Веселова В.П., Заведующая сектором МБУ «ЦБС» посёлка Ванино
Великую Победу предопределила победа духовная…
(материалы для проведения беседы–презентации)
Но большей радости и большего нет счастья,
Как веру уберечь в дни скорби и ненастья,
Чтоб в тяжкий час, когда приходится терять
Всё, чем была красна земная наша доля,
С нелицемерною покорностью сказать:
«Да будет, Господи, Твоя святая воля».
(На экране – православные церкви, часовни, молитвенные дома перед войной 1941 года).
К началу Великой Отечественной войны положение Православной Церкви было трагичным: множество запретов опутывало её, сотни священников томились в тюрьмах и лагерях. В одной из крупнейших епархий страны – Ленинградской – к 1941 году уцелел лишь 21 православный храм, отсутствовали монастыри, духовные учебные заведения, хотя в 1917 году в Петербурге имелось около 80 храмов, часовен, молитвенных домов.
Несмотря на это уже с первых дней войны Русская Православная Церковь, продолжая многовековую традицию, посвятила себя защите Родины.
(На экране – Местоблюститель патриаршего престола - митрополит Сергий (Страогородский).
Уже 22 июня Местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) обратился с посланием к верующим и благословил их на борьбу за оборону Отечества. Это послание зачитывалось в храмах и люди уходили на фронт, как на подвиг, благословлённый Церковью. Текст послания опубликован в сборнике документов Государственного архива Хабаровского края «Религия и власть на Дальнем Востоке России».
(На экране – сборник документов «Религия и власть на Дальнем Востоке»)
В Послании говорилось: «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона... Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божьей помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу... Православная Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она испытания несла и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь... Церковь благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует свободу».
(На экране – фотография ленинградского митрополита Алексия. В Храме сбор вещей и пожертвований для фронта).
По предложению ленинградского митрополита Алексия уже с 23 июня приходы Ленинграда начали сбор пожертвований на оборону. Повсеместно солдатам собирали тёплые вещи, прихожане жертвовали продовольствие для больных... Вспоминали опыт Первой мировой войны, когда многие приходы устраивали госпитали.
Храмы стали заметно заполняться народом. Богослужения пришлось приспособить к военным условиям: утром они начинались в 8 часов, вечером – в 16, ведь нужно было успеть вернуться домой до наступления комендантского часа. Молодые церковнослужители ушли в армию, народное ополчение, на оборонное строительство. Оставшиеся изучали средства противопожарной и противовоздушной обороны. Проводилась маскировка соборов.
К концу сентября 1941 года фашистские войска под Ленинградом были остановлены. Тогда-то и родилась легенда, объяснившая этот факт вмешательства небесных сил. Митрополит Гор Ливанских Илия, в далёкой Сирии горячо, всем сердцем молился перед иконой Казанской Божией Матери три дня без сна, еды и питья.
(На экране – икона Казанской Божией Матери).
Сама Божия Матерь и объявила волю Божию: «Успеха в войне не будет, доколе не отворят все закрытые по стране храмы, не выпустят из тюрем и не возвратят с фронтов священство для богослужения в храмах. Город Святого Петра не сдавать. Доколе моё изображение находится в нём – ни один враг не пройдёт». Далее в историю города вплетаются легендарные события: «В Ленинграде вынесли из Владимирского собора Казанскую икону Божией Матери и пошли крестным ходом. И произошло удивительное. Гитлер изменил свои планы... Благоприятный момент для врага был упущен. Враг был отброшен. После Ленинграда Казанская икона Божией Матери начала своё шествие по России...»
(На экране – кладбище вокруг церкви в дни блокады Ленинграда, множество гробов и умерших от голода и ран людей).
Рано наступившая первая блокадная зима оказалась на редкость суровой. Протоиерей Николай Ломакин, давая показания на Нюрнбергском процессе, рассказывал, что вокруг Никольской церкви на кладбище в течение дня можно было видеть груду в 100- 200 гробов, над которыми совершал отпевание священник.
Блокадный Ленинград сражался не только силой оружия, но и молитвой Церкви. Богослужения проходили при переполненных храмах.
(На экране – богослужение в храме).
Люди объединялись вокруг храмов, помогая друг другу выжить, выстоять. В подвалах храмов оборудовали бомбоубежища, где имелся кипяток, медикаменты, и где при необходимости можно было переночевать.
Приближалась первая военная Пасха. В праздничном послании митрополита Алексия подчёркивалось, что в её день, 5 апреля, исполняется 700 лет со дня разгрома немецких рыцарей в Ледовом побоище святым князем Александром Невским - небесным покровителем города на Неве. Пасхальное богослужение собрало много народа. В этот раз верующие вместо куличей освящали кусочки блокадного хлеба.
(На экране – кусочки блокадного хлеба)
Именно к Пасхе гитлеровцы приурочили особенно яростный налёт на Ленинград. Серьёзные повреждения были нанесены в пасхальную ночь Князь-Владимирскому собору. Фашистские самолёты не только сбрасывали на него бомбы, но и обстреливали на бреющем полёте из пулемётов.
Активно включилось духовенство в сбор средств в Фонд обороны. За 4 месяца были собраны средства на танковую колонну имени Дмитрия Донского, вносились пожертвования на авиаэскадрилью имени Александра Невского. О средствах, собранных для советской армии владыка Алексий дважды извещал телеграммами И.В.Сталина. Верховный главнокомандующий отправил ответную телеграмму, опубликованную в газете «Правда», в которой благодарил всех верующих, собравших деньги на строительство танковой колонны.
Реальная действительность заставляла Сталина и руководство ВКП(б) пересмотреть свою религиозную политику во имя борьбы с общим врагом - фашистской Германией. Уже в первый год войны практически прекратились аресты священнослужителей, была свёрнута антирелигиозная работа. Даже в голодную зиму 1941-42 годов православные приходы Ленинграда регулярно снабжались вином и мукой для причащения богомольцев.
(На экране – довоенный город Хабаровск.)
В самый трудный переломный период Великой Отечественной войны советская власть изменила своё отношение к Русской Православной Церкви, увидев в ней опору для поддержания людей, их веры и духа. Накануне решающих сражений Великой Отечественной войны, 7 сентября 1943 года, была зарегистрирована община верующих в Краснофлотском посёлке Хабаровска, освящённая именем одного из великих заступников России, покровителя «людей ратных и государевых», - святого благоверного князя Александра Невского.
(На экране – лик святого Александра Невского)
Весьма символично, что в тяжёлое для страны время покровителем Церкви выбрали именно его – воина, который символизировал нерушимость границ, неприкосновенность российской территории. Жизнь Александра Невского была короткой – он прожил чуть более сорока лет. Скончался великий полководец в 1263 году в городе Городце на Волге. В 14 веке был причислен Православной Церковью к лику святых.
(На экране – церковь Александра Невского в Хабаровске)
Возвращалась Церковь Православная и на Дальний Восток. Первый храм разместился в бывшем хлебном магазине треста «Главхлеб» по адресу: улица Хорошева 11. Для обустройства его из краеведческого музея были получены иконы, облачения из дорогой парчи и бархата, а из Хабаровской краевой научной библиотеки была передана богословская литература, внутри церкви был устроен иконостас, в алтаре размещена ризница.
Весть об открытии храма в Хабаровске облетела весь Дальний Восток. На церковные службы прибывали верующие из окрестностей Хабаровска, жители побережья Амура от Комсомольска-на-Амуре до Николаевска-на-Амуре, рыбаки и нефтяники Сахалина, горняки Кивды и Буреи, пчеловоды и моряки Приморья.
В годы войны церковь принимала посильное участие в оказании помощи Отечеству.
В Фонд обороны СССР общиной верующих внесено 38 259 рублей. На постройку танковой колонны «Дмитрий Донской» было собрано 25 тысяч рублей, за что община и настоятель храма получили благодарность Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина.
Выполняя постановление Совнаркома СССР от 1 декабря 1944 года «О православных церквах и молитвенных домах», местные власти г. Хабаровска стали содействовать открытию православных храмов.
(На экране – Христорождественский кафедральный собор в Хабаровске).
В начале 1945 года здание управления ДВЖД по улице Ленинградской было передано общине верующих под церковь. Начался ремонт и обустройство церкви. Первая служба во вновь открытом храме состоялась 19 августа 1945 года, в праздник Преображения Господня при незначительном числе верующих, но в последующие воскресные и праздничные дни службы совершались в переполненной церкви. Стало очевидным, что здание не удовлетворяет потребности городского населения, не вмещает всех желающих. В последующие годы храм стал расширяться. С назначением в году епископа Гавриила в Хабаровскую и Владивостокскую епархию, с местом жительства в Хабаровске, храм стал именоваться Христорождественским кафедральным собором.
Торжественно и празднично отмечали ленинградское духовенство и верующие полное освобождение города Ленинграда от вражеской блокады. 12 ленинградским священникам были вручены правительственные награды – медали «За оборону Ленинграда» и 12 ленинградских священнослужителей получили медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
(На экране – храмы Санкт-Петербурга: Успения Пресвятой Богородицы, Исаакиевский собор, Храм Спаса на крови...)
В 1996-2000 годах в Петербурге на народные деньги был построен храм Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте в память о жертвах ленинградской блокады. Сейчас в его стенах создаётся музейная экспозиция, посвящённая религиозной жизни города в годы войны. Память о ней постепенно возрождается.
Возрождается она и на Дальневосточной земле. В православных Храмах Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре, появившихся в последние десятилетия, открываются выставки материалов, связанных с этим периодом истории Церкви, проводятся торжественные архиерейские приемы верующих православных ветеранов войны и ветеранов церковного служения.
(На экране – храмы Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре, кадры Архиерейского приема ветеранов в Амурской епархии)
Литература:
Гудкова А. Размышления у храма. /А.Гудкова.// Словесница искусств.- 2004.- №15.- С.12-14.
Православные храмы Хабаровска – свидетели истории. Хабаровск: Частная коллекция, 2003.- 64 с.: ил.
Произведения иконописцев Оружейной палаты Московского Кремля: Каталог. М: 1992.- С. (Богоматерь Казанская в чеканном и шитом окладах. Конец 18 века.)
Религия и власть на Дальнем Востоке России: Сборник документов Гос. архива Хабаровского края.- Хабаровск: Частная коллекция, 200.- 400 с.
Старун Н. Святые заступники Руси и её дальневосточных рубежей./Н.Старун.// Словесница искусств.- 2008.- №21-22.- С.41-44.
Шкаровский М. Искренний привет от Сталина. Религиозная жизнь блокадного Ленинграда. //Родина.- 2003.- №1.- С.146-1