26 января 2024 года, в рамках Международных Рождественских образовательных чтений на базе Российского университета дружбы народов состоялась XI научно-практическая конференция «Духовно-нравственная культура высшей школы. Образ будущего в контексте исторической памяти». Организаторами конференции выступили РУДН, Учебный комитет Русской Православной Церкви и Московская духовная академия.
С приветственным словом выступили: президент Российского университета дружбы народов, председатель Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России В.М. Филиппов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры протоиерей Максим Козлов, президент Российской академии образования О.Ю. Васильева, заместитель Министра науки и высшего образования О. В. Петрова. Было зачитано приветствие председателя Синодального отдела по делам молодежи епископа Истринского Серафима.
На пленарном заседании выступили: доцент кафедры Истории России РУДН Е.В. Кряжева-Карцева с темой «История института наставничества в России», профессор Сретенской духовной академии А, Н. Ужанков с темой «Цивилизационный выбор Руси-России: через прошлое в будущее», доцент кафедры филологии Московской духовной академии архимандрит Симеон (Томачинский) с темой «Художественная литература как средство очеловечивания человека».
В рамках работы трех секций выступили представители научного сообщества, преподаватели и обучающиеся светских и духовных ВУЗов России.
В работе Международной конференции принял участие Управляющий Амурской епархией Преосвященный епископ Амурский и Чегдомынский Николай, представив доклад на тему "Государство-цивилизация и социокультурные механизмы самоопределения молодежи в условиях педагогического университета".
Участники Конференции обсудили основные приоритеты и направления взаимодействия Церкви и государства в сфере высшего образования в контексте исторической памяти в рамках следующих тематических линий:
- Формирование духовно-нравственного сознания в академической среде;
- Роль наставника в передаче ценностей отечественной культуры / культурных ценностей;
- Ответственность памяти: сохранение культурного наследия в высшей школе;
- Образ будущего сквозь уроки истории;
- Роль истории в развитии личности;
- Исторические ошибки России и как избежать их повторения;
- Диалектика самобытности и открытости в истории взаимоотношений России и Запада и др.
На конференции поднимались вопросы, связанные с деятельностью образовательных организаций Российской Федерации, объединением усилий Церкви и государства по сохранению исторической памяти как основы патриотизма и гражданственности, необходимостью критического изучения современных трактовок российской истории, зачастую направленных на искажение исторической памяти.