14 декабря 2021 года в соответствии с программой регионального (епархиального) этапа ХХХ Международных Рождественских образовательных чтений в Амурской епархии прошла традиционная для этого формата встреча педагогической общественности города. Прошла она в очно-дистантной форме. Очно присутствовали докладчики, заявленные в программе, и представители организаторов от Амурской епархии, АмГПГУ и Управления образования, а еще 34 школы вышли на связь с научно-педагогической секцией через Zoom.
Общая тема Рождественских чтений в 2021 году: - «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность» - оказалась очень животрепещущая для образовательных учреждений и для церкви в связи с реализацией школой программ ОРКСЭ и ОДНКНР, актуальностью задач духовно-нравственного воспитания, которая подчеркнута не только новыми требованиями Закона «Об образовании», но и принятой в июле этого года «Стратегией национальной безопасности», в которой ответственность за эту работу по духовно-нравственному воспитанию возлагается на систему образования и традиционные религиозные конфессии. Поэтому и темой педагогической секции в этом году стало «Взаимодействие церкви и светских образовательных учреждений в сфере духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи»
По сложившейся в Амурской епархии традиции Рождественские чтения проводятся перед иконами особо значимыми и почитаемыми нашим народом. В этот раз с учетом того, что встреча проходила в АмГПГУ, а большинство из ее участников – выпускники этого вуза, иконой - участницей встречи стал образ святой мученицы Татианы – главная православная святыня АмГПУ, прибывшая в университет несколько лет назад из исторического храма св. м-цы Татианы при МГУ.
Перед ней и была по той же традиции совершена Его Преосвященством епископом Амурским и Чегдомынским Николаем и сопровождавшими его представителями клира молитва о даровании Божьего благословения на свершение доброго дела.
Чтения открылись приветственным словом владыки Николая, и присоединившимся к нему с добрыми пожеланиями Н.Н. Мишустиной, представляющей Управление образования, и ректором АмГПГУ В.С. Бавыкиным. Затем состоялась церемония награждения педагогов города – победителей краевого этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя», среди которых была автор лучшей методической разработки по Основам православной культуры, учитель МОУ СОШ №6 Л.С. Кучина и редактор-составитель сборника методических материалов, посвященных 800-летию Александра Невского, методист ДКЦ Киселева Н.М.
В этот день в ходе работы секции были заслушаны доклады Смирновой Е.А. (учитель истории и обществознания МОУ СОШ №16) «Духовность и религиозность: философские аспекты изучения на уроках обществознания», Иванова В.В. (канд.ист.наук, доцент каф.истории, философии и права АмГПГУ) «К 350-летию Петра Первого: секулярный мир и религиозность. Модернизация российской системы образования: от Петра Великого до наших дней», владыки Николая (Амурская епархия) и В.С. Бавыкина (ректор АмГПГУ) «Духовно-нравственное воспитание: взаимодействие светских и религиозных институтов образования», Васенко О.И. (учитель русского языка и литературы инженерной школы) «Приобщение к православным традициям на уроках литературы», Кучиной Л.С. (учитель начальных классов, зам.директора по УВР МОУ СОШ №6) «Особенности развития духовно-нравственной культуры учащихся на уроках ОРКСЭ», Путилина Л.М. (классный руководитель 8 кл. МОУ СОШ №7) «Эффективные формы работы классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию», Зайцевой Н.В. (канд.фил.наук, доцент, директор ИЗиДО, АмГПГУ), Оглоблина Н.М. (канд.фил.наук, доцент, руководитель ДКЦ Амурской епархии) «Воспитательный потенциал русской литературы в условиях сосуществования светской и религиозной культуры».
Все сообщения вызывали живой интерес аудитории, причем не только у взрослой части участников, но и у школьников МОУ СОШ №7, которые сопровождали своего классного руководителя и помогали ей в представлении своих форм работы. Атмосфера общей заинтересованности и доброжелательности ярко продемонстрировала, что собрались в этот раз на чтениях люди, искренне заинтересованные в решении проблем духовно-нравственного воспитания и творчески решающие их. Обсуждение и обмен мнениями продолжились даже после окончания официальной части.
В заключение работы секции ее участниками были приняты итоговые решения.
Итоговые решения научно-педагогической секции епархиального этапа Международных Рождественских образовательных чтений 2021 года «Взаимодействие церкви и светских образовательных учреждений в сфере духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи»
На заседании секции «Взаимодействие церкви и светских образовательных учреждений в сфере духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи» 14.12.2021 было заслушано 6 докладов – преподавателей АмГПГУ, учителей школ города и представителей Амурской епархии. При обсуждении их участниками было отмечено важнейшее значение направления, выбранного для обсуждения в этом году.
Участники чтений отметили, что в современном мире прослеживается тенденция пересмотра отечественной истории, связанная с либеральными политическими течениями и прозападнической настроенностью их, с утверждением ими того, что вся российская история – миф, что у России нет ничего настоящего, что россияне сами себя придумали. Для апологетов этого течения само существование русского и советского народа, его тысячелетней истории и культуры, основанной на ценностях Православия, рассматриваются как опасность. Предпринимаются попытки создания всевозможных доказательств мифологичности, придуманности нашей истории, обоснования попыток уничижения и уничтожения нашей нации. Участники Чтений считают, что сегодня, как никогда, важно противопоставить этому направлению либеральной мысли в России подлинные, проверенные временем нравственные и духовные ценности народа, давать достойную и аргументированную оценку фактам истории нашей страны, шире знакомить с ними наше подрастающее поколение.
Участники чтений отмечают актуальность и значимость работы по духовно-нравственному направлению, осуществляемую совместно образовательными учреждениями города и Амурской епархией русской православной церкви и нашедшую свое отражение в представленных на секции докладах. Они подчеркивают особую роль таких предметов как история, литература, ОРКСЭ/ОДНКНР, важность и значимость роли классных руководителей в духовно-нравственном развитии школьников.
Вместе с тем участники чтений отмечают необходимость:
1) документального оформления Координационного совета по осуществлению этого взаимодействии на базе Духовно-культурного центра АмГПГУ;
2) более активного участия епархиального отдела религиозного образования по согласованию с Управлением образования во встречах с родителями по выбору модулей ОРКСЭ;
3) активизации работы творческой группы учителей ОРКСЭ и ОДНКНР;
4) активизации взаимодействия методических объединений учителей с Амурской епархией;
5) разработки инновационных форм работы по направлению ОДНКНР, обобщения и диссеминации опыта работы учителей и классных руководителей;
6) представления опыта взаимодействия образовательных учреждений города и Амурской епархии в краевых СМИ и на уровне Всероссийских научно-практических конференций и чтений;
7) активизации работы Координационного совета по подготовке учителей к участию в конкурсе «За нравственный подвиг учителя», созданию экспертной комиссии по отбору и оценке работ.
Участники чтений единогласно приняли решение рекомендовать Духовно-культурному центру Амурской епархии опубликовать представленные доклады в отдельном сборнике.
Участники Чтений выражают уверенность, что общая сосредоточенность Церкви и светских образовательных учреждений на решении ключевых проблем духовно-нравственного воспитания будет способствовать развитию плодотворного соработничества в деле укрепления духовных основ жизни населения нашего города и привитию святынь души учащимся школ и студенческой молодежи.