«Если мы утратим понимание всего того,
что произошло во время Великой Отечественной
войны, то мы в значительной мере разоружим сами
себя, потому что на примерах героизма сегодня
формируется молодое поколение».
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
В этом году мы отпраздновали 70-летие Великой Победы в Великой Отечественной войне. «Война и Православная Церковь» - вот тема Пастырской встречи 30 июня 2015 года. На встречу был приглашен православный писатель и священник храма св. пророка Илии г. Комсомольска-на-Амуре, руководитель епархиального Отдела по тюремному служению, отец Николай (Блохин). Вот о чем рассказал нам отец Николай.
Роль церкви в мобилизации общества с самых первых дней войны невозможно переоценить. Советские солдаты сдавались тогда в плен целыми армиями, к концу 1941 года в немецком плену оказалось около 3,5 млн. человек, часто сдававшихся без боя. Именно в этот первый период войны, когда всё казалось потерянным, Русская Православная Церковь сыграла колоссальную роль в поднятии духа сопротивления. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл назвал Великую Отечественную войну наказанием Божьим, по его словам «за страшный грех богоотступничества всего народа, за попрание святынь, за кощунство и издевательство над Церковью» произошла эта «катастрофа военная». Накануне Отечественной войны Русская Православная Церковь подвергалась невиданному разгрому и репрессиям: закрывали и разрушали храмы, убивали священников, брат убивал брата за веру во Христа. Отец Николай приводил такие цифры: в Киевской митрополии осталось всего 2 храма, во многих областях не осталось ни одного действующего храма, из почти полутора сот епископов к 22 июня 1941 года осталось лишь 3, а остальные были арестованы и расстреляны.
Уже в первый день войны Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) обратился с «Посланием к пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви». Это пастырское послание было разослано по всем приходам страны и вскоре читалось после богослужений. В нём говорилось:
«Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину… Жалкие потомки врагов православного христианства хотят ещё раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой… Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу... Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу».
Отец Николай рассказал, о том, что в ночь с 18 на 19 ноября 1941 г. в день памяти святого Варлаама Хутынского, под Москвой ударил невиданный мороз в 52 градуса. Танки Гудериана – генерала-полковника германской армии, встали, а танки советской армии завелись. Из-за вывода ударных танковых частей Германии с московского направления темп наступления был потерян. Подобных чудес в те дни было много. О них докладывали Сталину - и он прекрасно понимал, Кто защищает Москву. Не зря учился в семинарии.
Также батюшка рассказал историю, о том, как 8 декабря 1941 года по приказу Сталина произошел облет Москвы с Тихвинской иконой Божьей Матери. Эту историю рассказал отцу Николая Блохина маршал авиации А.Е. Голованов, который лично совершал этот облет. Священник и три певчих пели: «Царица моя преблагая, надежда моя, Богородице…». Голованов рассказывал: «Смотрю, а у меня в фонаре (переднее стекло кабины) вид, как на полотнах Куинджи: кругом метель, а впереди всё видно до самого горизонта». Самолет летел светлым тоннелем, вокруг которого бушевала непогода.
«Всё безбожие рухнуло 22 июня 1941 года», - утверждает батюшка. На войне неверующих нет. В Москве люди заполнили оставшиеся храмы. И что примечательно: те, которые молились святой первомученице Фекле, дождались своих близких, всех до единого, невредимых или раненых, но живых. «Фекла – помощница, чтобы мужья, сыновья вернулись с фронта», - говорит батюшка.
В сентябре 1943 года произошла знаменитая встреча Сталина с тремя митрополитами: митрополитом Сергием (Страгородским), митрополитом Николаем (Ярушевичем) и Алексием (Симанским), будущим патриархом Алексием I. Патриархом Московским и всея Руси был избран Сергий (Страгородский). На этой встрече иерархи получили предложения, о которых не могли и мечтать, началось возрождение Церкви, открытие храмов, рукоположение во священство.
Отец Николай делает вывод: «Все святые, в земле Российской просиявшие, решили за всю войну».
Активная участница Пастырских встреч, Елена Капитан, пишет, что после прочтения первой книги батюшки «Повести и рассказы» была под большим впечатлением. «Писатель и наш батюшка Николай Блохин стал ещё ближе и понятней. Жду новых встреч с ним. Он умеет говорить и писать о том, что думает каждый человек, но выразить не умеет. Поражают мысли, они просты и глубоки. Мне настолько понравились его рассказы, что я сделала выписки (книгу читала запоем 2 дня). Он везде прост и прям. И разговор, и жизнь у него такая. «Святая Русь начинается с меня, тебя конкретно, с родителей, прадедов, сестры, случайных людей и обстоятельств жизни.» Даже названия книг подтверждают это», - пишет Елена.
На встрече обсуждалась также тема православной веры. «Эта вечная тема: колокол зовет - и никто не приходит. Так было, есть и будет. Русь Святая – это островки святости в море греха. Но когда море греха накатывается на этот островок, откатывается оно, уже окормленное его святостью» (рассказ «Отец Димитрий»). Так и на нашей встрече было совсем «малое стадо»…
Задавался очень актуальный в наше время вопрос о преподавании в учебных заведениях
предмета по половому воспитанию. Отец Николай предложил защищать детей от пагубной информации.
В конце встречи батюшка нам сказал о необходимости укреплять свою веру, быть примером для людей, убеждать некрещеных в необходимости принять святое таинство Крещения: в этом случае за человека будут молиться не только его ближние, но и Православная Церковь.