11 августа 2012 года, Преосвященнейший епископ Амурский и Чегдомынский Николай совершил всенощное бдение в Кафедральном соборе святого пророка Илии.
Во время богослужения епископ Николай обратился к прихожанам Ильинского собора со словами: «Сегодня канун воскресного дня. Каждое воскресенье мы празднуем Воскресение Христово. Празднуем победу над смертью. Начинается новая жизнь: жизнь с Богом. Рубеж, которого православный христианин боится. Боится по-человечески. Этот рубеж – конец нашей жизни. Это тот момент, когда мы предстаем перед Богом с отчетом за всю нашу жизнь. Это тот момент, когда мы даем Ему ответ за нашу земную жизнь, за наши чувства.
Сегодня, дорогие мои братья и сестры, я имел прекрасную возможность послужить Божественную литургию, помолиться Богу о наших усопших сродниках в нашем кладбищенском храме. И, как нельзя кстати говорит за себя название нашего храма. Вы, наверное, знаете, что храм на городском кладбище носит имя Воскресения Христова.
Это была самая обыкновенная служба, людей было не очень много. Конечно, храм находится далеко от оживленных районов нашего мира, в котором мы живем, от города, от его шума и суеты. Но, несмотря на такую отдаленность, ощущается особая благодать Божия, особое предчувствие Его. Дело в том, что так исторически сложилось, что именно кладбища, и в первую очередь, христианские кладбища, в первую очередь, гробницы мучеников, тех, кто претерпел гонения, мучения и смерть за Христа, стали самыми первыми местами, где совершалось христианское богослужение. Именно кладбище стало тем местом, где изначально совершалась Божественная литургия. И наверное, неспроста, потому что наши далекие предки-христиане, христиане первых веков очень тонко чувствовали эту грань. Религиозные и духовные чувства были настолько острыми для них потому, что они ждали встречи со Христом. Они ждали, когда они будут со Христом, они ждали, когда исполнится обетование Христово, и пребывание на месте, которое находится ближе всего к небу было самым подходящим местом для молитвы, для мысли о Боге, для размышления о вечности, о небесном и непреходящем.
Это – место, освященное молитвою, и именно поэтому кладбище является местом особого присутствия Бога, а уж тем более храм Божий, который находится на кладбище. Именно в этом месте человек оставляет свою прежнюю оболочку, ту одежду, тот футляр, в котором человек живет здесь: в суете, в мире, среди соблазнов, среди грехов, среди людей, среди друзей и недругов. Именно здесь человек является к Богу тем, кто он есть, с его печалями, с его заботами, с его надеждами.
Велико значение кладбищенского храма, и, наверное, каждому из нас было бы очень полезно хоть когда-нибудь бывать на кладбище. Это не что-то страшное. Мы не должны испытывать к этому какой-то брезгливости. Это все равно, что испытывать брезгливость к нашим сродникам. Кладбище – это место памяти, кладбище – это место молитвы. Кладбищенский храм – это то место, где приносится бескровная жертва, где сугубо молятся о наших сродниках. Это то место, которое ближе всего подводит человека к той грани, за которой ему предстоит встреча с Богом.
Вот такие у меня впечатления о богослужении в кладбищенском храме. Я прошу помнить, что у нас есть такой замечательный храм. Это тоже наш приход, это тоже наше место. И я думаю, что с Божьей помощью богослужения в этом святом месте будут более частыми, и мы чаще будем в нем собираться, будем чаще молиться о наших живых и усопших сродниках. Аминь.»