Вопрос первый. "Счастлив ли я по-настоящему?"
Если при всем внешнем достатке и вольной жизни (внешней свободе), на самом деле я не свободен, а тотально зависим и беспомощен? Свободен ли я, человек, от страхов и беспокойств, от самолюбия и зависти, от лукавства и лжи, от ненависти и мстительности, от памятозлобия и равнодушия, от стрессов и пристрастий, свободен ли я вообще от самого себя? Если на принцип "живу как все" человек ориентируется как на критерий нормальности или "счастливости" своей жизни, то самое время оглянуться и увидеть, что большинство людей на самом деле страдает из-за полной дезориентированности своих мыслей, чувств и желаний, либо направленности этих трех сил души к греховному, безнравственному. Причем страдания очень многих людей - не столько физические, сколько душевные, психические, внутренние. К состоянию духовной смерти, мертвой жизни, приводят вовсе не тяжелые условия жизни сами по себе, а именно исходящие из самолюбивого (эгоистичного) сердца чувства и желания - как то, что держит человека в состоянии собственной зависимости, при часто кажущейся, мнимой свободе. "Вроде свободный я человек, а страдаю, нет мне покоя" - такое говорят себе миллионы людей.
Вопрос второй. "А разве возможна такая свобода, при которой зло не имеет никакой власти над человеком?"
Настоящее счастье измеряется настоящей свободой. 2000 лет назад такая свобода стала возможна и с тех пор уже очень многие ее обрели и в ней обрели вечное счастье, вечную радость: "Познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Иоан.8:32).
Вопрос третий. Где найти истину, которая сделает меня свободным?
Истина уже давно нашла нас: "Я есмь путь и истина и жизнь" (Иоан.14:6). Один раз и навсегда была принесена Жертва: Бог отдал Самого Себя на растерзание "свободными" людьми. Жертва Того, Кто абсолютно свободен от греха ради тех миллиардов, которые в грехе и рождаются и живут. Жертва Того, Кто есть Жизнь, противоположная греху, конец чего - смерть. А в чем для нас главное счастье такой Жертвы? В том, что принесший Себя в жертву Христос воскрес и воскрес чтобы освобождать нас сейчас не от смерти физической, не тела сейчас воскрешать, как только мы умрем, а чтобы спасать, освобождать нас от смерти духовной, воскрешать наши мертвые от зла души. В меру приобщения к божественной жизни воскресшего Христа, происходит освобождение от власти зла. И одновременно, с этим высвобождением, человек начинает меняться, жить с тем, чего он не знал прежде: с благодатным миром, а не страхом и беспокойством в душе; со слезами радости о Духе Святом, а не с горькой печалью о земных неудачах и потерях; с кроткой в душе тишиной, а не с конфликтом внутри и вне себя; с жаждой вечного Бога, а не с жаждой временных наслаждений; с милующим, а не с жестоким сердцем; с более небесными, чем с земными мыслями и чувствами; с желанием поделиться, внести этот благодатный мир туда, где мира нет, с готовностью быть изгнанным за правду теми кто Бога не познал.
Сравним состояние того, душа которого воскресла для жизни в свободе воскресшего Христа, а потому счастливого, с состоянием того, душа которого умирает в своей несвободе, а потому несчастного.
"Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь..." (Втор.30:19).
Если бы все, или подавляющее большинство людей избрали первое - жизнь благословенную Богом, тогда на землю вернулся бы потерянный рай. И как раз тогда только каждому, кто остался бы в по-настоящему несчастном меньшинстве и следовало бы поступить по принципу буду "жить как все", ибо увидел бы и осознал, что все потому и счастливы, что избрали жизнь в свободе для Бога.
Иеромонах Арсений (Бабаев)