Жизнь во Христе и жизнь в сети
Иеромонах Арсений (Бабаев)
"В душах наших насаждено стремление к бесконечным благам.
Но мы пали, - и ослепленное падением сердце ищет во времени
и на земле того, что существует в вечности и на Небе"
(свт. Игнатий Брянчанинов)
Что является главной отличительной чертой наступившей эпохи? Вовлечение народов и государств Земли в единые экономические, культурные, информационные, политические процессы. Этот процесс получил название «глобализация». Один из главных инструментов такого вовлечения - встраивание всего населения планеты во Всемирную интернет-паутину с ее социальными сетями, сервисами и всевозможными онлайн процедурами. Но к чему этот проект ведет, мы испытываем на себе сейчас так, как никогда раньше. Мы теряем свободу. История нам доказывает важнейшую закономерность - создание и использование мощных средств технического прогресса людьми, которые ориентированы не на духовно-нравственные ценности, а на потребительство, приводит к трагическим последствиям. Вся история человечества с момента грехопадения, а также христианская антропология со всей силой и очевидностью свидетельствуют о том, что человек духовно болен, грехом больно все общество, поэтому белое и чёрное, правда и ложь, добро и зло - все в человеческой деятельности перемешано. Мы знаем, что все в мире существует и развивается по принципу иерархии. А поскольку люди нравственно несовершенны, испорчены, особенно сейчас, во время всеобщего духовно-нравственного упадка и разложения, то те из них, кто являются владельцами самых крупных в мире транснациональных компаний, у кого больше всего влияния и денег, чаще всего стремятся подчинить себе всех остальных, чтобы контролировать и управлять остальными.
Стирание границ между реальным и виртуальным сужает границы свободы
Сегодня все больше и больше стираются границы между реальной жизнью и виртуальной. Сохраним ли мы свободу действий, мыслей, вероубеждений в меняющемся на наших глазах мире - зависит сейчас от нашего выбора, от того, что мы выбираем - каждый день, каждый час, каждую минуту.
Здравый смысл подсказывает, что главное - не перейти ту грань, за которой находится целиком виртуальная жизнь. Но что мы видим и сами переживаем в действительности? Все что нас окружает и мы сами, все стремительно переходит в цифровой мир, встраиваясь во всемирную паутину. Слово "неживой" отлично подходит в качестве синонима к понятию виртуальный. Виртуальным становится все: информация (огромный ежедневный информационный поток СМИ), люди (их виртуальные образы, виртуальные знакомства, вируальное общение в соцсетях и мессенджерах), образование (переход на онлайн образовательную площадку без живого взаимодействия людей), покупки, сами деньги (переход к цифровой валюте для последующей отмены наличных денег), отдых (неживые игры, неживая музыка, неживой и бессмысленный сюжет очередного развлекательного фильма, сериала, передачи), наконец, сам человек (теперь уже все его личные документы и его биометрия оцифровываются и переносятся в сеть).
И вся эта неживая жизнь человека в сети не остается даже чем-то его личным, частным, поскольку все наши действия в сети распределяются по централизованным серверам, на которых хранятся и обрабатываются миллиарды или триллионы записей миллионов людей и все из разных источников (интернет, покупки-продажи, социальные сети, мобильные устройства).
Но что самое характерное, в итоге люди сами все больше предпочитают виртуальную жизнь реальной, находясь в режиме онлайн непрестанно. Потому что вместе со всеми этими сетевыми прелестями изменяется сам человек, перестраиваются его потребности, его мировосприятие и самосознание. Большинство человечества уже не представляет свою жизнь без интернета. Каждый второй пользователь сети подвержен психической зависимости от нее и соответственно утрачивает собственную свободу. Влияние всемирной паутины и телевидения (которое в прошлом году тоже стало цифровым), оказывают на сознание общества настолько тотальное воздействие, что мышление и поведение людей стали ПОДКОНТРОЛЬНЫ, УПРАВЛЯЕМЫ, владельцы глобальных информационно-управляющих сетей могут ими МАНИПУЛИРОВАТЬ, зомбировать - через СМИ, через киноиндустрию, масс-медиа, изменять и формировать общественное мнение и направлять его в нужную им сторону, чтобы все плыли по одному течению. Так, уже многое из того, что для общества во все времена было немыслимым, стало сначала радикально мыслимым, затем приемлемым, затем разумным, затем популярным, затем политикой и наконец, нормой. Этот политичнский метод получил название Окно Овертона. Примеры: аборты, нацизм, эвтаназия, ЛГБТ, секс-просвет в школах и детских садах, ювенальная юстиция, трансгуманизм, фабрика суррогатного материнства, геноцид христианства (дехристианизация) в Европе (несмотря на то, что исторически христианская культура дала ей жизнь и развитие) и прочее безумие. Окна Овертона - один из главных инструментов глобализма.
У сегодняшних детей развивается неестественное для человека "сетевое мышление", которое целиком ориентировано на рассеянное и легкомысленное потребительство, право на всё, потому что неограниченный доступ к любым ресурсам раскрепощает и развращает. Надо признать, что ограничения на информационную продукцию в сети весьма условны, так как, если ее и ограничивают по нравственным критериям, то в основном лишь в виде желательных рамок (0+,12+,18+). Соответственно, через фактически неограниченные ресурсы глобальных сетей, подавляющее большинство детей и молодежи, помимо доступа к образовательным ресурсам, имеют прямой доступ и к той текстовой, видео и аудио информации, которая нравственно и духовно развращает. Почему миллионы детей и подростков имеют в сети свободный доступ к убийственному и развращающему контенту 18+? Это самый настоящий нравственный геноцид.
Цифровой мир нельзя назвать добром, ему чужды высокие ценности, духовно-нравственные идеалы и ориентиры. Виртуальный мир - проекция мира человеческого, а потому, как и в мире реальном, там добро перемешано со злом. Виртуальный мир - мертвый мир, потому что в нем нет естественной жизни. Более того, это своего рода "антирай" - виртуальная альтернатива, противопоставляющая себя духовной реальности, как антипод духовности. Это два противоположных образа жизни и существования, это два разных мира. Происходит поразительная и беспрецендентная в жизни человечества подмена духовного на виртуальное.
Цифровизация всего и вся навязывается человечеству под заманчивыми предлогами: быстро и удобно; во имя мира, безопасности, здоровья, комфорта, облегчения жизни и т.д. Но ценой выбора человеком этой лёгкой жизни будет потеря свободы - самого ценного, чем обладает человек как свободная личность. Будет происходить все большее сужение границ его личной свободы, его личной частной жизни. Частная жизнь все дальше и дальше будет уходить в прошлое, пока ее не станет совсем.
Постоянно "залипая" в сети, у человека развивается зависимость от этой системы, он отдает ей свою свободу и утрачивает чувство настоящего, живого. Целый искусственный цифровой мирок, натянутый на глаза, чтобы скрыть правду - настоящую, реальную жизнь, а не виртуальную. Человеку становится все тяжелее и тяжелее прорваться через неестественный информационный шум, все тяжелее и тяжелее "отлипать" от всемирной паутины, чтобы проводить время в живой, естественной тишине.
Один из фундаментальных законов бытия говорит: дух творит себе формы. Соответственно духовный упадок общества это и есть главная причина социального, экономического кризисов, а также кризиса системы образования.
Трансгуманизм - как составляющая глобализации
Трансгумани́зм (от лат. trans — сквозь, через, за и homo — человек) является богоборческой идеологией, которая представляет сегодня очень широкое и влиятельное международное движение, возглавляемое надправительственными транснациональными корпорациями: "Google" (один из самых активных архитекторов трансгуманистической революции), "Apple" и другие глобальные корпорации. Ядро философской концепции Т. - расчеловечивание: переход жизни человечества в цифровой виртуальный формат бытия и изменение самой парадигмы человека.
Программа направлена на расчеловечивание людей, то есть на изменение изначально заданного Творцом образа, по которому был сотворен человек. Идеологи и те, кто занимаются разработками и пропагандой данной концепции с ее проектами, говорят о том, что человек - существо ущербное, несовершененное, что человек должен быть свободным от ограничений биологической природы. Задать человеку другие параметры и построить другую парадигму его жизни - главная задача трансгуманизма. Это самое беспрецедентное и безумное в истории вторжение людей в область священного творческого акта самого Бога. Трансгуманизм добивается технологического выхода из человеческой природы, отказа от нее и перехода в состояние "постчеловека". По этой причине, например, в мире сейчас ведётся очень активная пропаганда трансгендерного образа жизни, начиная уже с детского возраста.
Ведущую роль в развитии трансгуманизма сыграл английский философ и футуролог Макс О'Коннор, взявший себе псевдоним Макс Мор. Хотя идеология постчеловека выступает под маркой науки, ее оккультные мистические корни хорошо проявились в одной из статей Мора под названием «Во славу дьявола», напечатанной журналом «Либертарианский Альянс» в 1991 г.
И что теперь? Катастрофа?
Прекрасно сказал митрополит Бориспольский и Броварский Антоний: «в христианском сознании нет катастроф. Есть только одна катастрофа - это отпадение от Бога и от Его церкви. И этого человек должен бояться, и всеми своими силами и с этим бороться, бороться ни с кем-то вокруг, а с самим собой - чтобы этого ни произошло, чтобы не было пустоты в человеческой душе. Без молитвы жизнь невозможна. Молитва это дыхание души (и тела тоже, потому что они связаны друг с другом)».
С чего начать?
Жизнь главным образом настоящая, живая, а не виртуальная, не онлайн. Иметь опору прежде всего во Христе, в вечном, духовном, а не в хрупком, призрачном и временном материальном. Вера, Бог, храм, молитва и тишина от бесконечного информационного шума и индустрии развлечений, цель которых отвлекать нас от главного и направлять плыть по одному течению, чтобы все кружились в одной воронке.