12 по 28 сентября 2012 года совершился очередной миссионерский маршрут "поезда милосердия", по отдаленным станциям и прилегающим к ним поселкам Хабаровской митрополии и близлежащих епархий.
В составе этого поезда находился вагон, оборудованный под храм Русской Православной Церкви.
В этом храме возможно совершать богослужения, крещение, исповедь, причастие и другие таинства.
От Амурской епархии в следовании по маршруту "поезда милосердия" приняли участие: иеромонах Николай (Дмитриев), настоятель прихода святого мученика Иоанна Воина в п. Березовый и диакон Дионисий Селиванов, клирик Кафедрального собора святого пророка Божия Илии.
"Поздним вечером в пятницу наш поезд из двух вагонов отправился в путь. Мы – это иеромонах Николай, настоятель храма мученика Иоанна Воина в поселке Березовый (станция Постышево), ваш покорный слуга диакон Дионисий, а в этой поездке еще и пономарь, певчий Иван, он же и уставщик, Елена, председатель приходского совета храма в Березовом, Ирина, представитель прихода иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в поселке Амгунь, повар Вера и трое проводников: Владимир, Светлана и Татьяна. Один вагон – настоящий храм с иконостасом, престолом и жертвенником. Только пономарка находится не сбоку, а за алтарем. Во втором вагоне мы живем, здесь же находится и кухня, и «кают-компания», где мы собираемся на трапезу или для обсуждения текущих проблем. После станции Джамку отца Николая должен сменить отец Сергий из Тырмы, Елена и Ирина тоже поедут домой, а остальные едут дальше до станции Этыркэн. Все путешествие наше займет две недели.
Горин
Рассказывают, что совсем недавно Горин был невероятно грязным и неустроенным поселком. Но сейчас мы увидели совсем другую картину. Дома и водонапорная башня возле станции раскрашены в разные цвета, через центр поселка проходит прямая ровная дорога, вдоль которой стоят скамейки и даже урны. Возле администрации разбит парк с аллеей славы и каруселями, жаль только деревьев маловато.
На второй день мы пошли в школу. Директор школы принял нас и сразу предложил отобедать в школьной столовой, на что мы не смогли ответить отказом. Встретиться с детьми нам никто не предложил, а мы сами тоже почему-то постеснялись спросить.
С главой поселка мы встретились только на третий день. Шла подготовка к отопительному сезону, дел много, однако он нашел для нас время. Из разговора мы узнали, что у него уже давно мечта построить в поселке храм, даже выделял помещение, оставалось только ремонт сделать, но активистов не нашлось. Зато нашлись активисты среди сектантов, которые облагородили выделенное здание в ударные сроки.
На крещение пришло более десятка человек: дети и взрослые. Постарался объяснить им, как важно, чтобы крещение было не просто эпизодом в их жизни, а началом жизни новой. Говорил о том, что необходимо постоянно быть с Богом, молиться, приступать к Таинствам. Люди слушали внимательно, соглашались, говорили, что постараются изменить свою жизнь.
А потом было воскресенье. В нашем храме служилась литургия, но никто из новокрещенных на нее не пришел. У кого болезни, у кого дела, а кто-то, наверное, просто решил поспать в выходной день. Но все же пришло несколько человек, привели ребенка на Причастие. А еще здесь впервые в жизни исповедалась и причастилась наша проводница Татьяна. Слава Богу и за это малое стадо.
Жаль, конечно, что в таком большом поселке так и не сложилось общины, как в Березовом или Эвороне. Все вроде бы хотят, но каждый ждет, что само сделается. Может быть, дело как раз в том, что поселок процветает, и люди не считают, что им нужна поддержка свыше.
Эворон
В Эвороне сложившаяся община. Есть здесь и свой храм в честь преподобных Кирилла и Марии, родителей Сергия Радонежского. И есть в этом храме настоящий колокол, который торжественно выносят и укрепляют над входом перед каждой службой. А главное, здесь есть староста Сергей, мужчина, каких сейчас, к сожалению, не много в наших городах и селах. Человек, который живет верой и все силы вкладывает в этот маленький приход. И еще есть глава, которая всю душу отдает своему поселку.
Литургию служим в вагоне. Наш маленький храм почти полон. Люди громко поют Символ Веры и «Отче наш», почти все причастились. В общем, сюда мы приехали не столько с миссией, сколько в гости. Вот так и должен приезжать наш вагон-храм. Не искать людей по поселку, а ждать, пока придут сами. Придут те, кто ждет Причастия, у кого родились дети, которых нужно покрестить. Жаль, не везде это понимают.
Вечером служили молебен с акафистом преподобным Кириллу и Марии. Приятно было слышать, как поет весь храм.
Амгунь
Станция Амгунь – самая «труднодоступная» для нас. Вокзал расположен за полтора километра до поселка, а еще и нас поставили еще за полкилометра до станции и загородили составом. Неясно, кто согласится прийти в такую даль, да еще и в дождь. Однако здесь есть община, занимающая пару комнаток в ТОЦе, а с нами Ирина – представитель этой общины, значит все, кому надо, предупреждены.
Вечером народ собрался на крещение, перед которым я как обычно постарался объяснить, насколько важно причащаться Тела и Крови Христовых и предложил прийти на следующий день на литургию. Родители согласились, тем более, что, кажется, все они работают в школе.
На следующее утро в 9-00 из-под вагонов появились три фигуры, которые тут же раскрыли зонтики. Ребята все-таки пришли, а я ведь переживал всю ночь. У меня возникла идея, взять кого-нибудь из них в алтарь, чтобы помочь с кадилом (все-таки непросто быть диаконом и пономарем одновременно). Когда я спросил: «Кто хочет помочь в алтаре?», первой отреагировала девочка. Конечно, мальчишек вчера вводили в алтарь после крещения, а ее только к Царским вратам. Но и в этот раз пришлось огорчить. Тогда вызвался мальчик Дима, который вчера на мои вопросы все время говорил: «Знаю». В алтаре он показал себя с хорошей стороны: стоял смирно, крестился вместе с нами, кадило давал по первому требованию (правда, поначалу забывал подсыпать ладан) и даже довольно толково сходил на вход со свечой. На отца Николая это произвело неизгладимое впечатление. Позже он признался, что поначалу не был рад, что я привел в алтарь человека, который только вчера покрестился, но позже переменил свое мнение.
А потом мы отправились в школу. Здесь мы разделились. Я пошел беседовать со старшими и средними классами, а Елена Алексеевна с четвертым и пятым. Я решил рассказать о новомучениках и исповедниках российских. С аппаратурой нам помогал все тот же Дима, видимо, он тут главный двигатель прогресса. Слушали ребята довольно внимательно, насколько возможно было слушать после шести уроков. Очень надеюсь, что у них хоть что-то отложилось в голове.
А вечером пришла девочка, которая сама решила креститься. Сказала, что мать у нее некрещеная, а отец был крещен, но он умер. Сама она дружит с внучкой нашей Ирины и, видимо, та помогла ей сделать выбор. Вместо долгого собеседования я предложил ей еще раз подумать, готова ли она быть с Христом и претерпеть страдания, без которых не обходится жизнь христианина, указал ей на иконы святых в храме, сказав, что всем им так или иначе пришлось страдать. Потом я еще раз спросил: «И все-таки ты согласна?» Она сказала: «Да». Очень приятно было видеть такую решимость, и конечно отказать в крещении было невозможно." Продолжение следует.
Текст: диакон Дионисий Селиванов.