Снова на БАМе. Заключение

6 Декабря 2012   15:35

Солони

В этот раз мы ехали днем, поэтому смогли насладиться красотами БАМовской природы. На этом перегоне находится знаменитый Дуссе-Алиньский тоннель, когда-то построенный силами заключенных Бамлага. Где-то здесь многие из них и похоронены, и кто знает, не было ли среди них священнослужителей и мирян, мучеников за веру, которые предстательствуют за наш край пред Господом.

Солони – поселок потихоньку погибающий. Здесь даже администрация находится в соседнем Сулуке, а в гигантском ТОЦе работа идет всего в двух помещениях. Даже магазин здесь всего один и работает тогда, когда на почте перерыв. И особенно грустно смотреть на то, какими красивыми мозаиками украшены и вокзал, и ТОЦ.

Тем не менее, школа здесь есть, хотя детей и немного. Что интересно, в школе в качестве иностранного языка преподается немецкий. Собираясь выступать, я почему-то рассчитывал на аудиторию постарше, поэтому тему выбрал: «Аргументы в пользу бытия Божия». Но, как ни странно, я понял, что тема вполне подходит для любого возраста. Например, когда я рассказывал о том, что все в мире имеет причину, и предложил ребятам проследить цепь, откуда берутся те же пирожки, они с готовностью стали называть звенья этой цепочки. А когда я предложил взглянуть в окно и посмотреть, насколько красива природа вокруг, вопрос о самозарождении жизни практически отпал.

Потом были вопросы. Как всегда спрашивали, что можно купить у нас в вагоне, нужно ли обязательно носить крестик и тому подобное. Еще спрашивали, о том, что означают имена, например мальчик по имени Артур спросил, почему, когда его крестили, ему дали имя Арсений. Интересно, что в нескольких деревнях нам говорили о том, что при крещении должно даваться тайное имя, которое нельзя открывать никому. Причем смысл этого они сами не знают, и интересно, что, похоже, даже подходя к Таинствам, они не собираются его называть. Впрочем, о Таинствах им, конечно же, тоже рассказать никто не успел.

 Алонка

Здесь в свое время хотели построить храм, даже место под фундамент расчистили и столбики для забора вкопали. Но не сложилось. Тем не менее, община здесь есть, хоть и не зарегистрированная. Есть и помещение, освященное в честь Собора Пресвятой Богородицы. Иногда сюда приезжает священник из Ургала, правда служить литургию здесь возможности нет.

Как обычно, сначала мы отправились в школу. Школа в селе большая и действительно красивая. Прямо на стенах написаны пейзажи, подписанные по-корейски, над лестницей изображена карта БАМа, а на одной стене изображение самого поселка. Встреча с детьми проходила в актовом зале, где скамейки, правда были расставлены вдоль стен. Поначалу мне показалось, что ребята не так уж хорошо воспринимали мои слова, но впечатление оказалось ошибочным. После встречи к нам подошла группа девочек, которые стали задавать довольно серьезные вопросы. Например, одна из них спрашивала, что отвечать, когда говорят: «Зачем тебе верить в Бога? Что тебе дает эта религия?». Выяснилось, что девчонки ходят в молельную комнату и даже помогают читать акафисты.

Когда мы вернулись, нас ждали две женщины из общины, остальные, к сожалению, прийти не смогли. Мы отслужили молебен у нас в вагоне, а затем отправились к ним в молельную комнату.

Как и везде на БАМе посреди поселка находится огромное здание под названием ТОЦ, где и размещается помещение общины. В одной комнате молятся, здесь же находится и иконная лавка. В другой – воскресная школа и библиотека. Дети, слава Богу, ходят. Женщины стараются делиться с ними тем, что сами знают, но этого, конечно, недостаточно, поэтому большинство детей к 14-15 годам отходят от Церкви, как впрочем и везде, даже в Хабаровске.

Вечером к нам наконец-то пришли люди на крещение. В прошлом году мы не окрестили здесь ни одного человека, а сейчас пришло довольно много людей. Впрочем, в основном принесли младенцев, наверное, успели родить за год.

 Этыркэн

Последний населенный пункт на нашем пути, дальше уже Благовещенская епархия. Здесь уже окончательно чувствуется отдаленность от города. Нам сказали, что даже до соседней Алонки хорошей дороги нет, и если люди хотят ехать в храм, то приходится ехать в Чегдомын или Ургал на поезде, который идет в не очень удобное время. Есть еще рабочий поезд, но он ходит нерегулярно. В общем, ситуация непростая.

Тем не менее, в школе здесь воспитательный процесс поставлен строго. Детей заставляют носить не только форму, но еще и бейджики с именем, фамилией и классом, а списки тех, кто курит, опаздывает на уроки или приходит без формы или бейджика вывешивают возле входа. Когда мы пришли, наши фамилии, имена и отчества сразу же записали в журнал, нас проводили в актовый зал, где мы и дожидались ребят. Здесь я тоже решил рассказать о любви в христианстве. Неожиданно мне на ум пришли строки из песни моего когда-то любимого Александра Башлачева о том, что «нет тех, кто не стоит любви» и возникающий за этим вопрос, «да как же любить их таких неумытых», да причем «всю округу, чужих, неизвестных, да так, как подругу, как дочь, как невесту». Я сказал, что автор не находит ответа на этот вопрос, потому что к сожалению, так и не сумел толком познать христианство. И более того, он не в силах бороться с творческим кризисом, выпрыгнул из окна, так что теперь за него даже в храме нельзя молиться. После этого аудитория притихла, я даже не ожидал такой реакции, а потом посыпались вопросы, как от ребят, так и от учителей. Строгий завуч смягчилась и поблагодарила нас за интересную беседу.

Креститься здесь народ приходил целыми семьями. На второй день крещение пришлось проводить в два этапа, потому что в двух семействах отцы слишком поздно возвращаются с работы. В другой семье крестных для ребенка не нашлось, и эту роль пришлось исполнять мне. Что ж, буду хотя бы молиться за своего крестника и его родных.

Вечером к нам подъехали двое мальчишек на велосипедах. Пообщавшись с ними, я попросил дать прокатиться. Один из велосипедов оказался для меня маловат, а у второго руль по всей видимости не особо дружил с передним колесом, зато на раме краской было гордо намалевано BMX. «Как же ты на нем ездишь?» - спросил я у хозяина велосипеда. «Да вот, как-то привык уже», - ответил парень. На следующий день ребята опять прикатили к нам и привезли пакет брусники, уверяя, что такой брусники больше нигде нет, как в Этыркэне. Что ж, поверил на слово.

 

***

На этом наше путешествие закончилось. Вечером собрали иконную лавку, поужинали. Отец Сергий и баба Варя вышли ночью в Ургале, мы с Ваней в Комсомольске, а проводники поехали до Хабаровска. Обратно мы ехали, глядя в окна, на те пейзажи, которые мы проезжали по ночам и вспоминали то, что происходило с нами на этих станциях. На вокзале Комсомольска нас ждал отец Ярослав, который развез нас по домам.

 

© 2012, SDN