Лечение для временной жизни ценой жизни вечной.
Иеромонах Арсений (Бабаев)
Часть третья
Лжепророки
(прорицатели, ясновидящие, экстрасенсы, гадатели, медиумы)
«того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными…»
(2Фесс.2:9)
"Не должен находится у тебя… прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых;
ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это"
Библия (Втор.18,10-12)
За каждым лжепророком стоит темная сила, демонический мир. Потому они и именуются лжепророками, что связаны с духами лжи. Прорицания (предсказания) ясновидящих называются ложными, так как их откровения - не от Бога, а от духов лукавых - то есть от бесов (демонов), духов губителей. Именно по этой причине нас ни в коем случае не должно соблазнять и удивлять то "видение" прошлого или предугадывание будущего, которыми занимаются лжепророки. Падшие духи как существа тонкие, проницательные, с большой долей точности умеют угадывать поступки людей, связанные с теми или иными обстоятельствами, поскольку очень пристально следят за каждым из нас. За все те тысячелетия, что человечество живет на земле, падшие духи настолько изучили падшую человеческую природу, что в этом знании с ними не сравнится ни один самый великий психолог из людей за всю историю. Они изучили нас до мельчайших психических реакций в причинно-следственны связях, то есть изучили - к чему тот или иной человек больше всего склоняется, в зависимости от той или иной ситуации, и в зависимости от самого состояния души человека. Падшие духи замечают все наши привычки, поведение, особенности характеров, личные убеждения и принципы, мотивации и прочее. В тоже время, хотя духи и проницательны, но Всеведущим, все предвидящим является только Бог, Который знает и помыслы сердец наших.
Можно вспомнить, почему, изгоняя нечистых духов из одержимых, Спаситель запрещал бесам говорить людям, что Он и есть Тот Самый Христос, то есть Мессия и Сын Божий, Которого все ждали. Святитель Афанасий Великий пишет, что Иисус Христос «не хотел, чтобы истина произносилась нечистыми устами, тем более устами демонов, чтобы не примешали они под видом истины свою собственную злую волю и не посеяли ее в людях» (Послание к епископам Египта и Ливии). Сами демоны ведь потому и названы обольстителями, что изо всех сил стремятся нас соблазнить, лишь бы мы стали исполнять их падшую волю, а не Божию. Некоторым прельщенным людям, которых они делают своими орудиями, проводниками, они внушают, что те стали избранниками высших сил и что их сверхъестественные дары – свыше, тогда как на самом деле все наоборот, это от темных сил. Бесы легко прельщают мыслями о его "великих" делах человека, который не встал на путь собственного покаяния, страстно занятого своим самоутверждением. Каждый человек призван изменять мир к лучшему, через изменение к лучшему самого себя, но он не имеет права затмевать собой Бога для других, беря на себя роль Господа Бога. Преподобный Серафим, сподобившись от Бога силы чудотворения, в тоже время бегал как от огня от людской славы, самопревозношения и репутации чудотворца, так как понимал, что главное - сохранить в сердце смирение, благодать Святого Духа, которая покидает сердце человека за малейшую принятую гордую мысль.
"Способность" видеть события, происходящие в другом месте, то есть на расстоянии объясняется самой природой духов. Они - существа бесплотные и потому не зависят от пространства так как мы, они могут перемещаться в любую точку земного шара мгновенно. Когда экстрасенс или ясновидящий входит в общение с падшим миром, то духи сообщают ему ту самую информацию, которую тот затем передает людям, которые просили его о чем-то узнать. Но даже если для людей, доверяющим и обращающимся к ясновидящим или экстрасенсам как им кажется важно то, что те им говорят, то моментом, чтобы одуматься, поняв - важно или смертельно опасно такое доверие, должно стать простое осознание того, что в тех людях действует не Господь, а падшие духи, губители человеческих душ.
Святой Серафим Саровский однажды объяснил, что любой бес одним ноготком своим мог бы всю землю с оси свернуть - если бы это было ему дозволено Богом. Господь не позволяет такого произвола падшим ангелам (демонам), хоть и попускает им здесь быть. Но и быть здесь, во-первых - до поры до времени, так как наступит день, когда все темные силы и их служители изгнаны будут, человечеству еще предстоит встретить великое событие Страшного суда. Во-вторых, через попущение присутствия в мире падших духов, каждый человек определяется - с кем он: с Богом или с дьяволом. Господь смотрит в наши сердца - куда мы направим свою свободную волю.
Источник чуда и источник лжечудес
Сверхъестественное современные люди часто называют чудом. Но кроме истинного чуда Божьего, в мире происходит огромное количество сверхъестественных лжечудес. По каким же критериям выясняется - кто совершает чудо силой Божией, а кто "чудотворит" под влиянием дьявола? Тот, кто творит истинные чудеса от Бога - ведет святую жизнь. Только такому человеку дает Бог дар чудотворения, хотя и последнее словосочетание условно, поскольку только Сам Бог производит чудеса, просто действует он через Своих святых. Кто же действует через ясновидящих, экстрасенсов, «целителей», бабок? Священное Писание предупреждает нас, что такие люди находятся в общении с падшими духами. Слово Божие учит нас: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» (1Иоан.4:1). «Познавайте, что есть воля Божия» (Еф.5,17). Поэтому очень важно знать основные признаки состояния святости человека, живущего в Духе Святом, а не в духе заблуждения, ложном, дьявольском духе. Святость – это жизнь во Христе. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).
Каковы признаки святости? Святым является тот, кто:
- исповедует Иисуса Христа истинным Богом пришедшим во плоти. «Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист» (2Ин.1:7). Исповедует Иисуса Христа своим Господом, Спасителем и Искупителем;
- исполняет все заповеданное Христом;
- верует в Христову Церковь, всецело стоит в Православии;
- исполнен благодати смирения, покаяния и любви; своих врагов любит и прощает;
- Признаки присутствия Святого Духа в человеке Божьем: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.6:22).
Вот признаки, вот критерии святости - через таких людей действует благодать Божия. И важно понять, что святые святы не автономно. Святыми не рождаются, святыми становятся. Святость - это состояние духовно исцеленного Богом человека, наполненного благодатью Божией. Поэтому, как человек не святой, то есть духовно больной может браться воздействовать на других своими «духовными» методами? Это пагубная дерзость, духовное преступление, страшная гордыня. В отличии от такого "чудотворца", настоящий святой Божий человек как уже было сказано выше, сам от себя не "чудотворит", просто в нем действует благодать Духа Святого. Так, святой великомученик и целитель Пантелеймон исцелял людей через призывание имени Христова, Которого он любил всем сердцем. То есть исцелял не своей силой, а горячо веруя и уповая на помощь Божию. И Господь как при его жизни, так и по его смерти являл и являет людям Свою силу через этого святого.
"Изведи из темницы душу мою"
Возможно ли освобождение от влияния темных сил тем, кто уже под ним находится, кто уже успел обратиться к колдунам или применить на себе "духовные" методики? Да, возможно. Освобождение от какого бы то ни было влияния падших духов происходит через Церковь, через ее благодатные Таинства, для этого Господь и создал ее на земле. «Создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18). Поэтому единственно спасительное средство от врат ада, от власти дьявола - это благодатные Таинства Христовой Церкви: Таинство Святого Крещения, Таинство Исповеди и Таинство Святого Причащения. Не люди "со способностями", а Христова Церковь - источник благодати Божией на земле, богочеловеческий организм, Глава которого - Сам Бог, Господь Иисус Христос. С человеческой стороны Церковь составляют и святые праведники и кающиеся грешники. Если бы в ней были только святые праведники, мы могли бы отчаяться в своем положении, видя, что Церковь - это место исключительно для идеальных, совершенно незапятнанных грехом, нетронутых злом. И наоборот, если бы в Церкви были только грешники, то мы могли бы решить, что здесь нет Бога. Но Христос так дорожит даром нашей свободной воли, которым мы все наделены, свободой ежедневного, ежечасного и ежеминутного выбора, что оставляет этот выбор всегда за нами. Ведь человек своими грехами не Церковь лишает благодати, а самого себя лишает той Божественной благодати, которая пребывает в Церкви, природа которой - не от мира сего.
Заключение
Итак, кто же дает святым силу чудотворений, главным из которых является чудо всех и каждого любить и всех и каждого прощать? Только Христос - Бог, возлюбивший нас и ставший Человеком, ставший Одним из нас. Святые - это христиане в настоящем смысле этого слова, исповедующие всей своей жизнью и верой Христа - Истинным Богом, своим Спасителем и Искупителем.
Мы все сейчас живем в греховном состоянии, мы в нем уже рождаемся, мы живем в состоянии неестественном для человека, изначально сотворенного благим, светлым, гармоничным существом Божиим. То есть, с точки зрения первозданного благодатного, блаженного состояния первых людей до их грехопадения, мы живем в состоянии совершенно ненормальном. Более того, человеку, живущему не в святости, не достигшему потом, кровью и слезами такого состояния единства с Господом, недопустимо искать каких-то особых даров и способностей, или особых путей общения с миром духов, так как это его погубит.
Цель жизни человека по учению преподобного Серафима Саровского - обрести и хранить внутренний благодатный мир: через молитву, следование заповедям Господним и приобщение в Церкви к божественной жизни Христа. Тот по-настоящему помогает многим, кто носит в себе Царство Божие, так как наполнив свое сердце благодатью Святого Духа, он незаметно (для него самого) излучает благодать Христову на окружающих.