19 января 2015 года, в праздник Крещения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию свт. Василия Великого и чин великого освящения воды в Богоявленском кафедральном соборе в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом.
Ваши Преосвященства, досточтимые отцы, братья и сестры!
Всех вас приветствую с великим двунадесятым праздником Богоявления Господня. Это особый день, когда очень многие люди, даже далекие от повседневной жизни Церкви, сердцем чувствуют присутствие Божественной благодати.
Мы знаем, что в последнее время все больше и больше людей в холодную крещенскую ночь идут на открытые водоемы для того, чтобы погрузиться в эти воды. И, наверное, может быть, кто-то начинал это делать в подражание своим предкам, желая себя испытать в удали, желая себя приобщить к народной традиции. Но сегодня уже совершенно очевидно, что те, кто окунулся в крещенскую купель, приобщились не столько к народной традиции, не столько к обычаю предков, — из этой купели многие стали выходить другими, почувствовав силу Божественной благодати. Конечно, не так просто эту Божественную благодать удержать. Проходит день-два, и потом человек в круговерти повседневной жизни начинает забывать этот опыт, но не полностью, потому что приближаются крещенские дни ― и снова встают люди в длинные очереди, чтобы в холодную погоду соприкоснуться с освященной водой.
В апостольском чтении, которое мы сегодня слышали (Тит 2:11-14; 3:4-7), а это небольшой отрывок из послания апостола Павла к Титу, апостол говорит, что дается Божественная благодать всем человекам (см. Тит 2:11). Эти слова для первой христианской общины были поистине революционными. Вдумайтесь: не только нам дается благодать Божия, не узкому кругу единомышленников, не церкви в Иерусалиме, не иудейскому народу, из которого вышел Спаситель, а всему человечеству! И далее, развивая эту мысль, апостол говорит, что это не по нашим делам праведности, а по милосердию Божию (см. Тит 3:5).
У этого отрывка из послания апостола Павла к Титу есть много толкований — от самых широких до весьма узких. Мы не будем перечислять многие из этих толкований, а остановимся на прямом смысле этих слов. Божественная благодать по милосердию Божию дается всем людям. А почему же это произошло? Может быть, люди заслужили эту благодать? Ведь она пришла к нам через воплощение Сына Божия, через Его рождение в Вифлееме, она пришла к нам через Его крещение в Иордане, через Его жизнь, через Его страдания, через Его смерть, через Его Воскресение. Так может быть, люди своими добрыми делами подготовили путь Спасителю? Совсем нет. Никто Ему никаких путей не готовил. Один только Иоанн Предтеча призывал к покаянию, а мир как жил во зле и грехе, так и жил, и ни одно живое существо не было способно прикоснуться к Божественной благодати, как только Пречистая и Преблагословенная Дева Мария. Вот и всё — Дева Мария и Иоанн Предтеча. Неслучайно именно на иконостасах, особенно древних, справа и слева от трона Спасителя — Пресвятая Богородица и Иоанн Предтеча — двое из всего человеческого рода, которые послужили Его миссии, которые уготовали Его пути.
А почему же Господь пришел в тот мир, который Его не ждал? А если и ждал, то связывал пришествие с какими-то политическими и даже военными победами. Об этом мечтало большинство тогдашних иудеев: придет мессия, победит римлян и даст особую силу и особое господство маленькому иудейскому народу. Вот и жили этой мечтой о мессии-полководце и о мессии-правителе, и никто не готовил этих путей.
Господь пришел, как говорит апостол Павел, не по делам нашей праведности, но по милосердию Своему. Вот и сегодня Он с нами, Он дает Божественную благодать не по делам нашей праведности. Разве все те, кто сегодня окропляется святой водой, кто купается в проруби — праведники? Совсем нет. Но ведь каждый, прикоснувшись к этой святыне, чувствует перемену в своем сердце, чувствует прикосновение особой силы по милосердию Божию.
Но иногда бывает так, что наши злые мысли, наши злые дела, наша ненависть к людям ожесточает сердце настолько, что человек не способен воспринимать силу благодати, даже даруемую ему без всяких усилий с его стороны Самим Богом. А иногда вместо умиления и радости — озлобление, борьба с религиозными предрассудками: что это такое, у нас что народ, с ума сошел? Еще и детей тащат в купель, о здоровье бы позаботились... Не о здоровье такие заботятся — не могут душой своей принять благодать Божию. Это самое сильное свидетельство того, что Божественная благодать даруется нам по милосердию Божию, но при нашем участии. И минимальное наше участие — это сознание своих грехов. Никто не идет в купель со словами «я же такой, сильный, такой умный, такой праведный, я искупаюсь в эту Богоявленскую ночь». Люди осеняют себя крестным знамением и спускаются в крещальные воды с осознанием своей греховности и просят у Господа помощи и прощения грехов. И получают не по своим заслугам, а ради милосердия и милости Божией.
День Крещения — это великий день. Он дарует сильный внутренний духовный религиозный опыт людям, которые редко испытывают такой опыт. Как важно задержать чувство соприкосновения со святой водой, с благодатью Божией, и то состояние, которое испытываем мы. Дай Бог не расплескать нам эту святыню и в прямом и в переносном смысле под влиянием внешних обстоятельств, внутренних неурядиц, разочарований или даже ослабления нашей веры.
В каком-то смысле день Богоявления — это день крещения, день соприкосновения со святыня всего нашего народа. И дай Бог, чтобы это прикосновение привело нас к иной жизни, чтобы радость присутствия Божественной благодати была настолько сильной и настолько значительной, чтобы она изменила нашу жизнь, каждого из нас. А все мы вместе — народ. Пусть благодать Божия, явленная нам через пришествие в мир Христа Спасителя, изменит к лучшему и укрепит на пути спасения весь наш народ. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси