По инициативе Управления образования администрации Ванинского района в актовом зале школы №4 п. Ванино было проведено 12-е районное родительское собрание. На нём присутствовали родители, учителя школ района, представитель Хабаровского Минобразования, а также в числе приглашенных был настоятель Ванинского Свято-Никольского прихода, иеромонах Филарет. Тема собрания-"Семья и школа: воспитание толерантности".
Школа, родители и общественность обеспокоены последними событиями, происшедшими в стране, и в нашем регионе: святотатство, поругание православных святынь, нетерпимость к людям другой веры, другой национальности, нетерпимость к чужим мнениям и мировозрениям, а с другой стороны распущенность, агрессивное навязывание пороков и извращений, как нормы жизни. Родителей беспокоит состояние детей, частичное разрушение семейных связей : родители – дети. Об этом и шел разговор на собрании.
В своем выступлении иеромонах Филарет отметил что : " о толерантности, как форме терпимости, допустимо говорить в среде здравых людей, имеющим здравые понятия о нравственности, которая имеет глубокое начало в христианской культуре. Если бы в зале сидели представители так называемых сексуальных меньшинств, а также представители диких племен-людоедов с островов Океании, плюс люди с атрофированным нравственным сознанием, говорить о толерантности было бы вредно, и даже опасно. Где граница между хорошей толерантностью и плохой? Кто будет третейским судьёй?"
Развивая тему толерантности, о.Филарет привел слова святых отцов Церкви, и современных богословов. «Под словом терпимость – пишет протоиерей Максим Козлов, - мы понимаем то, о чём в своё время говорил святитель Филарет. Терпимость, скажем, по отношению к заблуждающимся – это не поощрение заблуждения к распространению. Позволяя человеку заблуждаться, но, проявляя к нему любовь, внимание, снисхождение, мы достигаем большего результата, чем тогда, когда запрещаем, держим и не пускаем». Терпимость – это не релятивизм, при котором есть множество истин, или одна, но что поделать, люди держатся других правд, пусть и относительных, хорошо, что и таких держаться, наше дело – не вмешиваться…
Терпимость – это понимание того, что навязывание даже правильных взглядов приведёт к поражению. Но это никак не равнодушие к заблуждающемуся человеку и тем более не внутреннее согласие с его заблуждением.
Под толерантностью же в современном языке понимают как раз такого рода устроение общественного сознания, в котором каждый соглашается, что нет абсолютной истины, все истины относительны. Эта система предполагает размывание абсолютного в душе человека и утверждение такого строя общества, при котором нравственная цельность большинства заведомо уравнивается в праве на выражение и на распространение с мнением маленьких, даже самых нелепых и экстравагантных или нравственно возмутительных групп.
Иеромонахом Филаретом было предложено средство для воспитания нравственно здорового человека, толерантного, если угодно будет слушателям, что особо важно для подрастающего поколения – это преподавание на серёзном уровне основ религиозных культур, причем не мировых в одном флаконе, и не туманную светскую этику, а именно какой- либо конкретной религиозной культуры, к которой традиционно относится тот или иной человек, ребёнок. Было бы очень разумно, чтобы наши дети, которые в большинстве своём имеют христианские корни, и поведение свое строят на христианских началах, изучали основы Православной культуры. Что в свою очередь не препятствует другим детям, другого мировозрения изучать свою религиозную культуру, конечно в рамках курса ОРКСЭ.
Это предложение было принято для рассмотрения, и размышления большинством участников собрания.