Иерей Димитрий Макаров принял участие в конференции "Как дожить до 100 лет" в г. Комсомольске-на-Амуре

2 Июня 2014   06:00

28 мая 2014 года руководитель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению иерей Димитрий Макаров по приглашению председателя Научного общества медицинского колледжа Ефима Фишелевича Секулера и администрации учебного заведения принял участие в научной конференции на тему "Как дожить до 100 лет", которая состоялась на базе филиала Медицинского колледжа г. Комсомольска-на-Амуре.

Во время конференции иерей Димитрий выступил с докладом по теме "Духовные основы и изначальные православные критерии понимания здоровья человека как личности".


Доклад иерея Димитрия: 


ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ И ИЗНАЧАЛЬНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ КРИТЕРИИ ПОНИМАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ.

А почему только до 100 лет? Почему не вечно? Дожить до 100 лет счастливо или как «повезет», или как «получится»? Как дожить: здоровым, но абсолютно несчастным человеком, или глубоким, но счастливым инвалидом? Почему так разнятся на протяжении истории человеческое понимание и определение «здоровья»? Медицина все же – это наука или искусство?

Для каждого раздела естественно-научного познания мира характерны свои критерии истинности знаний, своя методология, свой подход к практическому опыту и его оценке. Есть они и в Богословии, которое является отражением религиозного понимания человеком окружающего мира как известного, т.е., видимого, так и пока сокрытого от нас.
Люди склонны жить по эмпирическим (чувственным) законам и правилам, но они, эти их взгляды, зачастую, не только различаются по интенсивности, по эмоциональной окрашенности, по степени зрелости, но и  нередко просто противоположны по своей направленности, что с течением времени приводит как к противоречиям, так и к войнам, по сути, к социальному катаклизму. У нас, у людей: у кого правила, у кого взгляды, у кого мнения, у кого понятия.

В свое время наука и религия были нераздельны. Самыми просвещенными и грамотными членами общества были религиозные служители. Но вот количество сомневающихся людей возрастало, их власть и сила укреплялись, они требовали доказательств тех или иных верований, взглядов, нуждались в гарантиях, прозрачности, историчности, документальности… Наука и религия разделились…

Но проблема осталась. Подавляющее число людей хотят быть «счастливыми», «найти свою половинку», «состояться как личность», «гармонизировать свою жизнь», «сохранить любовь», «было бы здоровье, а остальное купим», «что б у нас все было, а нам бы за это ничего не было», и т.д. и т.п.

А что наука? А наука на практике вообще не оперирует такими понятиями и категориями как «жизнь», «смерть», «норма», «патология», «любовь», «счастье», «радость», «добро», «зло», «ложь», «правда», «истина»… и И все попытки философии, психологии, юриспруденции сформулировать их не выдерживают никакой критики, да, и действительно, найти определения и формулировки этих понятий в объективном поле крайне затруднительно.

Что же нам делать? Что же это такое - «религиозное понимание мира», «духовная составляющая здоровья и жизни»? Из чего она исходит, на что она опирается? Попробуем кратко разобраться.

Лично мне вначале очень помогли элементы высшей математики, теории вероятности, основы клинического мышления, преподаваемые в мединституте, когда, основываясь на общем в анатомии и в физиологии у здоровых и болящих людей, врач анализирует и движется к индивидуальным, личностным особенностям пациента, и, синтезируя полученные данные, формулирует диагноз, как основу будущего лечения.

А причем же здесь религия? Христианство в практической части полагается в том числе на Вере (давайте допустим, что Бог есть…), на Надежде (начал изучать, нашел подтверждения и даже пользу лично для себя), на Любви (когда без того, что обрел в Церкви уже не счастлив, уже не видишь смысла своей жизни, не имеешь даже сил жить дальше без этого). А так же основывается Оно на личности, на индивидуальности, на неповторимости каждого человека, как на здоровье и болезни, как на жизни и смерти, так и на более широких понятиях: таких как добро, в смысле – польза, основывающаяся на Истине; таких как зло, т.е. вреде для человека и человечества в целом, противоречащих Истине.

Не скрою, меня как практикующего врача на стадии знакомства с христианством очень удивило, что существует целый раздел в Богословской науке  -  Антропология. Меня удивило, что Христианское Православие – это не общество одиноких бабушек, которым нечем на старости лет заняться, не сообщество "алчных попов", которые обирают наивных и темных. Удивило, что священники чаще всего – это высокообразованные, с высоким философским интеллектуальным разумом, всесторонне развитые мужчины, для которых, например, психология является всего лишь частным подразделом Богословия.

Итак, Антропология, о чем же она? Человек устроен не просто из организма и его функций. Антропология утверждает, что человек сотворен из таких категорий как тело, душа и дух. Если про «тело» с его функциями доктору более-менее понятно, про «душу», если он психиатр, так же возможно порассуждать, то с такой категорией как «дух» -  проблема большая. Так и хочется спросить: какая разница «дух» или «душа»?

Мне лично очень помогло все тоже образное, основанное на аналогиях, клиническое мышление и векторные функции из математики. Именно с индивидуальной направленностью духа, целеположением человеческой жизни и появляются такие понятия как «смысл жизни», «смысл болезни», «смысл лечения», «смысл смерти», «смысл стать медиком», «счастье», «истина», «правда», «грех», «свобода», «милосердие», «жертва и жертвенность», «смысл узаконить половые отношения», «смысл создавать семью», «смысл рожать детей», «смысл менять половых партнеров», «смысл злоупотреблять алкоголем, наркотиками, сладостями, жирным, острым, загаром, модной одеждой»…
Любой человек худо-бедно религиозен, то есть духовен. Это часто проявляется в повседневной жизни: «а мне так нравится и так хочется», «я свободный человек», «не сошлись характерами», «прошла любовь», «не повезло», «так получилось», «случайно», «это не мое», «а у вас было другое время», «я имею право на свой выбор», и т.д. и т.п. При научном же анализе и подходе к этим проблемам, в рамках хотя бы той же психологии, все эти понятия представляются или абсурдом, или бредом. Но рассуждая духовно, мы понимаем, что в них сокрыт огромный духовный смысл, и разрешить эти противоречия возможно только основываясь на четких духовных критериях.

А, где же во всем этом наша тема: «как дожить до ста лет?». Дело в том, что православная медицина рассматривает болезнь как нарушение хрупкого равновесного состояния между телом, душой и духом, из которых главным является направленность духа, а душа и тело выступают как действующие начала и «мишени». Область же соединения этих трех начал называется «сердцем», или лучше сказать «сердцевиной», чтобы не перепутать с органом кровообращения. Противоречия между духом и душой ведут к душевным болезням, между духом и телом к телесным болезням, а между душой и телом к функциональным патологическим состояниям.

А, как же все эти «экология», «ГМО», «вредные привычки», «вредное производство», «хорошие лекарства», «физкультура», «режим труда, отдыха и питания»? Это очень важные, но лишь внешние условия для счастливой, малоболезненной, продолжительной жизни.

Величие человека состоит еще и в том, что людское здоровье, счастье, продолжительность жизни зависят от личностных взглядов, внешних условий, глобальных и даже вселенских причин, а главное, от его духовного взаимоотношения с миром и с источником всего и вся - Богом.


© 2012, SDN