Джамку
Поселок маленький, и школа расположена рядом с вокзалом, поэтому дети начинают нас осаждать сразу же, как только у них заканчиваются уроки. Здесь у нас пересменка: отец Николай, Елена и Ирина отправляются домой, а их место занимают отец Сергий и «бабушка» Варвара. Отец Сергий приехал сюда еще вчера и уже провел две беседы в школе: с младшими классами и со старшими. После занятий у нас полный вагон детворы, кого-то я помню по прошлому году. Некоторые, как и в прошлом году, просятся помочь по храму: протереть подсвечники, отскрести воск от пола. Не забывают и написать записки о здравии своих родных и друзей. Интересно было слушать, как одна девочка говорила по телефону: «Мама, а ты крещеная? А какое у тебя имя в крещении?».
Под вечер спросил у ребят, рассказывают ли у них в школе о православии. Они с сожалением сказали, что нет, и даже на встречу с отцом Сергием они не попали (вот так, старших и младших собрали, а самый живой и восприимчивый возраст забыли). Сожалеют, что в селе строят что угодно, только не храм. Я им сказал: «Вот подрастете – сами постройте». Ничего не сказали. Может и правда построят.
Когда я вышел погулять на платформу, я услышал: «Эй! Иди сюда, побазарим!» Меня подозвал человек в рыбацком костюме, а на боку у него висел охотничий нож. Тем не менее, он был трезвым и настроен не агрессивно. Он спросил, почему его знакомые, будучи в тюрьме, по его словам «ударились в религию», а, выйдя на свободу, опять принялись за старое. Когда я сказал, что многое зависит не только от Бога, но и от человека, его это озадачило. Он сразу сменил тон и сказал, что еще придет пообщаться, но вечером мы уехали.
Герби
Поселок по размерам примерно такой же, как Джамку, но намного чище. Главу администрации на месте не застали, нам сказали, что он постоянно разъезжает по объектам. То, что работа не стоит на месте, мы увидели сразу же выйдя со станции: рядом с дорогой прорыт огромный котлован, видимо прокладывают новую теплотрассу.
В школе нас встретили хорошо. Я опять попытался рассказать детям о любви, о том, что любовь – это всегда жертва и «блаженнее давать, чем принимать». Видимо, в своем разговоре я увлекся и превысил отведенное время, но детям все же понравилось. Правда с большим интересом они слушали объявление отца Сергия о том, что в нашем вагоне-храме можно купить крестики и колечки, которые меняют цвет. Во второй половине дня они приходят к нам один за другим, некоторые даже по нескольку раз. Один мальчик приходил раза четыре, каждый раз с новой компанией. Правда, покреститься так и не сподобился, как и в прошлом году. Что ж, колечки – это куда понятнее, чем крещение.
На перроне ко мне подошел парень и сказал, что помнит меня. Оказалось, что когда-то, когда у нас в семинарии была практика по миссиологии, мы были с беседой в части, где он тогда служил. И хотя беседа тогда была не очень удачной, память все же осталась, ведь в армии каждое такое мероприятие запоминается.
Здесь, как и в Джамку, мы стояли всего один день, и ночью уехали на станцию Сулук.
Сулук
Все вокзалы на БАМе большие, не меньше, а может и больше, чем в Комсомольске. Видимо, предполагалось, что здесь будут большие населенные пункты. В Сулуке такой вокзал не просуществовал долго и стоит теперь как памятник отечественной бесхозяйственности. Вместо него метрах в трехстах от него построено два маленьких домика, которых вполне достаточно для обслуживания станции. Но до поселка теперь топать несколько дольше, да все в гору.
Была суббота, поэтому администрация не работала, и мы отправились в школу. Чтобы узнать дорогу мы зашли в магазин, где отец Сергий сделал внушение продавщице за то, что она, будучи крещенной, носит знак зодиака вместо креста.
В школе я решил рассказать детям о том, чем христианство отличается от других религий. Главным я назвал то, что только христианин может сказать, что Бог его любит. После беседы к нам подошла девочка лет двенадцати и спросила, почему я считаю, что мусульмане не могут сказать, что Аллах их любит. Я объяснил, что у мусульман Бог настолько далек от мира, что никакой речи о любви (впрочем, как и о ненависти быть не может). Ее это явно заинтересовало. Мы спросили, чем она любит заниматься в свободное время, и она ответила, что больше всего любит читать, особенно классическую литературу. Из ее речи и манеры общения было видно, что это действительно так. Так были опровергнуты все слова о том, что нынешняя молодежь, особенно в отдаленных селах ничего не читает.
Вечером ко мне подошел молодой мужчина и спросил, может ли он исповедаться. Сам он в наш вагон зайти не решался. Я сказал, что можно, провел его в храм и сказал, что позову батюшку. Батюшка уже начал готовиться к предстоящей литургии, и поначалу не хотел идти, ведь мы должны были стоять на этой станции еще один день, но потом согласился и прошел в храм. Они общались там больше часа, а когда отец Сергий вернулся, он посмотрел на меня, вздохнул и тихо сказал: «Да, тяжелая была исповедь… Хорошо, что ты его привел». А я подумал, что то, что я уговорил этого человека войти в храм, а затем уговорил отца Сергия пообщаться с ним, было самым важным, что я совершил в этой поездке. А на следующий день нам пришлось уезжать в обед, потому что в другое время невозможно было подать локомотив. И это еще больше укрепило мое мнение."
Текст: диакон Дионисий Селиванов.