Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы на встрече с юными спортсменами из Донбасса

2 Марта 2023   11:00

— Здравствуйте, Ваше Святейшество! У меня к Вам вопрос: как привить веру молодому поколению?

— Вообще, молодое поколение должно рождаться и воспитываться в вере. Так всегда было на Руси, и этой верой с детства и был силен наш народ.

Ведь что такое вера? Вера — это убеждение в существовании Бога. А почему вера формирует другой образ жизни, другое мировоззрение, не такое, как у тех, кто в Бога не верит? Потому что, как говорил Достоевский, если Бога нет, то всё дозволено.

В самом деле, люди тоже изобретают законы. Но ведь это самые обычные люди, из плоти и крови, они и ошибаться могут, и создавать законы ради собственной выгоды. Бывают несправедливые, а иногда и очень несправедливые законодательные системы. Возьмите, к примеру, апартеид в Южной Африке — какая же справедливость, когда людей лишали всяких прав, иногда даже права на жизнь, только потому, что у них другой цвет кожи?

Поэтому все, что происходит от людей, условно; а вот Божественный закон абсолютен. И этот закон Господь дал нам не только через Евангелие, через Библию — Он вложил этот закон в нашу природу.

Удивительное понятие — совесть! Казалось бы, человека никто ничему не учит, он живет сам по себе и вдруг каким-то внутренним чутьем начинает понимать: вот это можно делать, а вот этого делать нельзя, это плохо. Откуда это у человека? Некоторые говорят: всё от воспитания. Но ведь разное бывает воспитание! В советское время воспитание полностью исключало всякую отсылку к вере, а совесть работала, да еще как работала!

А что такое работа совести? Это же в каком-то смысле противоестественный процесс! Потому что у человека рука устроена так же, как у животного, то есть обращена к себе. Почему? Чтобы существовать — ведь ты должен питаться, одеваться, обеспечивать себя всем необходимым. Движение к себе проистекает от нашей природы, и у животных то же самое — тянуть к себе, чтобы обеспечить свою жизнь и обеспечить потомство.

Казалось бы, у человека должна быть та же самая логика. Откуда же берется совесть? Как человек, движимый совестью, идет навстречу смерти, чтобы спасти другого? Отдает свою жизнь — самое дорогое, — чтобы другой жил! Или чтобы другие жили в свободе, в достатке и имели человеческие условия жизни.

Это абсолютно не связано с природой человека — это свыше. И никакой эволюцией это явление не объяснить, как нас пытаются убедить люди неверующие. Ну как в процессе эволюции можно изменить природу человека? Природа призывает: бери, отнимай, становись сильнее. А совесть говорит: нет, отдай! Отдай, может быть, последнее! Жизнь свою отдай ради другого!

Вообще, явление совести — на мой взгляд, самое убедительное доказательство того, что Бог есть. Потому что из эволюции, из природных условий невозможно вывести законы совести — они против безопасности человека и против его материального благополучия. Ведь совесть требует от человека подвига, в том числе такого, который может закончиться увечьем или потерей своей собственной жизни. Вот почему совесть есть самое сильное доказательство бытия Божия.

Удивительно, что в какой-то момент пришли философы — вначале в Западной Европе, а потом и к нам это перекинулось вместе с революцией, — которые стали говорить: никакого Бога нет. Но ведь замечательно сформулировал Достоевский: если Бога нет, то все дозволено. Если Бога нет, то и совести нет. Откуда совесть-то? Она, еще раз подчеркну, — не от природного начала.

Сколько раз пытались нас научить тому, что можно жить без Бога! Это было еще в XVIII веке, через так называемое «Просвещение», которое шло из западных стран. И в XIX веке, когда начались разного рода революционные движения. Ну и, конечно, в веке XX, когда произошла революция, и сильные мира сего приказали: в Бога не верить, а если не откажетесь от веры, мы с вами быстро разделаемся. И мы знаем, какой сонм мучеников наших, оставшись верными Господу, отдал свою жизнь!

Как-то неловко говорить про себя, но вот и мой дед, который был рабочим человеком, машинистом на железной дороге еще в дореволюционное время, после революции стал бороться против закрытия храмов, монастырей, бороться за то, чтобы у людей было право верить. БОльшую часть жизни он провел в тюрьмах, в лагерях. Его посадили еще совсем молодым, в 1922 году. Потом ненадолго выпустили, в конце 20-х снова посадили и выпустили уже только после войны. А у него было семеро детей, да еще восьмую девочку взяли, сироту, родственницу дальнюю.

Так вот, когда я беседовал с дедом, он меня очень многому научил. Я уже неоднократно об этом говорил, но и вам скажу. Самое главное — он научил меня тому, что не нужно бояться никого, кроме Бога. Он говорил: никогда ничего не бойся — только Бога бойся! Если бы мне это сказал некий ученый или просто учитель в школе, я бы засомневался, но когда это сказал мой дед, прошедший через такие испытания, я запомнил его слова на всю жизнь.

Действительно, величайшая ценность — это вера в Бога, а от нее проистекает уже все остальное: образ наших мыслей, образ поведения, отношение друг к другу. Отсюда проистекают любовь, верность, крепкая семья, в каком-то смысле даже долголетие, ведь если жить по Божиему закону, то не будешь ни пить, ни курить, ни хулиганить, ни надрывать свое здоровье, а образ жизни, который Господь нам предлагает, обусловливает, в том числе, физическое здоровье и долголетие.

Поэтому вопрос «верить или не верить» — это самый главный вопрос жизни. От того, как мы на этот вопрос отвечаем, будет зависеть всё — и личное, и общественное благополучие, и судьба страны. И мы, пройдя через десятилетия безбожия, которое навязывалось нам силой, должны сегодня, будучи свободными людьми, в первую очередь понять, что вера — как прожектор, который высвечивает наш исторический путь, путь народа, путь страны, путь каждого из нас.

Дай Бог, чтобы вот именно так, а не иначе, формировалось сознание нашей молодежи. Конечно, молодежь очень восприимчива ко всем поступающим сигналам. Молодой человек очень возбудим, это связано с возрастом, а потому нередко податлив на разного рода искушения, соблазны. Молодой ум не всегда успевает подключиться, чтобы проанализировать ситуацию, подумать, правильно ли я поступаю. Молодые люди нередко спонтанно отвечают на какие-то вызовы и допускают ошибки. Так вот, вера помогает, в том числе, избежать ошибок.

На этом я остановлюсь, давайте пойдем дальше.

— Здравствуйте, Ваше Святейшество! У меня тоже к Вам вопрос: почему Вы решили связать свою жизнь со служением в Церкви?

— Вы знаете, я не помню ни одного дня своей жизни, когда я бы не хотел быть священником. Когда я был совсем маленьким, может быть, в три-четыре года или ближе к пяти, я попросил, чтобы мне сшили священническое облачение. И вот одна монахиня, которая прислуживала в одной из близлежащих церквей, неподалеку от нашего дома в тогдашнем Ленинграде, сшила мне такое облаченьице, и я «служил» дома. Ну и посещал, конечно, храм, и был даже такой случай.

В то время к моему отцу, который тоже был священник, стал приходить один очень известный человек, профессор консерватории. Он сказал моему родителю, что хотел бы стать священником, но пойти в семинарию не может, поскольку не может уйти из консерватории, а совмещать семинарию с работой в консерватории в то время было невозможно. Поэтому отец учил его на дому — давал какие-то задания, литературу, а этот человек приходил к нам на квартиру.

Мы жили в одной комнате — пять человек. Так раньше жили вообще в Советском Союзе. Кстати, это никого не стесняло — умели жить пять человек в одной комнате.

Итак, этот человек дома прочитывал заданное, а потом приходил и отвечал моему отцу на соответствующие вопросы. Однажды он пришел к нам, а папы не было дома. Я стал его о чем-то спрашивать, а папа все задерживается. Говорю: а давайте я послужу. Он спрашивает: а что ты послужишь? Отвечаю: могу молебен или панихиду. Он удивился и говорит: ну давай. И я надел свое маленькое облачение и стал служить молебен или панихиду наизусть. Отслужил, снял с себя облачение, а когда папа пришел домой, он ему говорит: вы знаете, сегодня Ваш сыночек служил панихиду, а я ловил себя на мысли, что я вот так, без служебника, отслужить не могу.

К чему я все это рассказываю? К тому, что с детства я уже формировал себя таким образом, чтобы стать священником. Очень любил богослужения, любил посещать храм и никогда не мыслил себе никакой другой специальности и вообще жизненного пути, как только этот.

— У меня такой вопрос: а нужно ли учиться вере и можно ли верить произвольно, то есть без правил?

— Попытаюсь ответить. Вообще, вера — от Бога, и можно ничего не знать, а в Бога верить. Как замечательно сказано в Катехизисе митрополита Филарета (Дроздова), вера принадлежит сердцу, хотя начинается в уме. Так вот, если ум начинает ставить перед собой те мировоззренческие вопросы, которые мы вкратце затронули, сердце человека нередко откликается верой, и без всякого особого научения.

Но сфера религиозности очень непростая. Мы знаем, что в истории человечества были разные религии. Человечество проходило через период язычества, через поклонение истуканам и даже демонам. Были разные культы, в том числе связанные с человеческими жертвоприношениями. То есть религиозное чувство, которое присуще человеку так же, как чувство любви, как совесть, может реализовываться разными способами и в разных формах, в том числе далеко не спасительных. Мы же знаем о наличии различного рода опасных сект. Человек, попадая в секту, иногда даже кончает жизнь самоубийством. А ведь в основе вхождения в секту — тоже вера. Человек поверил, стал чему-то учиться от окружающих, а в конце концов это приводит к катастрофе.

Всенепременно вера принадлежит сердцу, но начинается в уме, и поэтому знания необходимы. А в наше время любой, узнав, что ты православный христианин, может о чем-то спросить, и это уже наш долг перед Богом и перед своими убеждениями — быть готовым, по слову апостола, дать ответ каждому вопрошающему (см. 1 Пет. 3:15). Спрашивает тебя кто-то: а почему ты в Бога-то веришь? Ты что, в церковь ходишь? А почему? И каждый должен дать ответ на эти вопросы.

Поэтому в современных условиях укрепление в вере обязательно означает формирование соответствующего интеллектуального ответа. Мы должны знать, почему мы верим в Бога. И это требует, от молодежи особенно, не просто научения в вере и молитве, но и чтения литературы — а сейчас очень много всего издается, — которая бы помогала ответить самому себе, почему я верю в Бога, и ответить каждому, кто может вас об этом спросить.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

© 2012, SDN