24 марта 2022 год Приамурской митрополией РПЦ при поддержке Института развития образования Хабаровского края в формате он-лайн была организован для педагогических работников нашего края лекция доктора педагогических наук, профессора Кубанского государственного университета, Екатеринославской духовной семинарии, Института развития образования Краснодарского края и Центра дополнительного образования Московской духовной академии А.А. Остапенко, посвященная проблемам развития современной молодежи на исторических духовных ценностях.
Даже в формате он-лайн общения нельзя было не почувствовать глубокую заинтересованность лектора в предложенной к обсуждению теме. Ярко, аргументировано был представлен масштаб проблемы, дан глубокий анализ ошибок, сделанных нашей системой образования за 30 лет, связанной с ориентацией ее на западные ценности и идеалы мультикультурности и толерантности, на яростную десоветизацию, ведущую, как оказалось на практике, к дехристианизации.
Особое внимание было уделено проблеме воспитания историей, обозначенной в лекции как «Война с историей» и подтвержденный оценкой позиций авторов школьных учебников, в которых даже такой эпизод отечественной истории как Сталинградская битва оценивается как «вредный» (Учебник А.А. Кредера), и т.д. Автор для наглядности того, к чему приводит усердие таких историков, представил и любопытный образец украинской книги по истории, где на обложке в образе Георгия Победоносца представлен хохол с чубом и хоругвью в желто-синих тонах и с копьем, пронзающим двуглавого российского орла. И это выглядит как крайнее проявление надругательства над христианскими ценностями
Интересно была осмыслена А.А. Остапенко и проблема русского языка, в котором нормой стала ненормативная лексика, тюремный сленг, в изобилии – англицизмы, компьютерный сленг, ставший языком молодежи, засилие аббревиатур типа «МУДО», и др. А речь, язык человека – отражение его ментальной сферы, которая сегодня особенно в молодежной среде оказывается деформированной под влиянием наших прозападных СМИ и разного рода блогов.
Говорил лектор и о социальной войне с детством. О важности семейных ценностей, о культуре детства (книгах, кино, театре, игрушках), также во многом сегодня деформированной. Напомнил, что из устава школ убрали раздел «Обязанности учащихся», оставив только «Права», что все чаще порождает в школах конфликтные ситуации
Сегодня, по мнению профессора А.А. Остапенко, в нашем образовании крайне необходим переход на «импортозамещение», как начали делать в экономике. Нам нужен «великий синтез высоких духовных ценностей прошлого», процитировал он задачу, сформулированную Святейшим Патриархом Кириллом. Они находят свое отражение сегодня в новой «Стратегии национальной безопасности», где обозначен приоритет духовных ценностей над материальными.
Естественно, что в дни, когда ценностный конфликт с Украиной, выразился в форме военной акции, был поднят вопрос и о патриотизме, и о патриотическом воспитании.
Вопрос о воспитании этой черты личности сложен, подчеркнул лектор, но отметил апофатические его характеристики (то, каким он не должен быть): не должен быть патриотизм только русским (страна многонациональная), уменьшительным, узко-краеведческим, только православным (страна многоконфессиональна), не должен быть антисоветским (иначе придем к дехристианизации) и не может быть только героическим.
Нельзя не согласиться с этим. Воспитание на примерах войны, а у нас чаще всего патриотическое воспитание связывается только с этим, должно иметь место, но одного его недостаточно. А.А. Остапенко говорил о том, что у нас есть и свои гении науки, свои великие философы, гении культуры, герои труда, есть свои великие святые. Необходимо знакомить детей с тем, что такое святость, как сформировался ее идеал у народа. Это те примеры, на которых можно и должно воспитывать молодежь.
В заключение профессор А.А. Остапенко заметил, что сегодня смена воспитательного вектора в нашем образовании становится все более выраженной, осуществляется возвращение к нашим цивилизационным ценностям, и это ставит перед педагогами-практиками новые задачи.
Заметим также, что эта смена воспитательного вектора ставит новее задачи и перед церковными отделами образования, и в частности задачу создания единого аксиологического пространства «Епархия РПЦ – светские образовательные учреждения – учреждения культуры - семья», ориентированного на цивилизационные ценности России.
Амурская епархия выражает признательность профессору А.А. Остапенко за его лекцию, содержательную, четко структурированную, выражающую его профессиональную и гражданскую позицию. Думается, что она поможет определить ее и нашим педагогам в решении проблем воспитания молодежи.
Лекцию слушала канд. фил. наук, доцент, руководитель Духовно-культурного центра во имя св. Татианы в АмГПГУ и отдела религиозного образования Амурской епархии Н.М. Оглоблина