пребывание в истине. В правде. Оно означает, что человек знает, кто он, знает своё место в мире, сознаёт свою немощь и благодарит Бога за все те благодеяния, которые Он оказывает ему, несмотря на его слабости. Смирение означает жизнь в истине, а не в том обмане, который создаёт вокруг нас современная жизнь…Смирение подразумевает желание научиться. Когда у человека есть смирение, он не говорит: «Я всё знаю!» Он задаёт вопросы – своему супругу, супруге или даже своему ребёнку. Не будем говорить: «Я всё знаю! Не указывай мне, что делать!» Ведь это передаётся всем членам семьи, всем окружающим» (архимандрит Андрей (Конанос).
«… Должно заботиться о постоянном пребывании в смирении, изгоняя из себя самооправдание и осуждение ближних, вводя смирение самоукорением и сознанием своей греховности пред Богом и людьми» (Святитель Игнатий (Брянчанинов).
«Господь все перенес, чтобы ты наилучшим образом научился смиренномудрию» (Святитель Иоанн Златоуст).
Текст: Смирнова Галина.