Митрополит Варсонофий обратился к верующим с архипастырским словом.
"Мы помним этот день в истории Отечества и Церкви. Государь император Николай II отрекся от престола в пользу брата и начал с этого дня свой путь на екатеринбургскую Голгофу, а наша страна начала путь к бездне, который окончился катастрофой для миллионов людей, - сказал владыка. - Но мы знаем из истории Отечества, что Матерь Божия всегда покровительствовала нашему народу на всех этапах его жизни. Сегодня мы празднуем память Царицы России - Божией Матери, которая, имея отречение царя земного, взяла на себя скипетр, жезл над Россией и стала Царицей для тех, кто не отрекся от Ее Сына, не стал глумиться над святынями, не закрывал храмы, не издевался над верующими и не уничтожал их в концлагерях".
Митрополит Варсонофий провел параллели между евангельскими событиями и нашим временем: "Мы можем увидеть другую картину - огромная толпа издали смотрела, что происходит на Голгофе. А возле Христа стояли только Матерь, жены-мироносицы и Иоанн Богослов - небольшая кучка людей. Сегодня мы, когда прославляем Животворящий Крест Господень, тоже видим - приходит немного людей. Основная масса издали наблюдает за нами из окон своих домов и квартир - что там за народ собирается? зачем собирается? что за зрелище? Никто ничего не понимает".
Правящий архиерей объяснил, какие кресты может нести человек в земной жизни: "Сегодня Святая Церковь, чтобы укрепить нас, еще раз нам выносит в этом посту Крест Господень и через Святое Евангелие обращает наши мысли на страшные события, которые развивались на Голгофе. Вы знаете: было три креста - центральный крест был Спасителя, Праведника, Который страдал за грехи рода человеческого, справа - крест благоразумного разбойника, слева - нераскаянного разбойника. Перед нами всегда открываются три креста. Когда страдает человек праведный - а все страдают в этой жизни, нет людей, которые бы не страдали - он понимает, за что страдает, понимает, что так нужно Богу и такова воля Божия. Когда страдает кающийся грешник, он тоже понимает, за что страдает - за свои грехи, он осознает их, очищается и спасается этими страданиями. На третьем кресте - нераскаянный грешник. Обычно он не знает, за что страдает, не понимает, всех ругает, все у него виноваты… Такой крест, конечно, бесполезен - он не приносит никакой награды от Бога".
"Нам остается только два креста - крест праведника и крест кающегося грешника, - продолжил архипастырь. - Какой из них самый тяжелый? Если взять крест праведника - он, конечно, тяжелый, но Господь говорит: "Иго Мое благо и бремя Мое легко есть". То есть страдать можно, этот крест не такой тяжелый. Всегда ведь что легче - поститься или объедаться? Конечно, легче поститься, тогда человек чувствует себя легко. Легче быть трезвым или пьяным? Конечно, лучше быть трезвым. Легче давать или отнимать? Конечно, всегда отдавать легко - взял, в карман залез да отдал. А попробуй отними, сделай рейдерский захват! Еще не знаешь, чем кончится. Легче одну жену или еще и любовницу иметь? Одну, конечно. Так один дом приходится содержать, а с любовницей сразу два, и еще какие духовные проблемы возникают! Видите, оказывается, праведные дела лучше делать, они легче. Почему же мы избираем более тяжелый путь? Давайте подумаем об этом".
Затем владыка рассказал о том, какой крест избрал в жизни библейский царь Давид: "Мы помним из библейской истории на примере царя Давида - его крест был, конечно, крестом кающегося грешника. Он тяжело согрешил перед Богом, но стал каяться, плакать, написал замечательные покаянные псалмы - 50-й мы читаем постоянно. Но царь Давид согрешил, и возмездие его настигло. Дом его стал рушиться, дети восстали на отца, стали умирать, погибать, в народе начались болезни, голод, эпидемии, кругом были измены. И царь, когда раскаялся, увидел - а стоило ли этот грех совершать, чтобы потом понести такое наказание? Конечно, царь Давид нес свой крест в пениях и псалмах, ночных оплакиваниях грехов, и умер очень мирно. Мало того - из его рода Господь наш Иисус Христос".
Завершая проповедь, правящий архиерей отметил: "Мы видим, какие есть кресты. Сами подумайте, что нам нужно брать. Весь народ несет кресты: верующие, неверующие. Верующим, конечно, легче: мы несем крест на двух крылах - с верой и надеждой. А вот неверующие - я не знаю, как они свой крест несут и что испытают! Мы счастливые люди - мы можем нести свой крест с надеждой, что Господь нас на этом кресте помилует. Конечно, Господь нам эту веру и дал. Одной рукой мы несем крест, а второй, чтобы она свободной не была, должны помогать нести крест ближним. Все мы должны быть Симонами Киринейскими - помогать нести крест ближним. Я желаю, чтобы в этот день мы взяли правильные кресты - те, которые Господь нам предназначил для нашей жизни - и несли их с терпением и благодарностью Богу".