«Чем отличается мир сегодня от прошлых времён?» – с такого вопроса начал очередную пастырскую встречу 7 июля отец Александр Носков. Сам, отвечая на этот вопрос, сказал: «Отношения между людьми остались неизменные. Узнать смиренен или нет человек можно только по его реакции на нападки и обиды от окружающих. Поэтому смиренный человек всегда спокоен, что бы не случилось. Он знает, что его место – внизу, и ниже спускаться уже некуда. Поэтому он не боится, что кто-то сбросит его вниз, ведь он сам отправил себя туда, смирившись. Человек почему обижается? Потому что ждёт от других людей иного отношения к себе, чем это на самом деле. Гордость человека – причина обид. Ошибка многих людей в том, что они думают о посте и молитве как средстве искоренения страстей. Это неправильно. От поста и молитвы страсти ослабевают, но остаются с человеком».
Участница встречи рассказала о том, что терпит постоянные оскорбления от своей соседки, хотя ничего плохого той не сделала. Что нужно делать в таком случае? Епископ Феофан, Затворник Вышенский в одном из своих писем пишет: «Оклеветали вас…хотя вы не виновны? Надо благодушно терпеть. И это пойдёт вместо епитимии за то, в чём сами себя считаете виновными. Поэтому клевета для вас – милость Божия. Надо непременно примириться с оклеветавшими, как это ни трудно».
Отец Александр указал на то, что особенно внимательны мы должны быть к свом близким и ссоры с ними не должны быть долгими. Почему люди ссорятся даже в счастливом браке? Ведь любят же, жить друг без друга не могут, а вот ругаются из-за всякой ерунды.
«Скорей бы уж хлынул ливень,
Скорей бы уж грянул гром.
Живём - как две тучи злые,
Господи, как живём…
И повод-то – меньше зёрнышка,
А сразу сердца на ключ…
Дочурка, тревожное солнышко,
Мается между туч».
В этом замечательном стихотворении В. Ермакова особенно интересна одна деталь: в самом деле, причины семейных ссор настолько незначительны, что даже говорить о них всерьёз как-то неловко. Но почему же такие ничтожные поводы вызывают у любящих друг друга людей столь бурную реакцию? Потому что естество потомков Адама и Евы унаследовало не только способность мужа и жены соединяться в сверхиндивидуальном единстве брака, но и все болезненные искажения нашей природы, которые явились результатом отпадения первых людей от Бога. А смысл любой страсти и любого греха, в конечном счёте, можно свести к эгоизму и неспособности падшего человека любить кого бы то ни было, кроме себя самого. В православной аскетике эта страшная сила, отделяющая людей от Бога и друг от друга, называется «самость».
И в браке эта сила действует, может быть разрушительнее, чем где бы то ни было. Супруги стали в браке единым существом, не знают, где кончается она и начинается он; но каждый из них принёс в это единство свои духовные «болячки». И каждому придётся ощутить на себе груз этой «самости» своего избранника, его эгоизма и внутренней испорченности. Две «самости» начинают разрывать это единство любящих людей изнутри. Любая ссора грозит превратиться в катастрофу, потому что в браке, обижая другого, человек, по сути, наносит рану самому себе. Брак делает взаимопроникновение двух людей почти абсолютным, а два эгоизма мучают эту единую плоть, используя самые незначительные причины для ссоры. Такая духовная коррозия может незаметно подточить и уничтожить самую горячую любовь. И сохранить её можно лишь с Божией помощью.
Вот здесь и становится понятно, зачем нужны дары благодати, которые муж и жена получают в Таинстве брака. Для христиан любовь – это не абстрактная субстанция, разлитая в воздухе. Это, скорее, способ бытия, уподобляющий человека Богу, который сам есть – Любовь.