Круглый стол «Проблемы полоролевого воспитания в школе» прошел в Комсомольске-на-Амуре с участием Преосвященного епископа Николая

11 Марта 2022   13:11

10 марта 2022 года на площадке детско-юношеского центра дополнительного образования «Юность» состоялся Круглый стол с участием педагогов дополнительного образования Комсомольска-на-Амуре. Гостями этой встречи стали представители медицинского сообщества города и Амурской епархии, которую представляли Его Преосвященство епископ Амурский и Чегдомынский Николай и руководитель отдела религиозного образования Н.М. Оглоблина.

Темой, которая в этот раз  была представлена на обсуждение, стали «Проблемы полоролевого воспитания в школе». И как оказалось, она была  важной для всех участников.

Модератор Круглого стола – ведущий методист ГКУ «Информационно-методический центр»  по воспитательной работе И.А.Айрапетян, открывая дискуссию, начала с того, что отметила уже хорошо знакомые особенности психологического поведения школьников, когда половые их различия нивелируются уже не только одеждой унисекс, но и меняются их поведенческие характеристики, когда первый сексуальный опыт приобретается детьми уже в 12 лет, когда все чаще наступают ранние беременности, распространяются болезни, когда дети подвергаются сексуальному насилию (43 случая в городе за 2021 год).

Что  в этих условиях может и должна делать школа? Какие формы и методы возможны в этой тонкой сфере взаимодействия педагогов и школьников?  Есть ли у нас опыт такой работы? Есть ли у нас педагоги, готовые к ведению такой работы? Или, может быть, этим должны заниматься не только учителя, а и школьные медики, фельдшеры? – эти, и не только эти вопросы поднимались и обсуждались в ходе круглого стола.

В ходе представления своего подхода к проблемам полового воспитания школьников педагог-психолог МОУ Гимназия №1 Н.С. Трубиленко, проведя экспресс-опрос участников круглого стола, показала, как много еще важных аспектов поднимаемой темы требует своего осмысления и что требует она профессионального подхода, специальной подготовки и педагогов, и родителей.

Представитель медицинского сообщества отметила, что медики  сегодня не готовы к серьезной работе в этой области. Нет специалистов. В городе нет сегодня даже детского гинеколога. А работающие в  школах фельдшера не имеют необходимых навыков такой работы. И это еще одна проблема.

Опыт православной педагогики и отношение Русской Православной Церкви к обсуждаемой проблеме представил Владыка Николай, епископ Амурский и Чегдомынский. Он подчеркнул, что Церковь всегда проповедовала принципы целомудрия в отношениях между девушками и юношами, что такое воспитание связано было с основами христианского вероучения, где большое внимание уделялось воспитанию души и чистоте тела, как храма, в котором живет душа. Он заметил также, что видит корни этой проблемы – в семейном воспитании, в том, на каких принципах она строится в каждом отдельном случае. Семейный уклад подвергся серьезной деформации. Сегодня немало семей с одним родителем, и воспитание и поэтому становится однобоким. Мальчики оказываются занеженными матерями, а девочки самоутверждаются без поддержки отцов, приобретая черты мускулиности. А семья – это целостный организм, который созидается на любви друг к другу, она своего рода – малая Церковь. Сегодня РПЦ проблемы семьи и семейных ценностей рассматривает как важнейшие для сохранения нас как народа, для сохранения нашей социокультурной идентичности. В  центре внимания  эти проблемы - и у отдела религиозного образования Амурской епархии. Наработан некоторый опыт в общении со школьниками, с родителями, с замещающими семьями. Но пока он  явно недостаточен.

Как отметила руководитель епархиального ОРОиК Н.М. Оглоблина, сегодня необходимо понимание того, с какими семьями мы сегодня сталкиваемся, считают ли дети жизнь семьи их родителей  образцом или ориентируются на что-то другое,  обязательна ли для  них форма официального брака, как относятся к венчанию в церкви, и  т.д. Это нам необходимо, чтобы понять, как доносить до детей ценности семейного воспитания, частью которого является и половоролевое воспитание, которое было органичным для традиционной патриархальной российской семьи. Такое исследование  проблемы запланировано Амурской  епархией при поддержке АмГПГУ.  К сотрудничеству в исследовании этой проблемы были приглашены и участники сегодняшней дискуссии. 

В этот раз  участники встречи за круглым столом не выработали никаких рекомендаций. Но остро были поставлены вопросы, на решении которых всем предстоит сосредоточиться.

© 2012, SDN