«Быть священником на Дальнем Востоке – это великий почет и особая миссия, за которую Бог дает особые награды»
(Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл)
Иерей Максим Волосевич, настоятель храма Новомученников и исповедников Церкви Русской в поселке Чегдомын Хабаровского края. От Хабаровска, столицы Дальнего Востока, его отделяет 630 км, от г. Комсомольска-на-Амуре, районного и епархиального центра, 300 км. Это небольшое шахтерское поселение, один из немногих поселков, население которого превышает 10 000 человек.
Что здесь необычного, разве у нас мало провинциальных священников?
Тот факт, что отец Максим единственный клирик на приходе нельзя назвать необычным – напротив, если в отдалённых от краевого центра поселках, есть хоть один священник это большая радость!
Отцу Максиму 23 года, и это заставляет обратить на него внимание! Молодой священник, только что окончивший Хабаровскую духовную семинарию поставлен настоятелем на сельский приход с внушительным храмом. Корреспондент портала «Православие на Дальнем Востоке» побеседовал с отцом Максимом и узнал, с какими трудностями сталкиваются молодые настоятели.
- Отец Максим, 2014 г. стал для Вас особенным, Вы закончили Хабаровскую духовную семинарию и в этот же год приняли священный сан, но это не все: Вас назначали настоятелем на сельском приходе. Это «страшный сон семинариста» или Вы осознано приняли это послушание?
- Да, действительно, 2014 год для меня стал особенным. Наверное, по многим причинам. Во-первых, это очень важное событие в моей жизни – венчание с моей супругой. Во-вторых, окончание высшего учебного заведения – Хабаровской духовной семинарии. Затем еще несколько величайших событий в моей жизни: диаконская и пресвитерская хиротонии. После этого меня назначили настоятелем Прихода в честь Новомучеников и исповедников Церкви Русской в поселке Чегдомын Амурской епархии. Это очень большое счастье для меня. Ведь сегодня большая редкость, когда община воспитывает кандидата в священный сан, а потом он уже в сане возвращается в свое Отечество. Я принял это назначение, как дар Божий, как великую милость.
- То есть Вы выросли на этом приходе и прихожане давно Вас знают? Как они встретили Вас? Тот факт, что Вы молодой священник, как-то отражается на пастырском служении?
- Да, я принял Святое Крещение в этом приходе, а в скором времени начал алтарничать. Помогать себе в алтарь меня взял иерей Константин Кошлачев, но вскоре его перевели на другое место служения, и большую часть времени своего алтарного послушания я проходил под руководством игумена Феодора (Рулева), которому я очень благодарен. Батюшка стал для меня примером доброго пастыря, священника, который еждневно, ежечасно и ежеминутно заботится о врученной ему Богом пастве. Я вырос на этом Приходе, меня знают прихожане, и я практически всех знаю. Встретили меня с любовью и радостью. Для людей нецерковных это порой, по каким-то ложным стереотипам, служит камнем преткновения: мол, такой молодой и уже батюшка. Порой приходится сталкиваться с нелепостями подобными тому, как «наверное он еще не может сам крестить, ведь молодой».
- Послушание настоятеля храма весьма многотрудно, кроме пастырского служения приходится заниматься административно-хозяйственной деятельностью. Как Вы справляетесь, с какими трудностями сталкиваетесь? Семинарский курс предполагал изучение особенностей служения настоятеля на приходе?
- Да, действительно административно-хозяйственных дел хватает. Очень хорошо, когда на приходе есть завхоз, а когда его нет, тогда батюшке с казначеем приходится делить все беды и радости поровну. Небольшие трудности возникают при оформлении документов Прихода, при строительстве. Конечно, семинарский курс предполагал изучение особенностей настоятельского служения, но на практике, как и в большинстве случаев, молодой специалист сталкивается с «живыми» проблемами, иногда не совсеи теми, которые описаны в книжках. В семинарии мы изучали литургику и особенности богослужебного круга, а на практике ты сталкиваешься с проблемой как осуществить этот богослужебный круг? Как выстроить отношения между певчими на клиросе или как обеспечить, чтобы в храме было не +7, а хотя бы +19.
- В этом году Хабаровская духовная семинарию отмечает 10-летие со дня основания. Расскажите о своем семинарском опыте и, если можно, Ваши личные мысли о семинарии как учебном заведении, готовящем пастырей для Дальнего Востока.
- В Хабаровской духовной семинарии я обучался с 2009 по 2014 годы. Мой опыт вряд ли будет отличаться от опыта большинства семинаристов. Жизнь в семинарии практически одинакова для всех. За время моего обучения я нес иподиаконское послушание у прежнего ректора – ныне митрополита Вятского и Слободского Марка, затем у ректора владыки Игнатия, а последние три года обучения – у первого проректора епископа Бикинского Ефрема. Обучение в семинарии, как говорил наш проректор, это время, которое отводится для подготовки себя к выбору жизненного пути в Церкви. Это время для того, чтобы человек смог окунуться в церковную среду, попробовал понять: это его путь или нет. Наша almamater дает такую возможность, и, несомненно, она дает опору для всего дальнейшего служения Церкви.
- Благодарим Вас, отец Максим, за интервью! Пусть Ваше служение Христовой Церкви будет многоплодным! Желаем Вам в этом помощи Божией!
- Спасибо! В свою очередь хочу молитвенно пожелать посетителям Вашего портала помощи всех новомучеников и исповедников Церкви Русской в хранении святой православной веры и культуры нашего Отечества!
Беседовал: Бузук Андрей
Отвечал: Выпускник Хабаровской духовной семинарии Иерей Максим Волосевич, настоятель храма Свв. Новомучеников и Исповедников Российских п. Чегдомын Хабаровского края.
«Православие на Дальнем Востоке»