14 октября 2022 года, в воскресенье, после Божественной литургии состоялась встреча с настоятелем прихода Боголюбской иконы Божией Матери села им. Полины Осипенко иеромонахом Вениамином (Кузнецовым). Отец Вениамин тепло приветствовал собравшихся и отметил, что важно иметь возможность общения с приходом не только во время богослужений, но и после совместной храмовой молитвы. В ходе беседы батюшка ответил на интересующие вопросы, касающиеся веры и Церкви, событий в православном мире, а также на насущные вопросы о жизни прихода в с. Полины Осипенко.
Встреча проходила в доброй и дружественной атмосфере за чаепитием. Одной из обсуждаемых тем встречи "ДУХОВНОЕ ЧТЕНИЕ" в этот день было литературное наследие великого аскета и молитвенника VI-VII веков – преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского, главным творением которого явилась книга «Лествица, или скрижали духовные». ЛЕСТВИЦА. 6 СТУПЕНЬ. ПАМЯТЬ О СМЕРТИ:
У Иоанна Лествичника есть замечательные слова, он говорит: «Мы будем осуждены на Страшном Суде не за то, что не творили подвиги, не за то, что не совершали чудес, а за то, что не плакали о своих грехах». И чтобы понять, почему плач о грехах занимает такое значимое место в Церкви, его надо рассматривать в контексте цели. Зачем мирянину читать книгу, написанную монахом для монахов, и для чего современному человеку проявлять иноческие качества — отречение от мира? КАКУЮ СТРАСТЬ СЛОЖНЕЕ ВСЕГО ПОБЕДИТЬ ЧЕЛОВЕКУ СЕГОДНЯ И ВО ВСЕ ВРЕМЕНА? Первым важным подготовительным этапом на лествице духовного совершенствования является отречение от мира: это не значит, что все должны уйти в монастырь! Это значит, что все верующие должны уклоняться от греховных соблазнов и страстей, которых в миру очень много. И важно понимать, что монахи не сделаны из другого теста... Они не читают другое Евангелие. Условия жизни в семье и в монастыре разные, но искривления человеческой души, обычно именуемые страстями, одни и те же. Поэтому «Лествица» к месту и в миру, и в монастыре.
Как видим, «Лествица» преподобного Иоанна подходит для практики духовного совершенствования не только монахов-аскетов, но и всех христиан. Как для монахов, так и для мирян очень важно на этом этапе научиться искреннему покаянию, что невозможно без видения своих грехов, сокрушенного плача и памяти смертной. Память смертная играет огромную роль в деле спасения христианина. Мысль о том, что каждый день может стать последним, удерживает его от необдуманных поступков и укрепляет волю. Покаяние, взгреваемое памятованием последнего дня, пробуждает в сердце плач, под которым подразумеваются не столько телесные слезы, сколько сердечное сокрушение. Вслед за покаянием Преподобный назначает и еще приготовительный подвиг к великому делу очищения от греховных деяний и прелестных похотей жизни плотской – памятование смерти. И весьма справедливо. Оно, выводя мысль человека из пределов мира в жизнь загробную и заставляя оттуда смотреть на земное наше бытие, во всей наготе открывает все ничтожество, всю суету земной жизни, душевной, не освященной высшими стремлениями духа. Поставляя человека, так сказать, лицом к лицу перед судом Божиим, который ожидает всех, оно открывает всю меру тяжести преступлений, всю обширность гибельного действия на нас наших страстей, злых привычек, противных христианскому духу мыслей, чувств и желаний. Все это располагает человека искоренять в себе нравственные плевелы и непрестанно заботиться о благочестии. «Памятование смерти, – говорит далее преподобный Иоанн, – есть ежедневная смерть и воспоминание об исходе жития своего». То есть эта степень требует не только временного, делаемого изредка и то как-нибудь случайно, припоминания смерти, но постоянного, ежечасного, ежеминутного; требует не только холодного и отвлеченного представления смерти без всякого сердечного чувства, но настолько живого, чтобы подвижник видел себя как бы уже умершим и стоящим пред нелицеприятным Судиею. Такое настроение души, по мнению Лествичника, в высшей степени благотворно, потому что при нем человек нелегко впадает в грехи. Эта мысль ясно выражена и в Священном Писании: Помни о конце твоем, и вовек не согрешишь (Сир. 7, 39). У Иоанна Лествичника есть замечательные слова, он говорит: «Мы будем осуждены на Страшном Суде не за то, что не творили подвиги, не за то, что не совершали чудес, а за то, что не плакали о своих грехах». Во время обсуждения темы все внимательно и с большим интересом слушали священнослужителя, задавая ему множество волновавших вопросов, на которые отец Вениамин дал подробные и глубокие ответы. Встреча продолжилась чаепитием и общением участников. В завершение беседы отец Вениамин поблагодарил всех за внимание и активное участие. Благодарим всех, кто разделил радость встречи и общения!