Размышления о болезнях и об исцелении, или о чем начинаешь думать, стоя у иконы с мощами святого великомученика и целителя Пантелеимона

17 Сентября 2015   09:40

Размышления о болезнях и об исцелении, или о чем начинаешь думать стоя у иконы с мощами святого великомученика и целителя Пантелеимона

Иеромонах Арсений (Бабаев) 

Евангелие учит, что если Бог не попустит, тогда никакая болезнь человека не коснется. Мы часто болеем и кто-то больше, а кто-то меньше, кто-то привык болеть, кто-то устал болеть, а кто-то болен смертельно. Раз так, то возможно ли изменить волю Божию, чтобы не болеть, чтобы не была попущена болезнь?

Кажется, еще 2000 лет назад кое-кто в иудейской пустыни уже пытался подчинить себе Бога. Нет, конечно, мы можем изменить неволю Божию, а только самих себя (свои мысли и желания). Сам Бог - Неизменяемый и Всеведущий и Совершенный Дух. Изменять Его волю означало бы поправлять Бога, вносить коррективы в то, что для Него желанно и важно и в конечном счете изменять Самого Бога, а это означало бы сделать Его бессильным и ограниченным. Это абсурд. Бог – это Тот, Кто знает и наши мысли, и наши чувства, в Чьих руках всё: и жизнь и смерть, и настоящее и будущее, и здоровье и болезни. Но, что крайне важно, это то, что мы можем кардинально повлиять на то, как Господь будет с нами действовать. Все дело в том, что по отношению к нам Он действует сообразно с тем, на что мы направляем свою волю. Зависящая от нашей свободной воли греховная причина болезней - это отсутствие покаяния, нежелание измениться. Обращаясь к медицине, врачуя тело, человеку необходимо одновременно врачевать собственную душу через изменение своего отношения к жизни, к самому себе, к людям, к Богу. Лечить тело, не врачуя души - это всё равно, что укреплять стены дома с прогнившим, развалившимся основанием: каждый раз ставим стены, заваливаем завалинки и все равно, то в одном, то в другом месте дом валится. Если мы уничтожаем греховную причину болезней, зависящую от нас: начинаем каяться, молиться Господу и его святым, хотим измениться, просим простить наши грехи и исцелить, то тогда Господь может совершить то, что зависит уже только от Него: укорачивает или уменьшает, или полностью уничтожает саму болезнь, возвращая здравие. Но и здесь главное - довериться Господу: даст, слава Богу! Не даст, тоже, слава Богу! Всё, что Господь делает, или наоборот, не делает, - все ради нашей же пользы. Бог всегда действует с точки зрения спасения нашей вечной, бессмертной, драгоценной души. Надо понять, что само по себе выздоровление - не самоцель. Смысл жизни не в здоровье, не в земле, а в вечности, в Боге. Поэтому у болезни есть две стороны, о которых сейчас редко даже задумываются. Болезни - следствие греховности и в самих же болезнях - средство очищения души от этой греховности. Господь "телесными болезнями врачует душевные недуги" (преп. Макарий Оптинский). "О, болезнь, горькое, но здоровое лекарство!" (свт. Тихон Задонский).

Итак, вся вообще наша жизнь зависит не от состояния физического здоровья, не от количества денег и не от других людей, а находится в руках Бога, Который всегда видит мысли, чувства и желания каждого из семи миллиардов человек и сообразно этому всеведению действует: "…будь паче уверен, что Хранитель твой с тобою, и мудрость твоя во всей точности да удостоверит тебя, что, вместе со всеми творениями, и ты состоишь под единым Владыкою, Который единым мановением приводит все в движение, и колеблет, и укрощает, и ускоряет. Ни один раб не может сделать вреда кому-либо из подобных ему рабов без попущения о всех Промышляющего и всем Управляющего. И ты немедленно восстань и дерзай. Если и дана иным свобода, то не во всяком деле. Ибо ни демоны, ни губительные звери, ни порочные люди не могут исполнить воли своей на вред и пагубу, если не попустит сего изволение Правящего и не даст сему места в определенной мере. Он и свободе не попускает приводить все в действие. А если бы не было то, не оставалась бы в живых никакая плоть. Господь не позволяет, чтобы к творению Его приближалась власть демонов и людей и исполняла на ней волю свою. Поэтому говори всегда душе своей: «Есть у меня оберегающий меня Хранитель, и ни одно из творений не может явиться предо мною, разве только будет повелено свыше" (преп. Исаак Сирин).

Святые отцы учат, что искушения, скорби и болезни, которые мы воспринимаем как зло для себя,  Бог попускает для нашего блага..

"Посылает Бог иное в ... образумление, чтоб опомнился человек; иное, чтоб избавить от беды, в которую попал бы человек, если бы был здоров; иное, чтоб терпение показал человек и тем большую заслужил награду; иное, чтоб очистить от какой страсти, и для многих других причин".

 Свт. Феофан, Затворник.

"…Дело в том, что зло так сплелось с нашим существом, так вросло в наше сердце, что процесс освобождения от него всегда сопряжен с болью". 

Еп. Александр Милеант.

"Болезни телесныя посылаются человеку от Бога не всегда за грех в наказание, но иногда и по благоволению для освобождения или для предохранения нас от недугов душевных, которые не в пример опаснее телесных". 
                                                                     Преподобный Антоний Оптинский.

 

"Болезнь насылает тем, кому полезнее иметь связанные члены, нежели беспрепятственно устремляться на грех".

Свт. Василий Великий.

– В Библии описано об исцелении царя Езекии. «В те дни заболел Езекия смертельно, и пришел к нему Исаия, сын Амосов, пророк, и сказал, ему: так говорит Господь: «сделай, завещание для дома твоего, ибо умрешь ты и, не выздоровеешь». И отворотился Езекия лицом своим к стене, и молился Господу, говоря: «О, Господи! вспомни, что я ходил, пред лицом Твоим верно и с преданным Тебе сердцем, и делал угодное в очах Твоих». И заплакал Езекия сильно. Исаия еще не вышел из города, как было к нему слово Господне: Возвратись и скажи Езекии, владыке народа Моего: так говорит Господь… Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Вот, Я исцелю тебя…» (4 Цар. 20:1-5).

Толкование:

Возвестив Езекии (ср. ст. 1) определение Божие о смерти Езекии пророк Исаия удалился. Но пламенная молитва благочестивого царя (ст. 2-3) была уже услышана Богом, и Он благоволил отменить прежнее решение раньше, чем пророк успел выйти из среднего или внутреннего двора, примыкавшего к царскому дворцу. 

© 2012, SDN