Духовно-просветительская деятельность Амурской епархии в контексте реализации историко-культурного стандарта.
Уважаемые участники краевых педагогических чтений! Уважаемые гости нашего города! Братия и сестры!
Позвольте приветствовать вас здесь от имени Амурской епархии Русской Православной Церкви и выразить благодарность организаторам нашего сегодняшнего форума за приглашение к участию в нем, а также за сам выбор его темы «Традиции и новации в духовно-нравственном развитии детей и молодежи». На наш взгляд, самой актуальной и социально-значимой для всех.
Сегодня, как никогда, духовность и нравственность являются важнейшим условием выживания не только отдельной личности, но и нашего общества, и нашего государства. И вы, педагоги, и мы, служители Православной Церкви, понимаем всю важность этой проблемы, которую мы призваны решать и, главное, найти пути решения. Я не случайно говорю «Мы».
Собравшимся в этом зале хорошо известно, что отличительной чертой современных технологий ведения работы по духовно-нравственному развитию молодежи стала четко выраженная интеграция светского и религиозного образования. Интеграция эта обозначена на уровне государственных документов [Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /Авт.-сост. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2011. 23 с.; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (2015-2025)]. Нацелена на это и рекомендованная сегодня к внедрению в школах программа «Социокультурные Истоки» (авторы И.А.Кузьмин и А.В.Камкин), в которой развитие духовности и нравственности учащихся предусматривается (цитирую) «на основе ценностей отечественной культуры, приобщения к родным истокам в условиях многоконфессиональности».
Так уж сложилось, что Школа и Церковь объективно оказались со-работниками в этом трудном и сложном деле. Сегодня, к сожалению, в этом плане, и у школы, и у Церкви мало реальных союзников. Интернет с его виртуальными играми, подменяющими реальность, масс-культура, СМИ, насаждающие культ праздности и наживы, романтики криминала одновременно со скандальными разоблачениями представителей наших властных структур не могут быть нам помощниками. Они постоянно подвергают молодежь искушениям и ведут к потере ею нравственных ориентиров, которыми всегда руководствовались наши отцы деды.
У Школы и у Церкви сегодня задача одна – образование молодого человека, которое предполагает, однако, не только вооружение его знаниями, но - и по–нашему мнению, это в первую очередь - созидание его души, формирование его нравственности. Ключевыми понятиями программы «Истоки» являются такие понятия как «Слово», «Образ», «Родной очаг», «Труд души», «Вера. Надежда. Любовь. Мудрость». Но ведь это понятия, которыми веками оперировала наша Церковь. Церковь всегда сам термин «образование» понимала как «приближение к образу», к тому, по которому, по библейскому преданию, и был создан человек. Развитие духовно-нравственной сферы человека, или как говорят в Церкви, спасение души человека, возвращение нашей молодежи к тем нравственным ориентирам, которые помогали поколениям наших предков выстоять в невероятно трудных испытаниях, – объективно оказывается сегодня нашим общим полем деятельности.
Трудно переоценить значение культурного наследия Православия для работы по духовно-нравственному развитию человека и опыта веками складывавшейся православной педагогики. В ней этика органично связана с сердечным признанием ценностей Православия, практически точно тех же, что сформулированы в программе «Истоки». К сожалению, для многих эта педагогическая система – терра-инкогнита. И, к счастью, сегодня объективно создаются такие условия, когда мы можем возвратиться к наследию нашей педагогической православной школы.
Для тех, кто еще сомневается, надо ли сотрудничать с Церковью (а такие педагоги есть, и вы это знаете), хочу сказать: Не надо бояться Церкви. Насильно никого у нас не воцерковляют. Это противно самой этике Православия. Но приобщение людей, особенно молодых, к истокам, к духовным основам нашей культуры – это путь к вочеловечиванию, консолидации общества. Вспомним слова Василия Сухомлинского: «Настоящий человек начинается тогда, когда есть святыни души». Будем помнить завет этого великого педагога.
Наша Амурская епархия – одна из самых молодых в России. Нам в этом месяце исполнится только 4 года, но с самого начала ее деятельности сотрудничество с учреждениями образования стало для нас приоритетом. Мы нашли понимание и были поддержаны отделом образования г. Комсомольска-на-Амуре, поняты его руководителями, за что выражаем им глубокую признательность. Нас стали приглашать на разные мероприятия, праздники. Какое-товремя мы привыкали к школе, а школа – к нам. Людей в подрясниках в наших школах перестали бояться. Епископ Амурский и Чегдомынский Николай вошел по приглашению руководства университета в состав Попечительского совета Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета.
В одном из своих выступлений Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что ваш учительский труд организован по типу служения, созвучен образцам подвижничества во имя веры и святой идеи. Не случайно, выдающиеся российские учителя получают от РПЦ награды «За нравственный подвиг». Наверное, еще и поэтому мы смогли так быстро найти пути и формы взаимодействия нашей епархии с учреждениями образования.
Сегодня Амурская епархия работает уже на основании Соглашений о сотрудничестве с Министерством образования и науки Хабаровского края, с целым рядом учреждений образования, среди которых и школы, и вузы, и техникумы. Это позволяет вести эту работу на более высоком уровне ее организации. Сегодня мы уже можем не просто стать участником каких-то мероприятий, но и предложить образовательным учреждениям свои формы работы.
При этом мы хорошо понимаем, что формальный, механический подход к объединению усилий в деле созидания человеческих душ малоэффективен. Нужна именно интеграция для того, чтобы то, с чем мы идем к детям, стало не очередным штампованным мероприятием, а образовательным событием, предполагающем со-творчество, со-участие, со-переживание и субъекта и объекта педагогического процесса. А для этого нужны подготовленные как со стороны Церкви, так и со стороны школы кадры для ведения такой работы, чтобы каждая наша встреча с детьми становилась не просто мероприятием, но образовательным событием, оставляющим свой след в душе юного человека.
Для решения этой задачи в 2015 году Амурская епархия заключила договор о профессиональной переподготовке учителей по специальности «Религиоведение» с углубленным изучением основ православной культуры» с Амурским гуманитарно-педагогическим государственным университетом. Проект этот был поддержан отделом образования города. По его рекомендации осуществлен набор учителей на курсы. Переподготовка для них проводится бесплатно. Все расходы за обучение взяла на себя Амурская епархия. Отдельные дисциплины, такие как «Библейская история», «История Православной церкви», «Православие на Дальнем Востоке» и некоторые другие по согласованию поручено читать клирикам и сотрудникам епархии, среди которых есть и специалисты-богословы, и педагоги с высшим образованием, и кандидаты наук.
Крайне важным для нас стало в этом плане проведение Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». В ходе его четко выявляется творческий потенциал учительства. В 2015 г мы провели практически 3 тура этого конкурса. 1-ый Епархиальный (региональный): 32 работы комсомольчан и учителей северных территорий Амурской епархии были представлены на этом этапе. Лучшие 7 работ, отобранных жюри, в составе которого работали специалисты отдела образования, учителя школ, педагоги вуза и клирики епархии, были отправлены на краевой конкурс в Министерство образования и науки.
Четыре из них были рекомендованы к участию в Межрегиональном туре.
Указом Святейшего Патриарха Кирилла нам было поручено в 2015 году проведение и Межрегионального Дальневосточного тура этого конкурса. Все территории ДФО представили работы на конкурс. 24 представителя всех епархий и Министерств образования субъектов ДФО, а также представители Оргкомитета Всероссийского этапа из Москвы прибыли к нам для работы в жюри. Было просмотрено 108 работ, допущено к конкурсу 52 (77 участников)
В организации этого этапа большую поддержку оказало нам Министерство образования и науки Хабаровского края, Управление воспитания и дополнительного образования (Ю.Е.Мацко) и ведомство Полномочного представителя Президента РФ по Дальнему Востоку (А.И.Веденяпина). В число 13 лучших работ на этом этапе вошли две работы педагогов из Комсомольска – «Служить России». Программа психолого-педагогического сопровождения кадетских казачьих классов в рамках общеобразовательного учреждения» Петровской Т.А., зам директора по ВР СОШ № 35, и «Живое дело» учителя изобразительного искусства школы № 23 Т.В.Мартовой.
Сегодня мы с удовлетворением можем сказать, что работа Тамары Васильевны Мартовой, активно сотрудничающей с нашей епархией, стала победителем Всероссийского этапа конкурса и указом Святейшего Патриарха отмечена особой премией.
Для разработки системы организации работы по духовно-нравственному воспитанию молодежи и оказанию помощи учителям ОПК на базе АмГПГУ в январе 2015 г. в соответствии с Договором о сотрудничестве Амурская епархия открыла Духовно-просветительский центр во имя св. Татианы. Сегодня здесь бывают и учителя, и студенты, и школьники. ДПЦ сразу же стал организатором многих образовательных событий, которые постепенно начинают складываться в систему малых и больших форм приобщения детей к истокам отечественной культуры.
Важной для нас является такая форма первичного знакомства с Православной культурой как проведение экскурсий по нашим храмам для детей, для школьников и студентов. Мы рассказываем им о том, почему князь Владимир выбрал именно Православие, чем стало оно для России, об устройстве храмов, об иконах, о святых-героях земли русской, о традиции зажигания свечей, украшения рождественских елок, об искусстве церковного пения, и др. Результатом их нередко является возвращение детей в храм вместе с родителями. В 2015 году более 500 человек приходило в храмы на экскурсии и беседы.
Проведение Молодежных гостиных в Амурской епархии – другая форма знакомства с культурой Православия. Здесь в особой камерной обстановке епархиальной гостиной за чашкой чая с пирогами идет разговор о церковных праздниках, о традициях семейных, об исторических личностях, причисленных церковью к лику святых. Ребята не стесняются задавать вопросы о том, что им непонятно или особенно интересно. Обстановка располагает к этому.
Нередко гости приходят к нам и со своими подарками. Заранее готовятся к встрече с нашими клириками. Один из таких подарков – макет Троице-Сергиевой лавры в технике бумагопластики был представлен учащимися школы №23 Патриарху Кириллу во время его визита в Амурскую епархию.
Еще одна форма – нетрадиционная и существующая только в нашей епархии - привлечение школьников к участию в миссионерских поездках вагона-храма Амурской епархии «Святитель Иннокентий Иркутский» (по их желанию и с разрешения родителей). В поездке детей сопровождают школьный педагог и священник. В ходе выполнения миссии храма у ребят роль особая – они уже видят работу Церкви как бы изнутри, видят, как ждут люди на далеких станциях и полустанках приезда храма, встречаются с жителями поселков, выступают с концертами, выставками своих работ, рассказывают школьникам сельских поселений о своей школе, о том, как они изучают ОПК, о встрече с Патриархом.
Проведение выставок древних книг и икон, как в музее епархии, так и на выезде – еще одна активно используемая форма работы. На одной из таких выставок в ДПЦ св. Татианы при поддержке научной библиотеки АмГПГУ был проведен семинар-презентация православных периодических изданий, журналов и газет в помощь преподавателям ОПК. Состоялось знакомство с литературой малоизвестной учителям, в том числе и с методическими изданиями, выпускаемыми православными издательствами.
Появился и опыт привлечения сотрудников епархии к оценке результатов школьных олимпиад. В 2015 году на краевой технологической олимпиаде специальный приз был утвержден Епархией для школьника из села Лермонтовка Бикинского района, представившего на конкурс работу «Оклад для иконы «Достойно есть». Само появление такой работы - невозможной ранее - для нас очень символично. И то, что в оценке ее приняли участие специалисты нашей епархии – тоже.
Мы всегда открыты для общения с молодежной аудиторией, и когда нас приглашают для участия на дискуссионные площадки по разным проблемам жизни нашего общества, мы откликаемся, донося до участников позицию РПЦ.
Нельзя не сказать здесь о киноклубе для школьников, созданного Централизованной городской библиотекой им. Н.Островского совместно с Амурской епархией. Просмотры особых фильмов, не идущих широким экраном, некоммерческих, но всегда духовно обогащающих, заставляющих думать, вызывающих дискуссию, обмен мнениями, впечатлениями, становятся особыми уроками нравственности, уроками сопереживания. На встречах киноклуба всегда присутствуют священники, разъясняя те или иные коллизии, по поводу которых возникает спор.
Традиционным для нас стало проведение брейн-рингов в клубе интеллектуальных игр нашей епархии: «Глаголь. Добро», «Там, где было такое Начало», «Князь Владимир и Святая Русь». В ходе такой игры всегда виден уровень подготовки школьников, уровень владения ими основами Православной культуры. Но цель наша не столько и нетолько выявление этого уровня, сколько предоставление возможность для тех, кто еще что-то не знает, узнать и удивиться новому знанию. Для игры разработчиками разыскивается специальный занимательный материал или придумывается особая форма подачи известного, требующая определенного поиска ответа. Такая игра укрепляет и развивает интерес к истокам нашей культуры, становится памятным событием для ее участников. И участвуют в играх не только комсомольчане, но и учащиеся из Чегдомына, из Солнечного.
Мы выступаем также и как организаторы творческих конкурсов, таких, например, как «Услышанное сердцем» - конкурс православной поэзии и прозы, в котором, наряду с профессиональными авторами приняли участие и школьники. (Причем одна из них, Анастасия Чера, стала даже лауреатом). Приглашаем вас на презентацию сборника этих работ, авторами которых стали также и педагоги нашего города.
Нами проведен в этом году конкурс эссе «Мы тоже помним о войне», в котором приняли участие школьники 3-8 классов. Награждение их и их учителей состоится, как и презентация сборника «Услышанное сердцем», в рамках Рождественских епархиальных чтений 19 декабря.
Совместно с Городским Дворцом творчества детей и молодежи в течение ряда лет проводятся Малые Рождественские чтения, где участники – школьники представляют свои поисково-исследовательские работы по истории и культуре Православия на дальневосточной земле. Лучшие их работы были отмечены специальными призами Амурской епархии и опубликованы в этом году в епархиальной газете «Путь к храму».
И, конечно же, конкурс «Красота Божьего мира». Работы юных наших художников вошли в число призеров и в Москве.
Цель конкурсов – поддержка талантливой молодежи, развитие ее интереса к Православию и формирование традиционных для россиян духовных и нравственных ценностей.
Одним из наших новых просветительских начинаний стало проведение акции «Подари книгу детям» на День Православной литературы. Детская литература, изданная православными издательствами, закупленная на средства прихожан-благотворителей из наших храмов, была передана детскому дому № 34. Более 100 книг разного содержания. Конечно, среди них были и «Библия для детей» и «Детское евангелие», и рассказы о русских святых, но в большинстве своем это была классическая русская детская литература, в основе которой изначально заложена православная культура, основанная на тех ключевых и для Церкви, и для программы «Истоки» понятиях Добра, Любви, Веры и Надежды.
Традиционно при поддержке администрации города, отделов образования и культуры епархия проводит Рождественские образовательные чтения. Мы стремимся приглашать к участию в них интересных и известных в России специалистов по православной культуре, таких как профессор Алексей Светозарский (МДА), православный публицист и писатель В.Д.Ирзарбеков, православные педагоги – доктор физ.-мат. наук, доктор педагогических наук, автор учебника «Основы Православной культуры» О.Л.Янушкявичене (Московский Свято-Тихоновский Православный университет), прекрасный методист по ОРКСЭ, канд. пед.наук. Т.С.Белякова, зам.Председателя экспертной комиссии Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя», и др.
Клирики епархии принимают участие в проведении интегративных лекций для студентов АмГПГУ: так епископ Николай стал одним из лекторов у студентов ЕГФ АмГПГУ по предмету «География этносов и география религий», он же ведет курс «История Православной церкви» для слушателей курсов по «Религиоведению» в АмГПГУ, другой курс «Библейская история» там читает иерей Димитрий Галямов.
Вместе со школьными и вузовскими педагогами сотрудники епархии проводят семинары для творчески одаренных школьников и для педагогов, работающих с такими детьми. На семинаре, который состоялся в Солнечном весной этого года, руководитель ДПЦ во имя св. Татианы при АмГПГУ Н.М.Оглоблина представила учителям и школьникам опыт прочтения сказки Пушкина «О Царе Салтане» как изначально русского и глубоко православного по своей природе произведения.
Особое внимание уделяется сегодня нашими священнослужителями работе с учащимися кадетских классов в школах № 22,№23, №34,№35. Кадетские классы, особенно казачьи, изначально ориентированы на Церковь, на православную культуру, на служение Отечеству. Совместно с педагогами и родителями мы ищем пути воспитания их детей в исконных традициях русского кадетства и казачества. При этом проблем, требующих решения, оказывается немало. Это и материальная база для ведения НВП, это и проблема кадров, это и проблема совместного обучения девочек и мальчиков, и целый ряд других. Разговор подробный об этом будет сегодня за Круглым столом.
Одним из путей воспитания молодежи в исконно русских традициях и знакомства с культурой православных праздников стало проведение в Амурской епархии мастер-классов для школьников. Чаще всего здесь у нас бывают учащиеся 23 школы. Они учатся изготавливать традиционные атрибуты православных праздников – вырезывать из бумаги ангелов и изготавливать настольные рождественские вертепы к Рождеству, учатся технике окрашивания и украшения яиц на Пасху, осваивают традиционные пасхальные и рождественские игры, и т.д. И надо сказать, им нравиться бывать у нас, в наших учебных классах.
Ну, и конечно, сама организация праздников. Вместе с учреждениями образования мы ввели в городе традицию проведения Сретенского бала на день Православной молодежи – бала со всей его атрибутикой: бальными платьями и белыми перчатками для мальчиков, с картой-расписанием танцев, с программой бальных игр и развлечений и угощением. Подготовка к балу начинается задолго до его даты. Ведь надо научиться танцевать вальс, полонез, па-де-грас и др. Надо знать бальный этикет. А это целая наука. Но надо знать и то, почему бал Сретенский, что такое праздник Сретения, и многое другое, что необходимо для участия в «интеллектуальном» блоке программы.
На Балу 2015 года впервые была проведена и благотворительная акция, «Дети-детям» - акция помощи Дому ребенка, в которой приняли участие и учащиеся, и родители, и педагоги, и приглашенные гости. Проведение подобных акций на балах – православная русская традиция, исполненная добра и сочувствия ближнему.
Мы пробуем, ищем новые формы работы и анализируем результаты нашего опыта, делая выводы. Но у нас и выхода другого нет. Нищая духом молодежь сделает нищей и никчемной и свою жизнь, и общества, и государства. Развитие духовности, развитие нравственности есть и остается нашей важнейшей задачей. В планах – проведение православного лагеря для школьников, может быть, в порядке эксперимента, пока пришкольной площадки с программой углубленного погружения в православную культуру и русский фольклор; организация подготовки студентов для ведения ОПК по уже подготовленной программе «Религиоведение» с углубленным изучением православной культуры как формы дополнительного образования по договору с АмГПГУ, проведение Александро-Невских военно-спортивных игр, смотра-конкурса кадетских классов «Кадетский марш», организация паломнических поездок по святым местам Приамурья, и др. И в этом свете мы не можем не приветствовать появление программы «Социокультурные истоки» и не включиться в ее реализацию.
Мы чувствуем существующий в нашем регионе запрос на развитие духовности и нравственности и готовы вместе с учреждениями образования осуществлять работу по реализации этой программы, помня словасвятителя Феофана Затворника: «Среди всех святых дел самое святое – воспитание». Амурская епархия сегодня рассматривает служение этому делу как свой первостепенный долг.