9 июля 2020 года по благословению председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла состоялся вебинар «Неоязычество в современной России: угроза религиозного экстремизма».
В мероприятии приняли участие ответственный секретарь Синодального комитета иерей Тимофей Чайкин, преподаватель Ставропольской духовной семинарии иерей Антоний Скрынников, сектовед, к.ф.н., ответственный секретарь Российской ассоциации центров изучения религий и сект, руководитель саратовского отделения Центра религиоведческих исследований св. Иринея Лионского, преподаватель Саратовской духовной семинарии, настоятель Борисоглебского храма г. Саратова иерей Александр Кузьмин, председатель отдела по взаимодействию с казачеством Санкт-Петербургской епархии протоиерей Димитрий Василенков, а также сотрудники Синодального комитета, войсковые священники, казачьи духовники, атаманы и казаки. Всего в вебинаре приняли участие около 250 человек из 45 епархий Русской Православной Церкви.
Открыл онлайн-конференцию иерей Тимофей Чайкин. Он передал благословение председателя Синодального комитета и пожелал всем участникам плодотворной работы. «Сегодня должен получиться серьезный разговор. Хотелось бы подчеркнуть, что мы выполняем благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который в годовом плане Синодального комитета и епархиальных отделов по взаимодействию с казачеством подчеркивает необходимость проводить подобные конференции», — сказал отец Тимофей.
С докладом «Неоязычество — современное положение движения и пути полемики» выступил иерей Антоний Скрынников, отметивший особую актуальность проблемы. По его мнению, в современной России проблема неоязычества вышла на первый план, оставив позади деструктивное влияние запрещенной в России секты «Свидетели Иеговы».
«По данным ФСБ, неоязычники активно ищут выходы на бандподполья Северного Кавказа. Хотя идеология у них, вроде бы, разная, но есть много общего: общий враг в лице государства, в лице традиционных конфессий. Это возможность, с религиозной точки зрения, проявлять агрессию. Было много случаев, когда неоязычники в тюрьмах принимали ваххабизм. В 2018 году, по данным сайта Министерства юстиции, было 220 запрещенных неоязыческих изданий, признанных судами различных уровней экстремистскими», — сказал отец Антоний.
Об угрозе государственной безопасности со стороны неоязычества рассказал иерей Алексий Кузьмин. Священник отметил, что нередко за безобидным с виду увлечением изучением славянских традиций может скрываться работа иностранных спецслужб или иных лиц, осуществляющих деструктивную деятельность на территории России.
«В неоязычестве есть все, чтобы расколоть в России враждующие группировки. И там есть все, что так близко русскому человеку. Там есть, например, любовь к Родине, — отметил отец Алексий. — Однако она замешана на вражде, на национализме, что всегда было чуждо русским раньше. Есть в неоязычестве любовь к природе. Но люди начинают как-то странно к ней относиться — обниматься с дубами, прыгать через костры, что мало общего имеет с "тургеневским", близким русскому человеку, вниманием к родному краю».
О привлекательности неоязычества в среде патриотической и военно-ориентированной молодежи рассказал протоиерей Димитрий Василенков. Он обратил внимание на активную пропаганду неоязыческих идей среди спортивной молодежи и представителей силовых ведомств. Зачастую вовлечение идет через псевдонаучные высказывания, и язычество представляется в позитивном свете.
«Их мало интересуют богословские конструкции, исторические аргументы они не воспринимают. Они отвергают официальную историю, потому что у них есть своя история и свои построения. Но я бы заметил, что молодежь в язычестве привлекает псевдодуховность. Любому военному человеку нужно строить на чем-то свой воинский дух», — отметил отец Димитрий.
Участники онлайн-конференции обсудили с докладчиками актуальные проблемы, связанные с религиозной обстановкой в стране. Выступавшие поделились не только теоретическими представлениями о ситуации, но также дали практические советы по противодействию распространению неоязычества.