«Ей, гряди, Господи Иисусе»
Иеромонах Арсений (Бабаев)
Содержание:
Предисловие
Часть 1. Цель и смысл жизни
Часть 2. Господь Иисус - единящее средоточие Православной веры
Часть 3. Святые Отцы о призывании Имени Иисусова
Часть 4. Трое великих преподобных и богоносных подвижника XX века оставили сегодняшним христианам самую главную подсказку
Часть 5. Имя. Чаша. Книга. Три средства стяжания благодати Святого Духа.
Заключение
Предисловие
К сожалению, сегодня нередко можно столкнуться с таким ошибочным взглядом, что молитва Иисусова – не для мирян (только для монахов), или что она не для страстных (только для "стерильных"), или что она не для новоначальных (только для "продвинутых"), что для них это "рано", что сначала надо очиститься от страстей. Тем, кто так думает можно задать простой вопрос: дорогой друг, ты веришь в то, что можешь очиститься от страстей сам собой, а не Христом ?? Наоборот, чем больше тьмы страстей и грязи нечистоты, тем крепче необходимо "хвататься" за единственный источник света и чистоты - Христа, вопия: "Господи Иисусе Христе, помилуй мя! Иисусе.., Иисусе.., Иисусе...".
Лезет скажем в голову злая дьявольская мысль: посмотреть, послушать (греховное), выпить, покурить, соблудить, осудить, отомстить, обмануть, или унылая мысль опустить руки, или мысль маловерия и боязливости, или наоборот, мысль самолюбования, самоутверждения, самодостаточности, мысль, чтобы похвалили – а человек сразу бегом как от огня (от этих мыслей), к Спасителю: «Господи Иисусе Христе! Иисусе…! Иисусе…! Прочь выталкивая, вытесняя из головы и сердца злой помысл всесильным именем Божиим. Чем больше окутывает тьма – тем больше надо впускать света.
Вместе с тем, значение Иисусусовой молитвы далеко не исчерпывается употреблением ее только как средства выхода из натиска помыслов и страстей. Ее цель и смысл имеют самое прямое отношение цели и смыслу жизни человека...
Часть 1. Цель и смысл жизни
"Я есмь путь и истина и жизнь" (Ин.14:6)
Всегда главное - это цель. Тем более, когда речь идет о цели жизни. Без целеполагания все будет зыбко, неопределенно, неоднозначно, размыто. Чрезвычайно важный вопрос: К чему всеми силами стремиться? Что является самым главным в жизни? Получение земного благополучия? Нет. Земное в землю и уйдет. Получение определенных эмоциональных переживаний? Нет. Сегодня ты смеешься, завтра плачешь. Получение высших дарований самих по себе? И снова нет. В поисках дарований как главной цели, ты пройдешь мимо самой цели. Чтобы получить ответ, нужно исходить не из своего «я» как мерила истины, а обратиться к тому, что нам открыто о Боге.
Что самое главное, что Бог принес человечеству? Самое главное, что Он принес человечеству - это Он Сам, Живая Личность. Отсюда и главная цель жизни человеческой - это Он. Как точно сказал святитель Николай Сербский: «По Своей великой любви Христос ищет не нашего, но нас самих. А люди из-за недостатка любви больше ищут Его благ, а не Его».
Главную цель нашей жизни назвал Сам Бог: «Первая из всех заповедей: слушай, Израиль!» - говорит Сам Христос, обращаясь в лице израильского народа ко всем людям: «…Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем умом твоим, и всею крепостию твоею». (Мк.12:30). Возлюбить Его всем своим существом – центральная заповедь Нового Завета, главная цель, указанная Богом!
Преподобный Серафим Саровский учил: цель жизни – стяжание благодати. А ведь это и означает благодатное соединение с Богом - Живой Личностью. Благодать - это не что, а КТО, благодать - не безличная сила. Нельзя благодать представлять отдельно от Того, от Кого она исходит, как некую отдельную от Бога силу. Наоборот. Благодать - это всегда личное присутствие Самого Бога, в ней Он являет Себя: "это Я", "Я здесь". И цель каждого человека - соединение с Ним. Соединение человека с Богом происходит во Христе. Потому что Бог явил Себя людям (воплотился) именно в личности Иисуса Христа. Именно в лице Иисуса Христа Бог соединился с нашей человеческой природой, в Нем соединились Божественная и человеческая природы. Поэтому христианство - христоцентрично. Именно через Христа человек соединяется со Святой Троицей - Отцом, Сыном и Святым Духом. Только через жизнь во Христе. "Я есмь путь и истина и жизнь" (Ин.14:6). Христианство – это Христос, жизнь со Христом и во Христе. И чем глубже эта Личность входит в сердце человека, тем Она больше и больше с ним сочетается, происходит обо́жение, то есть соединение человека с Богом: когда человек в Боге и Бог в человеке. Это и есть самая суть, зерно, ядро, сердцевина христианства. Это же самое еще называется «стяжанием благодати Духа Святого», потому что обожение во Христе происходит действием Духа Святого. Это главная цель нашей жизни.
Итак, самое главное, что Бог принес человечеству - это Он Сам. Христианство – это Христос. Если мы имеем главную цель жизни - Иисуса Христа, Который есть единственный чистый, божественный источник всякого блага, то это стимулирует нас на постоянное движение к Нему. Эта цель постоянно мотивирует нас идти к ней – из нашей греховной тьмы и нечистоты - к чистому свету, ко Христу. Одновременно с этим, это постоянное стремление к Нему рождает необходимое для спасения покаянное, смиренное понятие о самом себе, чувство своей греховности, своего глубокого несоответствия - именно в контрасте с этим чистейшим светом, совершенством Христа Бога. Тогда не будет той точки, на которой мы можем остановиться и надменно сказать: «Я достиг!», потому что когда перед нашими глазами очень высокий идеал, то нечем загордиться. Именно в контрасте с чистотой Бога, бессмертной, небесной красотой Христа.
Когда цель – Сам Христос: всегдашняя обращенность ума и сердца ко Христу, то это, во-первых, воодушевляет, мотивирует постоянно устремляться к Нему как к источнику, смыслу и центру жизни и соединяться с Ним. Во-вторых, в контрасте нашей греховной страстности и бесстрастности Христа, дает понимание того, что и само общение с Ним, т.е. молитва не должна быть страстной: эмоционально разгоряченной, мечтательно-возбужденной, а должна быть спокойной, тихой, смиренной и невоображательной (без фантазий). Об этом говорят все святые отцы. И в-третьих, эта цель не дает впасть в уныние от чувства своего недостоинства и далекости от Христа, поскольку Сам Он чрезвычайно близок к нам, любит нас, и каждому человеку хочет помочь и спасти его. Он доказал это тем, что Сам пришел к нам, что ради нас, в ту святую ночь дал вместить Себя в убогой, темной, холодной Вифлеемской пещере, куда загоняли скот в плохую погоду. С первых же секунд жертвенно начав Свою земную жизнь здесь, среди людей, жизнь длиною в 33 года, Он жертвенно ее окончил, отдав Себя распять на Кресте. Он Воскрес. Смерть не властна над Тем, Кто есть Сама Жизнь. Он пришел к нам для того, чтобы быть в центре наших сердец «Сыне, даждь Ми твое сердце» (Притч. 23, 26). Он пришел ко всем и к каждому. Он пришел к тебе лично. Он пришел за тобой, чтобы спасти твою душу от эгоцентризма и духовной смерти для вечности. Ты Ему очень дорог.
Часть 2. Господь Иисус - единящее средоточие Православной веры
«Нет другого имени под небом, данного человекам,
которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:12)
«Пребудьте во Мне, и Я в вас» (Ин.15:4)
Имя «Иисус» было дано по откровению Свыше и имеет центральное значение в деле спасения. С этим именем пришел на землю воплотившийся Бог.
Преподобный старец Софроний (Сахаров) (†1993) пишет: «Двадцать веков тому назад по нашему счислению пришел Он, ТОТ, Кого ожидали народы. ...Безначальное Слово Отца "стало плотью и обитало с нами" (Ин. 1, 14). Вечный проявил Себя во времени. Откровение принесло нам новое Имя: ИИСУС, Спаситель, или БОГ-СПАСИТЕЛЬ. Великий Свет вошел в жизнь мира». «Имя Иисус было дано по откровению Свыше. ...Когда мы произносим сие Имя Христа, призывая Его к общению с нами, то Он, все наполняющий, внимает нам и мы входим в живой контакт с Ним».
«Велико Имя ИИСУС. О Его Имени возможно сказать многое: оно неисчерпаемо в своем содержании; оно принадлежит Тому, Кому все сущее обязано своим бытием: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1– 4). …Оно для нас – мост между нами и Им; …Как исшедшее от Святого Бога – оно свято и освящает нас чрез призывание его. С этим Именем и чрез него молитва принимает некую осязаемость: оно соединяет нас с Богом. В нем, этом Имени, присутствует Бог». - преподобный Софроний.
«Иисусова молитва доступна каждому, - отмечает митрополит Диоклийский Каллист (Уэр), - везде и во всякое время. Она подходит и «начинающим», и опытным; ее можно читать и вместе, и поодиночке; она уместна в пустыне и в городе, в тишине и покое, в неимоверном шуме и суете». «Неустанно повторяя Иисусову молитву, свыкаясь с ней и давая ей укорениться в сознании, мы ощущаем присутствие Бога везде: в храме и в уединении, на кухне, в цеху или в офисе». «Ее произносят так: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Но единообразия здесь нет: иногда «помилуй мя» заменяют на «помилуй нас» или сокращают молитву до: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя» или даже до «Господи, Иисусе»; наконец – крайне редко – до «Иисусе». Некоторые, напротив, прибавляют «мя грешнаго», усиливая покаянный аспект молитвы. …Но Имя «Иисус», составляющее суть молитвы, присутствует в ней всегда».
Цель Иисусовой молитвы - «соединиться с Богом. Только это имеет ценность, потому что человек роднится с Духом Божиим и духом соединяется с Богом неким священным образом через молитву. Мы много раз повторяем сладчайшее имя Христа не потому, что Христос не слышит с первого раза, но чтобы ум наш соединился с Ним». «Этой молитвой человек соединяется со Христом, ум соединяется с Богом». - Преподобный Паисий Святогорец.
Митрополит Каллист: «Призывая Имя, мы собираем нашу расколотую индивидуальность вокруг единого центра». «Таким образом, Иисусова молитва поставляет нас в здесь и сейчас, собирает вокруг единого центра, приводит нас от множественности помыслов к единству со Христом. Расточенный ум свой собирай от многих мыслей в простоту любви».
Очень точно и полностью совпадая с мыслями владыки Каллиста, выразил цель молитвы архимандрит Захария (Захару), ученик преподобного Софрония: «Цель Иисусовой молитвы – пребывать в живом присутствии Божием. Это присутствие чрезвычайно благотворно и целебно. Оно есть сила, которая изгоняет лукавство и исцеляет ум и сердце человека. Оно делает его бытие целостным и единым. В таком состоянии человек имеет одну мысль, одну направленность духа, одно желание». «Имя Господа Иисуса Христа неразрывно связано с Его Божественной Личностью. Поэтому постоянное призывание этого Имени вводит в благодатное Присутствие Божие всех, кто произносит Божественное Имя с верой, вниманием, благоговением и преданностью Богу». «Когда мы непрерывно призываем Имя Господне, то проникаем в Его присутствие, а Его присутствие является освящающим и животворящим».
Важно осознавать, что Иисусова молитва - не какой-то автономный метод, она живет в совершенно определенном контексте:
1. Вера. «Нельзя призывать Имя, не веря в Иисуса Христа как в Сына Божия и Спасителя».
2. Воцерковленность. Призывание Имени не подменяет собой церковные таинства. Все святые отцы «рекомендовали Иисусову молитву только крещеным христианам, регулярно участвующим в таинствах Церкви, исповеди и причастии».
3. Призывание Имени Иисуса Христа должно быть неразрывно «с повседневным усилием жить согласно заповедям Евангелия» (то есть заповедям Иисуса Христа).
«Имя Иисусово тогда действенно, - учит преподобный Софроний (Сахаров), - когда призывается с сознанием его связи с его Носителем. Поэтому «каждое призывание Имени Христа должно быть неразлучно с Ним...». Митрополит Каллист указывает еще на один важный принцип молитвы: «Только так призывая Имя, – не представляя Спасителя, а просто ощущая Его присутствие, – мы испытаем всю силу Иисусовой молитвы, которая собирает воедино и дарует целостность». Один из главных принципов молитвы - она должна быть безобразной (не воображательной). В своем уме нельзя представлять никаких образов (это уведет на ложный путь), а произносить молитву необходимо только сосредоточивая наше внимание на Имени и словах.
«Всем своим существом, всей ревностью и верой обратитесь к личному Спасителю. ...С любовью говорите с Ним. Если внимание ускользает – а это неизбежно – не отчаивайтесь: мягко, без озлобления и гнева возвращайте его. И сколько бы раз оно ни ускользало, столько раз возвращайте его. Стремитесь всегда к центру – живому и личному – Иисусу Христу» - митрополит Каллист.
Часть 3. Святые Отцы о призывании Имени Иисусова
Святой апостол Павел (†67):
«И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа».
Святитель Феофан Затворник (†1894):
«Всякому покаявшемуся, или начавшему искать Господа, можно и должно на первый же раз и преподать полное наставление в делании молитвы Иисусовой, а с нею уже вводить и во все другие, потому что этим путем скорее укрепиться можно, скорее прозреть духовно и войти до мира внутреннего. Не зная сего, иные, или большая часть, останавливаются на телесных и душевных деланиях и почти праздно иждивают труды и время».
Апостол Ерм (†II в.):
Ангел говорит: «Имя Сына Божия велико и неизмеримо, и оно держит весь мир... Он (Господь Иисус) поддерживает тех, которые от всего сердца носят имя Его. Он сам служит для них основанием и с любовью держит их, потому что они не стыдятся носить имя Его».
Святой Иоанн Кронштадтский († 1908):
«Если ты ученик, студент какого либо учебного заведения, или чиновник какого либо ведомства, офицер какой либо из военных частей, или технолог, живописец, скульптор, фабрикант, мастеровой какого либо цеха, - помни, что первая наука каждого из вас – быть истинным христианином, искренно веровать в Бога триипостасного, беседовать с Богом каждый день в молитве, участвовать в Богослужении, соблюдать уставы и постановления Церкви, и до дела, и за делом, и после дела носить в сердце имя Иисусово, ибо Он есть свет, сила, святыня наша, помощь наша».
Старец Ефрем Аризонский (†2019):
«Во всем и для всего имя Иисусово полагай основанием, опорой, украшением и кровом и не бойся врагов. Трудись в молитве «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», чадо мое, и тогда познаешь великую пользу, упокоение и душевное отдохновение».
«Пусть охрипнет наша гортань, весь день призывая сладчайшее имя Иисусово, и станет оно для умной гортани – сердца – слаждша паче меда и сота. Никаким другим именем, кроме имени Иисусова, невозможно одолеть страсти. Никаким другим именем, кроме имени Иисусова, невозможно просветить сердечную тьму и осиять ум молниями светлых познаний».
Преп. Исихий Иерусалимский (†451):
«Блажен воистину, кто так прилепился мыслию к молитве Иисусовой, вопия к Нему непрестанно в сердце, как воздух прилежит телам нашим или пламя к свечке. Солнце, проходя над землею, производит день, а святое и достопоклоняемое имя Господа Иисуса, непрестанно сияя в уме, порождает бесчисленное множество солнцевидных помышлений».
«Как дождь чем в большем количестве ниспадает на землю, тем более умягчает ее; так и святое имя Христово, без помыслов нами возглашаемое, чем чаще призываем Его, тем более умягчает землю сердца нашего, преисполняя его радости и веселия».
«Очищение сердца от нечистых помыслов и отгнание от себя злых духов без призвания имени Господа представляется столь же невозможным, сколь невозможно без света воссиять солнцу, без корабля перейти морскую пучину …и человеку, ходящему по земле, не дышать воздухом».
Святитель Иоанн Златоуст (†407):
«Имя Господа нашего Иисуса Христа, сходя в глубину сердца, смиряет дракона, владеющего помыслами, а душу спасает и животворит. Потому непрестанно сохраняйте в сердце имя Господа Иисуса, чтобы сердце поглотило Господа и Господь — сердце, и таким образом два стали едино. Дело же это не одного или двух дней, а требует долгого времени борьбы и труда, пока не изгнан будет враг и не вселится Христос, яко несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем и к духовом злобы (Еф. 6:12)».
Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк (†VI):
«В отношении всякой страсти ничего нет полезнее, как призывать имя Божие. …Нам же, немощным, остается только прибегать к имени Иисусову; ибо страсти, как сказано, суть демоны – и исходят от призывания сего имени».
Свт. Игнатий Брянчанинов (†1867):
«Сила молитвы Иисусовой заключается в Божественном имени Богочеловека, Господа и Бога нашего, Иисуса Христа».
«Имя Господа паче всякого имени: Оно источник услаждения, источник радости, источник жизни, оно — Дух, оно животворит, изменяет, переплавляет, боготворит».
«Имя Господа нашего Иисуса Христа — Божественно, сила и действие этого имени — Божественны, они — всемогущи и спасительны, они — превыше нашего понятия, недоступны для него. С верою, упованием, усердием, соединенными с великим благоговением и страхом, будем совершать великое дело Божие, преподанное Богом: будем упражняться в молитве именем Господа нашего Иисуса Христа. «Непрестанное призывание имени Божия, — говорит Великий Варсонофий, — есть врачевание, убивающее не только страсти, но и самое действие их. Как врач прилагает лекарственные средства или пластыри на рану страждущего, и они действуют, причем больной и не знает, как это делается: так точно и имя Божие, будучи призываемо, убивает все страсти, хотя мы и не знаем, как это совершается».
«Величие имени Иисуса… молитвы, вводящей человеков в ближайшее общение с Богом, появилось на земле, в обширнейшем размере, со времени примирения человеков с Богом при посредстве Богочеловека. Служение это (призывание имени Господа Иисуса Христа) объяло вселенную. Оно водворилось в городах и селениях; оно процвело в диких, необитаемых дотоле пустынях; оно воссияло в темных вертепах, в ущельях, в пропастях и на вершинах гор, в глуши лесов дремучих. Имя Богочеловека получило в служении молитвенном важнейшее значение, будучи именем Спасителя человеков, Творца человеков и ангелов, будучи именем вочеловечившегося Бога, Победителя возмутившихся рабов и созданий – демонов.
...Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес! Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу… дабы сделать безмолвным врага и мстителя» (т.е. дьявола) (Псалом 8). Точно! Величие имени Иисуса превыше постижения разумных тварей земли и неба: постижение его непостижимо приемлется младенческой простотой и верой. С таким же бескорыстным настроением должно приступать к молению именем Иисуса и пребывать в этом молении; постоянство и тщательность в молении должны быть подобны непрестанному стремлению младенца к груди матери: тогда моление именем Иисуса может увенчаться полным успехом, невидимые враги (падшие духи) могут быть попраны, окончательно может быть сокрушен враг».
«Господь наш Иисус Христос есть единственный источник нашего спасения, единственное средство нашего спасения; человеческое имя Его заимствовало от Божества Его неограниченную, всесвятую силу спасать нас».
«Моление молитвой Иисусовой («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» или просто «Господи Иисусе Христе, помилуй мя») есть установление Божественное. Установлено оно не через посредство пророка, не через посредство Апостола, не через посредство Ангела – установлено Самим Сыном Божиим и Богом. После тайной вечери, между прочими возвышеннейшими, окончательными заповеданиями и завещаниями, Господь Иисус Христос установил моление Его именем, дал этот способ моления, как новый, необычный дар, дар цены безмерной.»
«Необходима непрестанная молитва и непрерывающаяся бдительность над собой. По такому значению моления именем Иисуса, Давид приглашает всех христиан к этому молению. «Хвалите отроцы Господа, хвалите имя Господне. Буди имя Господне благословенно отныне и до века. От восток солнца до запад хвально имя Его» (Пс. 112). «Принесите Господеви славу имени Его: поклонитеся Господеви во дворе святем Его» (Пс. 28). … Только нищий духом, непрестанно прилепляющийся молитвой ко Господу по причине непрестанного ощущения нищеты своей, способен раскрыть в себе величие имени Иисуса. …«Блажен муж ему же есть имя Господне упование его» (Пс. 39).
…Во имя Господа Иисуса даруется оживление душе, умерщвленной грехом. Господь Иисус Христос – жизнь (Ин. 11:25), и имя Его – живое: оно оживотворяет вопиющих им к источнику жизни, Господу Иисусу Христу. «Ради имени Твоего, Господи, оживи меня; ради правды Твоей выведи из напасти душу мою» (Пс. 142); «не отступим от Тебя; оживи нас, и мы будем призывать имя Твое» (Пс. 79). …Упражнение молитвой Иисусовой святой Давид, точнее же Дух Святой устами Давида, предлагает всем христианам без исключения: «цари земные и все народы, князья и все судьи земные, юноши и девицы, старцы и отроки да хвалят имя Господа, ибо имя Его единого превознесенно, слава Его на земле и на небесах» (Пс. 148)».
Святитель Димитрий Ростовский (†1709):
«Сие спасительное имя Иисус прежде всех веков в Троическом Совете было предуготовано, написано и до сего времени было хранимо для нашего избавления, теперь же, как бесценный жемчуг, принесено было из небесной сокровищницы для искупления человеческого рода и открыто всем… Это имя, как солнце, озарило своим сиянием мир, по слову пророка: «Возсияет вам, боящимся имене Моего, Солнце правды» (Мал.4). Как благовонное миро, оно напоило своим ароматом вселенную: «Миро, – сказано в Писании, – излияное имя Твое» (Песн.1:2), не в сосуде оставшееся миро – имя Его, но вылитое. Ибо пока миро хранится в сосуде, до тех пор и благовоние его удерживается внутри; когда же оно прольется, то тотчас наполняет воздух благоуханием. Неизвестна была сила имени Иисусова, пока скрывалась в Предвечном Совете, как бы в сосуде. Но как скоро то имя излилось с небес на землю, то тотчас же, как ароматное миро наполнило вселенную благоуханием благодати, и все народы ныне исповедуют, яко «Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил.2:11). Сила имени Иисусова теперь открылась, ибо то дивное имя Иисус привело в удивление ангелов, обрадовало людей, устрашило бесов, ибо и бесы веруют, и трепещут (Иак.2:19); от того самого имени сотрясается ад, колеблется преисподняя, исчезает князь тьмы, падают истуканы, разгоняется мрак идолопоклонства и, вместо него, возсиявает свет благочестия и просвещает всякого человека, приходящего в мир (Иоан.1:9). О сем имени превеликом Иисусове «всякое колено поклоняется небесных и земных и преисподних» (Фил.2:10). Это имя Иисусово есть сильное оружие против врагов, как говорит святой Иоанн Лествичник: «Именем Иисусовым всегда поражай ратников, ибо крепче этого оружия ты не найдешь ни на небе, ни на земле». Как сладко сердцу, любящему Христа Иисуса, это драгоценнейшее имя Иисус! Как приятно оно тому, кто имеет его! Ибо Иисус – весь любовь, весь сладость. Как любезно это пресвятое имя Иисус рабу и узнику Иисусову, взятому в плен Его любовью. Иисус – в уме, Иисус – на устах, Иисус – веруется сердцем в правду, Иисус – исповедуется усты во спасение (см.Рим.10:10). Ходишь ли ты, сидишь ли на месте, или что работаешь, Иисус всегда находится пред очами. «Ибо я рассудил, – сказал апостол, – быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса» (1Кор.2:2). Ибо Иисус для того, кто прилепляется к Нему, есть просвещение ума, красота душевная, здравие для тела, веселие сердцу, помощник в скорбях, радость в печалях, врачевство в болезни, отрада во всех бедах и надежда на спасение и для того, кто Его любит, Сам есть награда и воздаяние.
Некогда, по сказанию Иеронима, неисповедимое имя Божье начертывалось на золотой дощечке, которую носил на челе своем великий первосвященник; ныне же божественное имя Иисус начертывается истинною Его кровью, излиянною при Его обрезании. Начертывается же оно уже не на золоте вещественном, а на духовном, т. е. на сердце и на устах рабов Иисусовых, как оно начертано было в том, о котором Христос сказал: «ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое» (Деян.9:15). Сладчайший Иисус хочет, чтобы имя Его как самое сладкое питие было носимо в сосуде, ибо Он воистину сладок всем, вкушающим Его с любовью, к которым и обращается псалмопевец с такими словами: «Вкусите, и увидите, как благ Господь» (Пс.33:9)! Вкусив Его, пророк вопиет: «Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя» (Пс.17:2)! Вкусив Его, и святой апостол Петр говорит: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою; К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Мф.19:27; Иоан.6:68).
Итак, облобызаем тебя с любовью, о сладчайшее Иисусово имя! Мы поклоняемся с усердием пресвятому Твоему имени, о пресладкий и всещедрый Иисусе! Мы хвалим Твое высочайшее имя, Иисусе Спасе».
Часть 4. Трое великих преподобных и богоносных подвижника XX века оставили сегодняшним христианам самую главную подсказку:
«Любовь к Тому, Кого мы призываем, есть основа молитвы. Она, любовь, будет возрастать и совершенствоваться по мере того, как умножается и углубляется наше познание о жизни возлюбленного Бога. Когда мы по-человечески любим кого-либо, то с приятным чувством произносим имя любимой персоны и не утомляемся повторением. Так и еще безмерно больше с именем Господа. …Так происходит с именем Иисуса Христа».
Преподобный Софроний (Сахаров) (†1993)
«Наша любовь к Богу, дитя мое, должна быть беспредельной, она не должна быть раздроблена на привязанность к различным вещам… Вот тебе пример: Человек, скажем, имеет в себе одну батарейку определенной энергоемкости. Если он будет расточать эту энергию на различные дела не имеющие отношения к любви к Богу, оставшийся в нем заряд для этой любви будет весьма небольшим, часто, может быть совершенно ничтожным. Когда же мы всю нашу энергию направляем к Богу, тогда наша любовь к Нему будет велика.
Некая девушка очень сильно полюбила одного юношу, по имени Никос. Каждую ночь она просыпалась, и тайно от своих родителей босая выпрыгивала через окно на улицу, и не взирая на боль от впивающихся в кожу колючек, через поле бегала на встречу со своим возлюбленным. Когда же она возвращалась назад, в дом, то Никос всегда как бы был рядом с ней. За какую бы работу она ни бралась, ее Никос был здесь, она видела его. Также само и ты, дитя мое, должен все свои силы устремлять к Богу, и твой ум всегда должен быть в Нем, потому что так Ему благоугодно. … С любовью ко Христу. Тогда все становится легким! Возлюбив Христа, мы уже не впадаем в грехи, и тогда мы – вне среднего пути, тогда мы – настоящие христиане».
Преподобный Порфирий Кавсокаливит (†1991)
«Себя ощущай маленьким ребёнком, а Бога своим Отцом и проси Его обо всём, в чём имеешь нужду. Беседуя таким образом с Богом, тебе не захочется потом от Него отходить, потому что только в Боге человек обретает безопасность, утешение, невыразимую любовь, соединённую с божественной нежностью. Молитва означает поместить Христа к себе в сердце, возлюбить Его всем своим существом.... Как нельзя ребёнка оторвать от объятий матери, так нельзя оторвать от молитвы человека, который понял её смысл. Что чувствует ребёнок в объятиях матери? Только тот, кто почувствует присутствие Бога, а себя почувствует маленьким дитём, может это понять».
Преподобный Паисий Святогорец (†1994)
Часть 5. Имя. Чаша. Книга. Три средства стяжания благодати Святого Духа. Архим. Захария (Захару), ученик и преемник преподобного Софрония (Сахарова)
Современный человек молится меньше, на наш взгляд, чем наши предшественники. Что нужно сделать, чтобы больше молиться и приобрести молитву?
Я думаю, что есть три вещи, которые могут вдохновить жизнь христианина. Одной из них является призывание Имени Господа нашего Иисуса Христа, потому что когда мы непрерывно призываем Имя Господне, то проникаем в Его присутствие, а Его присутствие является освящающим и животворящим. Затем, другой вещью является участие в Божественной Литургии. Когда мы приходим на Литургию и приносим лучшее, что имеем в себе, лучшие настроения нашего сердца, и вкладываем в принесенные Богу Дары, тогда Бог взамен положит в эти Дары Свою жизнь и возвратит их нам: в Литургии происходит обмен жизнями. И третьей вещью является постоянное чтение слова Божия. Слово Божие, при постоянном чтении, оставляет в нас отпечаток Духа, Который его произвел. Это увеличивает благодать Божию в нас, и сия благодать становится в нас источником вдохновения для молитвы и всех хороших дел.
Таким образом, мы имеем три очень мощных средства, при помощи которых можем приобрести благодать Божию, что становится источником вдохновения для всякого доброго делания к нашему спасению, в том числе и для молитвы.
Постоянно читая Писания и пытаясь руководствоваться ими, мы получим просвещение. Я вам кое-что скажу: вы можете попробовать одну неделю вообще не читать Евангелие и молиться, как обычно. А на следующей неделе читайте больше из Евангелий, если можете, – все четыре Евангелия за это время. Вы увидите, что ваша молитва приобретет крылья в те дни, в которые вы читаете Евангелия. Чтение слова Божия рождает молитву, умножает её и придает ей ценность. Это огромный источник вдохновения даже для молитвы – чтение Священного Писания.
Заключение
В завершение остановимся на призыве преподобного отца нашего Софрония. Это и будет лучшим заключением. «Многие дошли до того, что считают молитву бесполезной потерей времени, особенно, если по молитве их о наших житейских нуждах не совершилось того, о чем они просили... А соединение с Богом нашего существа – не есть ли самое важное чудо нашего бытия? Это есть та «благая часть», которая не отнимается от нас смертью. Факт воскресения нашего в Боге – вот что стоит в центре нашего внимания как последний смысл нашего явления в мир. Любовь ко Христу, заполняющая всего человека, радикальным образом изменяет нашу жизнь. Он - Богочеловек – соединил в Самом Себе сии два, и чрез Него мы имеем доступ к Отцу. Есть ли что большее, что возможно желать?»