22 октября 2022 года, в здании Епархиального управления Амурской епархии, за Круглым столом под председательством Преосвященного епископа Амурского и Чегдомынского Николая собрались настоятели ряда приходов, а также руководители и педагоги приходских воскресных школ для обсуждения вопроса о направлениях работы воскресных школ.
По традиции встреча открылась молебном, после которого владыка обозначил тему Круглого стола: «Воскресная школа на приходе. Работа с подростками и молодежью: Опыт. Проблемы. Перспективы» и подчеркнул, что сегодня работа с молодежью и подростками – одно из важнейших направлений работы нашей Церкви. Он напомнил собравшимся о том, что Святейший Патриарх Кирилл в своем обращении к священству еще в 2019 году обращал внимании на то, что организация коммуникации с подростками на многих приходах является проблемой. «С болью в сердце, - говорил Предстоятель, - мы наблюдаем охлаждение веры или даже уход подростка за церковную ограду, несмотря на предшествующий положительный церковный опыт» и отмечал, что именно этот возраст для подростка – возраст переживания опыта самостоятельного сознательного осмысления своей веры, обретения новых убедительных свидетельств ее истинности. Подчеркивая актуальность этой проблемы и для нашей епархии, владыка Николай заметил также, что многие православные родители-прихожане наших храмов отмечают, что в работе с подростками наши воскресные школы уделяют недостаточное внимание.
Поисками ответа на вопрос, что можно сегодня сделать, чтобы привлечь молодежь и подростков в храмы, и стала дискуссия, развернувшаяся за Круглым столом. Открыла ее руководитель отдела религиозного образования Амурской епархии, руководитель Духовно-культурного центра святой Татианы при АмГПГУ Н.М. Оглоблина. Ею священнослужителям и педагогам был представлен опыт реализации проекта создания часовни св. Татианы и Духовно-культурного центра на ее основе при Амурском гуманитарно-педагогическом университете. «Если молодежь оказывается далека от Церкви, то Церковь мы приближаем к ней и разрабатываем такие формы обучения религии и культуре Православия и такие формы внеучебной воспитательной работы, которые созвучны возрастным особенностям учащихся. Этой идеей руководствовались организаторы центра. Сегодня среди студентов АмГПГУ немало обучающихся по программам среднего профессионального образования, то есть тех же подростков. Многие из них – из отдаленных сел, где нет храмов. Для них встречи в центре со священниками, присутствие на молебнах и литиях в дни торжеств и воинской славы, участие в разных образовательных программах, предлагаемых центром во многом становятся открытием. Эта форма работы, может быть, не вполне отвечает Положению о Воскресной школе. Но позволяет наладить тесную коммуникацию с подростками и молодежью, вести образовательную и просветительскую работу с ними, позиционируя Православную Церковь и православную культуру как важнейшие институты формирования мировоззрения у молодых.
О том, как работу с подростками выстраивают в воскресной школе при Кафедральном соборе святого порока Илии и проблемах, возникающих в работе по этому направлению, интересно рассказали духовник школы иерей Александр Носков и директор школы У.Г. Васильева. Здесь делают акцент на активных формах, объединяющих не только подростков, но включающих в нее других членов их семей. Важно при этом, что к походам, паломническим поездкам, участию в программах православных лагерей отдыха здесь привлекают не только воцерковленных ребят, но и их друзей-одноклассников при согласии родителей. В результате – последние часто приходят в храм.
У.Г. Васильева особо обратила внимание на то, что важно использовать возможности взаимодействия в этом вопросе с другими епархиями, например, с Приморской митрополией, которая имеет возможность ежегодно организовывать интересные программы для подростков в загородных лагерях.
Работу воскресной школы поселка Чегдомын - второй нашей епархиальной столицы - представили иерей Максим Волосевич, директор Воскресной школы Ж.А.Губренко и педагог по вокалу Л.М.Зимина. Она отличается тесным содружеством настоятеля храма и педагогического состава. Кроме серьезного изучения церковных предметов (Закон Божий, Литургика) в этой школе особое внимание уделяется обучению церковному пению, ставятся голоса, практикуется участие подростков в литургии и готовятся специальные концертные программы, которые тепло встречаются зрителями поселка.
О сложностях работы воскресной школы с подростками в пос. Солнечном говорила педагог Я.В.Вагина. Она отметила, что дети, вырастая, разъезжаются на учебу в другие города и поселки, где есть условия получить интересную профессию. Детей в поселке в целом немного. В воскресную школу на начало года пришли десять разновозрастных ребят. Это составляет определенную трудность, но и дает некоторые интересные возможности привлечения старших к занятиям с младшими. Пока идет эксперимент.
Отток молодежи из поселков и городов Дальнего Востока – беда общая. Но она не исключает необходимости работы с оставшимися, отмечали участники круглого стола.
Настоятелем прихода св. мученика Иоанна Воина из пос. Березовый иеромонахом Николаем (Дмитриевым) отмечалась особая необходимость работы воскресных школ с семьями, работа по формированию ценностей семьи, по взаимоотношениям детей и родителей. В поселке Березовом образцом в этом плане являются семьи староверов, для детей из которых в большей степени оказывается важной их семья, их связи с родными, традиционный домашний уклад, чем учеба в престижном образовательном учреждении. Эти семьи и их дети не стремятся к отъезду. У светского населения, которое представляет большинство, ценности иные. Привлечение молодежи и подростков в храм остается проблемным.
На проблему организации оптимального расписания занятий в детской воскресной школе с учетом интересов подростков обратила внимание куратор направлений работы Приходского центра Кафедрального собора святого пророка Илии «Вера. Надежда. Любовь» Л.Б. Завьялова. Ярким и выразительным штрихом для участников Круглого стола стал презентационный материал директора воскресной школы Собора Казанской иконы Божией Матери Т.Л. Инюточкиной – мультипликационные фильмы о жизни их воскресной школы, подготовленные детьми и подростками. Они вызвали живой эмоциональный отклик присутствующих и получили высокую оценку.
В резюме Круглого стола по обсуждаемой проблеме было отмечено, что воскресными школами Амурской епархии наработан интересный опыт организации коммуникации с подростками по разным направлениям, есть понимание необходимости ее развития. Отмечалась также необходимость поиска ответа на вызовы времени, продолжение поиска форм привлечения и возвращения молодежи в храмы. Одной из главных рекомендаций участников Круглого стола стала рекомендация по организации обмена опытом в виде Мастер-классов для учителей воскресных школ в рамках епархиальных Рождественских образовательных чтений.