Русская классическая школа в Хабаровске: опыт работы, представленный на Круглом столе Амурской епархии клириком Хабаровской епархии иереем Димитрием Карагодиным

24 Октября 2022   07:13

В программе Круглого стола «Воскресная школа на приходе. Работа с подростками и молодежью: Опыт. Проблемы. Перспективы», который прошел в здании епархиального управления Амурской епархии 22 октября 2022 года, особо был рассмотрен вопрос о деятельности Русской классической школы. Это та форма, которая заменила обычную приходскую воскресную школу при Христорождественском соборе. Эта школа была организована в Хабаровске в 2017 году. Об успешном опыте ее уже пятилетней работы рассказал  духовник школы иерей Димитрий Карагодин. Первые ученики этой школы уже перешли в пятый класс. В перспективе - довести их до девятого.

Он заметил также, что такие школы существуют в России уже 10 лет. Впервые такой проект был реализован в Екатеринбурге, учителями и родителями, обеспокоенными качеством образовательной и воспитательной системы в государственных образовательных учреждениях. Школы эти работают в традициях русской дореволюционной и отчасти советской школы. Таких школ уже более 30 в разных городах страны. Система обучения в них построена на принципах классической методики, поэтому и получила название «Русская классическая школа» (кратко – РКШ). Организаторы школы называют ее образовательной системой будущего, проверенной прошлым.

В ее основе — педагогическая методика Д.К. Ушинского, построенная по принципу природосообразности, в центре которой ребенок того или иного возраста и специфика его восприятия информации. «По Ушинскому» успешно учились в России до революции и позже, в советский период. Лучшими образцами отечественных учебников и методик для программы РКШ в начальной школе стали учебные книги Д.К. Ушинского «Родное слово», «Детский мир и Хрестоматия» (литературное чтение, русский язык, окружающий мир), учебники арифметики А.С. Пчёлко, Г.Б. Поляка, и А.П. Киселева.

«Используемые нами учебные книги, - подчеркнул отец Димитий,- формируют в сознании детей истинное и объемное представление о мире через единство рационально-логического и эмоционально-образного способа освоения учебного материала». Но главное РКШ – это школа духовного развития и воспитания детей. В программе присутствуют формы приобщения детей к жизни Церкви, храма, но не насильственное отбывание на занятиях, а дающее детям радость и желание участвовать в них.

Отец Димитрий привел ряд отзывов родителей о работе школы с детьми, подчеркнув, что его собственные дети учатся в этой школе: «Наши дети тоже сейчас обучаются по этой методике. Нарадоваться не можем. Старые добрые традиции образования — четыре урока в день, объем домашнего задания по силам детям, и они с удовольствием (!) его делают сами. Пишут красиво. Никто никуда не гонит, все размеренно.

Учебники это отдельная радость — ничего лишнего, все стройно и понятно. Комплект из учебников и прописей не дешевый. Но стоит того».

Н.М. Оглоблина, руководитель ОРО Амурской епархии, отметила, что в 2018 году уже знакомилась с организацией работы Русской классической школы в Хабаровске, а потом и Екатеринбурге. С точки зрения методики преподавания - опыт интересный и проверенный временем. С точки зрения организации в Комсомольске-на-Амуре, думается, будут сложности.

Однако, возможно по этому вопросу провести опрос родителей о востребованности такой школы, предварительно представив им особые ее возможности. Потом уже решать организационные вопросы при поддержке родительской православной общественности.

Владыка Николай также подчеркнул необходимость обязательного согласования создания РКШ с органами управления образования в городе и крае.

Другие участники Круглого стола, отметив свой интерес к данной форме просвещения детей и в перспективе и подростков, заметили, что для малых сел и поселков она не приемлема, так как является, по сути, формой частного образовательного учреждения, содержать которое при малочисленности населения и детей будет экономически нецелесообразным. Но для Комсомольска она, возможно, станет одной из инновационных форм работы Амурской епархии по  духовному образованию и воспитанию детей.

© 2012, SDN