Богословие в красках

15 Июня 2015   14:24

Основной смысл всех бесед на «Пастырских встречах»  сводится к встрече человека с Богом, или что нужно делать и как нам жить, чтобы эта встреча оказалась великой радостью и спасением, а не разочарованием, наказанием и осуждением на вечные  и мучительные страдания. Очередная «Пастырская встреча» состоялась 9 июня, и впервые,  темой встречи была иконопись: «Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублёва – богословие в красках». Беседу провёл диакон Дионисий. На встрече присутствовал отец Тихон.

Великий русский иконописец Андрей Рублёв (около1340/1350 – 1430 гг.) оставил людям замечательную икону «Троица», слава о которой гремит по всему миру. Эта икона написана Рублёвым для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры в память о её  основателе преподобном Сергии Радонежском. Икона  написана Рублевым приблизительно в 1410 г.  В советское время икона была передана в Третьяковскую галерею и до сих пор там сохраняется в подходящих условиях.

На иконе изображена Троица Ветхозаветная.   Сюжет иконы построен на 18-ой главе  библейской книги Бытия, где описывается,  как Бог явился праотцу Аврааму и его жене Саре у мамврийского дуба. Такие иконы были и ранее, но Рублёв «убирает из кадра» Авраама и Сару. Все иконы той эпохи очень мрачны. Рублёв же хотел, чтобы краски зазвучали во всю мощь. Он добыл ляпис-лазури, драгоценной  и высокочтимой среди мастеров краски и, не смешивая её с другими красками, использовал всю её цветовую силу. Эталоном для Рублёва послужили иконы византийских художников.

На иконе мы видим, что три ангела сидят за жертвенным столом, благословляя чашу. Ангелы образуют круг – символ вечности. Ангелов трое, а чаша всего одна.  Ангелы олицетворяют собой триединство Божие: Бог Сын; Бог Отец; Бог Дух Святой. ЧАША - это центр композиции и  символ страданий Христа, на которые он пойдет ради искупления грехов человечества.  Сама композиция также напоминает форму чаши, а если провести линию между руками и головами ангелов, то получится круг – идеальная фигура. Смысл иконы состоит в том, что три ангела Предвечного Совета находятся в сокровенной, недоступной уху простого смертного беседе. Содержание беседы печально. Ангелы в одеяниях тёплых тонов склоняют головы с задумчивостью, которую простой смертный постичь не может.  

У каждого из трёх  ангелов в руках по посоху. И каждый посох на что-то указывает. Трость Святого Духа указывает на гору, по чему и можно узнать, что это и есть «горний» святой дух.  Рублев использует мягкие нежные цвета, создавая настроение умиротворенности и тихой радости. В одежде центральной фигуры очень яркий акцент пурпурного хитона – цвет царской власти. В одежде фигуры справа – первая зелень весны и голубизна неба. Левая фигура одета в терракотовый плащ, накинутый на голубой хитон. Это цвет земли. В центре композиции Бог Сын, печально благословляющий чашу и глядящий так, словно видит в ней, как в зеркале, свое отражение. Бог Отец и Бог Дух Святой тихо и сосредоточенно наблюдают эту сцену. Круговая композиция объединяет фигуры. И это говорит о том, что, как ни тяжела жертва, которую должен принести Иисус Христос, они идут на нее ради великой цели спасения людей. Так Андрей Рублев с помощью иносказания призывает князей объединиться ради великой цели свободы Родины.

В иконе нет ни действия, ни движения, которое подвластно человеческому взгляду. На жизнь иконы указывает тот факт, что как бы смотрящий не становился возле иконы, он никогда не сможет заглянуть ангелам прямо в глаза. Их глаза смотрят куда-то  в вечность.

Подробно рассказывал отец Дионисий о жестах рук, одежде, посохах персонажей иконы, о том, что изображено на заднем плане.  Интересны были пояснения об обратной линейной перспективе, используемой в иконописи. Обратная линейная перспектива - это вид перспективы, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя. Икона имеет несколько горизонтов и точек зрения, и другие особенности. При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от зрителя, словно центр схода линий находится не на горизонте, а внутри самого зрителя. В заключении беседы прозвучала песня архидиакона Романа Тамберга «Гостеприимство Авраама» об этой иконе. 

 

Гостеприимство Авраама

Сл. архидиакона Романа,

муз. иерея Алексия и архидиакона Романа 

Три Путника, задумавшись, сидят,

О трапезе предложенной забывши.

Просты одежды, скорбны Лики, грустен взгляд,

Застыли руки, к странной чаше наклонившись.

    Во всём чудесная гармония видна,

    Когда Один, любя, повелевает,

    Другой – в стремленьи всё исполнить, до конца,

    В молчанье Третий Их деянья освящает.

Качнулось дерево, склонённая гора

В священном ужасе со трепетом взирает,

Как возле пыльного пастушьего шатра

Вином и хлебом люди Бога угощают.

    Три посоха, три Лика, три пути.

    Но Одному лишь суждено испить из чаши,

    Покинув Небо, по земле босым пройти,

    Смирившись, испытать заботы наши.

Застыли Три Фигуры в забытьи.

Но, Боже, почему так одиноко

В пустыне жизненной без спутников брести,

Без Ангела, без друга, без пророка.

© 2012, SDN