С 7 марта 2022 года православные христиане вступили в Великий пост. Великий пост установлен главным образом в память сорокадневного поста Иисуса Христа, вскоре после Своего крещения удалившегося в пустыню и постившегося там (Мф. 4, 2), а также сорокадневного поста Моисея (Исх. 34, 28) и Илии (3 Цар. 19, 8). О том, что пост был установлен Апостолами и длился сорок дней почти с начала его установления, есть свидетельства с глубокой древности, а само название «Четыредесятница» часто встречается в древних письменных памятниках.
Накануне вечером в нашем храме в честь Новомучеников и исповедников Церкви Русской п. Чегдомын, была совершена Вечеря с Чином прощения. Испросив прощения у Господа Бога и друг у друга, вступаем в дни святой Четыредесятницы.
В понедельник, вторник, четверг – Чин Утрени, 1,3,6,9 часы, изобразительные и вечерня. Лития по всем от века почившим православным христианам. Богослужение начинается в 8:00 утра и заканчивается ближе к полудню. Чтение Псалмов, божественных песнопений и стихир напоминает нам о главной цели поста – изменение человека, покаяние о своих согрешениях, исцеление от страстей и грехов. «Будем поститься постом приятным, благоугодным Господу; истинный пост – от пороков уклонение, воздержание языка, отказ от гнева, разлучение с вожделениями, злословием, ложью и клятвопреступлением. Оскудение всего этого – таков истинный пост и благоприятный!». (Стихира на вечерни, перевод на русский язык иеромонаха Амвросия (Тимрота)).
В первые четыре дня поста вечером – Канон преподобного Андрея Критского. Удивительное по своему содержанию произведение. Текст канона пронизан чувством раскаяния за грехи и охватывает события всего Ветхого завета — от грехопадения прародителей Адама и Евы до земной жизни Иисуса Христа. Преподобный Андрей приводит на память слушающему и читающему его творение ветхозаветных грешников и праведников, а также их часть, напоминая, что единственная возможность человеку вернуться в рай и вновь соединиться с Богом – есть примирение и покаяние.
В среду и пятницу – Литургия Преждеосвященных Даров. Т.к. обычная Литургия в будничные дни поста не совершается, чтобы не оставить людей без причащения Святых Тела и Крови Христовых, установлен Чин Литургии, на которой верующие причащаются Божественных Тайн, освященных в прошедший воскресный день.
В пятницу после Литургии – Молебен вмч. Феодору Тирону и освящение колива в память о чуде.
В IV веке в Константинополе у власти стоял император Юлиан Отступник, гонитель христиан. Как-то, в первую седмицу Великого поста, он приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все продукты на рынках города. Апостолы призывали христиан «воздерживаться от идоложертвенного и крови», поэтому поступок правителя был жестокой издевкой над христианской верой.
И тут местному архиепископу, Евдоксию, явился во сне великомученик Феодор. Святой предупредил Евдоксия и велел не покупать идоложертвенную пищу, а сварить коливо из домашних запасов крупы. Коливо — вареная с медом пшеница.
В память об этом чудесном событии на первой неделе Великого поста, в пятницу после Литургии Преждеосвященных Даров, в храмах звучит канон великомученику Феодору. Его составил преподобный Иоанн Дамаскин. В этот день благословляют и раздают прихожанам коливо.
Завершает первую неделю Великого поста воскресный день — Чин Торжества Православия.
В молебном пении Святая Церковь восклицает: «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди!».
При подготовки статьи использовались материалы «Журнал ФОМА»
Приход в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской п. Чегдомын