«Свет пришел в мир...»

9 Января 2022   16:28

«Свет пришел в мир...» 

 

Иеромонах Арсений (Бабаев)


Опубликовано по благословению
епископа Амурского и Чегдомынского Николая


 Место Рождения Богомладенца Христа (г. Вифлеем)


«…ибо ради нас родился Младенец малый, Предвечный Бог!»

(окончание кондака Рождеству Христову)


"Дом хлеба"


Храм Рождества Христова в Вифлееме недаром считается одной из двух самых великих святынь христианского мира. Ведь он построен на том самом месте, где родился Спаситель мира, воплощенное Слово Божие. На древнееврейском языке слово «бет-лэхэм» означает «дом хлеба». Святые отцы не раз обращали внимание на то, что название это не случайно: Иисус Христос явил нам Собою Хлеб жизни, сошедший с небес, а вкушающие этот Хлеб наследуют жизнь вечную (см.Ин.6:26–58).


Самое главное, что Бог принес человечеству - это Он Сам. Христианство – это Христос


Рождество Христово ведет нас всех (и взрослых и маленьких, и богатых и бедных, и образованных и малограмотных) в Вифлеемскую пещеру и ставит всех верующих в изумлении перед совершившимся фактом: Рождение совершенного идеала - Иисуса Христа, Сына Божьего. Чрезвычайно важно иметь всегда перед собой этот совершенный божественный Идеал. Почему?

Если мы имеем главную цель жизни - Иисуса Христа, Который есть единственный чистый, божественный источник всякого блага, то это стимулирует нас на постоянное движение к Нему. Эта цель постоянно мотивирует нас идти к ней – из нашей греховной тьмы и нечистоты - к чистому свету, ко Христу. Одновременно с этим, это постоянное стремление к Нему рождает необходимое для спасения покаянное, смиренное понятие о самом себе, чувство своей греховности, своего глубокого несоответствия - именно в контрасте с этим чистейшим светом, совершенством Христа Бога. Тогда не будет той точки, на которой мы можем остановиться и надменно сказать: «Я достиг!», потому что когда перед нашими глазами очень высокий идеал, то нечем загордиться. Именно в контрасте с чистотой Бога, бессмертной, небесной красотой Христа.

Итак, когда цель – Сам Христос: всегдашняя обращенность ума и сердца ко Христу, то это, во-первых, воодушевляет, мотивирует постоянно устремляться к Нему как к источнику, смыслу и центру жизни и соединяться с Ним. Во-вторых, в контрасте нашей греховной страстности и бесстрастности Христа, дает понимание того, что и само общение с Ним, т.е. молитва не должна быть страстной: эмоционально разгоряченной, мечтательно-возбужденной, а должна быть спокойной, тихой, смиренной и невоображательной (без фантазий). Об этом говорят все святые отцы. И в-третьих, эта цель не дает впасть в уныние от чувства своего недостоинства и далекости от Христа, поскольку Сам Он чрезвычайно близок к нам, любит нас, и каждому человеку хочет помочь и спасти его. Он доказал это тем, что Сам пришел к нам, что ради нас, в ту святую ночь дал вместить Себя в убогой  Вифлеемской пещере, куда загоняли скот в плохую погоду. С первых же секунд жертвенно начав Свою земную жизнь здесь, среди людей, жизнь длиною в 33 года, Он жертвенно ее окончил, отдав Себя распять на Кресте. Он Воскрес. Смерть не властна над Тем, Кто есть Сама Жизнь. Он пришел к нам для того, чтобы быть в центре наших сердец «Сыне, даждь Ми твое сердце» (Притч. 23, 26). Он пришел ко всем и к каждому. Он пришел к тебе лично. Он пришел за тобой, чтобы спасти твою душу от эгоцентризма и духовной смерти для вечности. Ты Ему очень дорог.


Добро без Христа – добро, смешанное со злом

 

Пожалуй никто так точно не описал состояние человечества после грехопадения, как святитель Игнатий (Брянчанинов)(✝1867): «В падшем естестве человеческом добро смешано со злом. Прившедшее в человека зло так смешалось и слилось с природным добром человека, что природное добро никогда не может действовать отдельно, без того, чтобы не действовало вместе и зло (например самонадеянность, тщеславие, самолюбование). Человек вкушением греха, то есть опытным познанием зла, отравлен. Отрава проникла во все части тела, во все силы и свойства души: поражены недугом греховным и тело, и сердце, и ум. Пагубно льстя себе и обманывая себя, падшие человеки называют и признают свой разум здравым. Здравым разум был до падения; по падении у всех человеков, без исключения, он сделался лжеименным (т.е. помраченным, находящимся под влиянием лжи и самообольщения) …Пагубно льстя себе и обманывая себя, падшие человеки называют и признают свое сердце добрым: оно было добрым до падения; по падении добро его смешалось со злом, и для спасения должно быть отвергнуто, как оскверненное. …Тщетно и всуе именует их падшее и слепотствующее человечество добрыми, изящными, возвышенными! Глубоко наше падение: весьма немногие человеки сознают себя существами падшими, нуждающимися в Спасителе. «Тогда имеет цену добро, когда оно приводит ко Христу. Когда же оно, удовлетворяясь собой, отлучает от Христа, тогда оно делается величайшим злом, отнимает у нас спасение, даруемое Христом, спасение, которого оно само собой никак подать не может».

Таким образом, «добродетели христианина должны истекать из Христа, …а не из естества падшего. ...Предадимся деятельности, заповедуемой нам верой во Христа!» - заключает святитель.

 

Иисус Христос – это всё

 

Бог стал Человеком. Христос пришел к нам потому что мы отпали от Бога - единственного источника жизни и всякого блага. Наша человеческая природа стала изуродована грехопадением и больна: прежде всего наши ум, воля и чувства. Поэтому в падшем состоянии всё наше: мышление, желания, чувства – повреждены, помрачены, страстны, эгоистичны.

Чтобы человека спасти, чтобы человека, отпавшего, оторвавшегося от Бога соединить с Богом, должен был придти именно Тот, Кто был бы одновременно и Богом и Человеком. И вот, Христос воплотился. Чтобы человека соединить с Собой, Бог стал Человеком. Потому что человек не является сам источником благ. Самому очиститься от страстей, самому стать духовным, самому развить в себе любовь, радость, мир - невозможно. Именно через обращение ума и сердца к источнику всякого блага – Господу Иисусу Христу, человек начинает наполняться духом любви, радости и мира. Пример настоящего преображения во Христе – тысячи и тысячи святых: из века в век - до наших дней и до самого Второго Пришествия Христова. «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.» (Ин.15:4-5).

Без постоянного обращения ко Христу невозможно победить никакие страсти. Без Христа невозможно быть и в чистом, истинном добре. В том-то и задача – уйти от своего самоутверждения, самолюбования, "самодостаточности" и придти к тому, что сам по себе без Христа я ничто, потому что ОН - это всё:

  • Иисус - любовь («Бог есть любовь» - 1Ин.4:8).
  • Иисус - радость («…радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» - Ин. 15:11; «Мы должны возлюбить Христа – до самозабвения. Так мы сможем состояние уныния претворить в радость» - преп. Порфирий).
  • Иисус - мир («…мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» - Ин.14:27; «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» - Мф.11:28).
  • Иисус - долготерпение («Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» - Пс.102).
  • Иисус - благость («Никто не благ, как только один Бог» - Мф.19:17).
  • Иисус - милосердие («Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый…» - Исх.34:6)
  • Иисус - вера наша христианская («ты веруешь ли в Сына Божия? - Ин.9:35).
  • Иисус - кротость, смирение и послушание («…ибо Я кроток и смирен сердцем» - Мф.11:29; «…смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» - Фил. 2:8).
  • Иисус - воздержание, бесстрастие, безмятежность (Он тот, «у Которого нет нет изменения и ни тени перемены» - Иак.1:17).
  • Иисус - свет («Я есмь свет миру» - Ин.8:12). 
  • Иисус - жизнь («Я есмь путь и истина и жизнь» - Ин.14:6).
  • Иисус - надежда («Христос — надежда наша» - см.1Тим. 1:1; «Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя» - Пс 61:6; «ибо Ты — надежда моя, Господи Боже, упование мое» - Пс 70:5).

Все это перечисляет и апостол Христов Павел, который говорит нам, что источник любого истинного, не смешанного со злом блага - не в человеке, а в Святом Духе: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание…» (Гал.5:22-23). 

 

Преподобный Иосиф Исихаст (✝1959):

«Всякое благо имеет начало от Бога. Не бывает благого помысла не от Бога и лукавого не от диавола. Итак, все, что бы ты ни подумал, ни сказал, ни сделал хорошего, – все это дар Божий. «Всякий дар совершенный нисходит свыше» (Иак.1:17). Все – дар Божий, своего собственного мы не имеем ничего.

Так вот, всякий, кто желает и просит благодати …должен прежде всего хорошо познать свое собственное существо – «познай самого себя». И это – сущая истина. Ведь у каждой вещи есть начало. И если не познаешь, в чем состоит начало, то в конце не получишь добра.

...Он сказал – и стала земля. И, взяв глину, создал человека: без души, без ума – простого глиняного человека. Вот твое собственное существо. Вот что такое все мы. Земля и глина.

Итак, вдунул в тебя Творец и дал тебе дух жизни. И вот ты сразу стал человеком разумным. Ты говоришь, трудишься, пишешь, учишь: ты стал машиной Божией. Однако не забывай, что корень твой – земля».

«Итак, познай себя, что ты — ничто. Таково твое существо — ничто. Происхождение твое — глина, жизненная сила твоя — дыхание Божие. Итак, все — Божие. … Так вот, часто взывай к Отцу своему, Который всегда рядом с тобой и не отлучается никогда. Он даже ближе, чем движение твоего ума: Он в твоем дыхании, в твоем уме, в твоем слове. Бог все вмещает. Мы, убогие и безумные, в Нем живем, в объятиях Его носимы».

Преподобный Порфирий Кавсокаливит (✝1991):

«Христос – это новая Жизнь. Христос – это все. Он – радость, Он – жизнь, Он – свет, свет истинный… Возлюбите Христа и ничто не предпочтите Его любви. Христос это все, это источник жизни, предел желаний, это – все. Во Христе есть все, все самое прекрасное».


Главную цель нашей жизни назвал Сам Бог: «Первая из всех заповедей: слушай, Израиль!» - говорит Сам Христос, обращаясь в лице израильского народа ко всем людям: «…Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем умом твоим, и всею крепостию твоею». (Мк.12:30). Возлюбить Его всем своим существом – центральная заповедь Нового Завета, главная цель, указанная Богом!

Итак, христоцентричность – основополагающий принцип всей жизни, цель жизни, цель всех устремлений и усилий, чему противоположна эгоцентричность.

Всем известно, что существенным свойством любви является желание быть в общении с любимым. Первым предметом любви человека является Бог. Надо искать Истину ради Истины. Надо любить Истину ради любви к Истине. Общение человека с Богом установлено при создании человека; прервано грехопадением; восстановлено Христом.


Смотрите также по теме: 

Христоцентризм - духовная основа смысложизненных ценностей

Христоцентризм

 

© 2012, SDN