Литургия Преждеосвященных Даров, известная с начала VII века, является уникальной особенностью Великого поста и совершается в большинстве храмов Русской Православной Церкви - утром по средам и пятницам. Стоит отметить, что чин этой Литургии построен на основе вечернего богослужения и исторически совершался в вечернее время. До сих пор можно заметить в этом чине песнопения вечерни: «пришедше на запад солнца», «жертва вечерняя» и т.д.
В современной практике укоренилась традиция, согласно которой любая литургия должна совершаться до полудня, в связи с чем и называется в простонародье «обедней», однако церковный устав знает литургию как вневременное богослужение, и назначает для ее совершения разное время в разные дни церковного года. Например, ранние литургии, совершаемые, фактически, ночью в большие праздники Пасхи и Рождества. При этом, есть некоторые дни в году, когда по уставу совершение литургии соединяется с вечерним богослужением – Великий Четверг, Великая Суббота, сочельник перед Рождеством и Крещением. На таком же вечернем богослужении и построена литургия Преждеосвященных Даров, исторически сложившаяся из вечерни с чином причащения. Такая практика была связана с тем, что в Древней Церкви в некоторые дни христиане постились, то есть воздерживались от принятия пищи до самого вечера, вкушая впервые после литургии и причастия.
Апостольские правила, которые исследователи датируют IV веком, уже говорят о вечернем совершении литургии. Современная практика совершения литургии Преждеосвященных Даров в вечернее время, которая постепенно возрождается во многих храмах и монастырях Русской Православной Церкви, с одной стороны, помогает заново раскрыть христианское отношение ко времени, с другой, дает возможность посетить это уникальное великопостное богослужение тем, кто в будние дни с утра занят на работе. Для христианина время линейно – оно имеет начало и определенную цель. Именно время Великого поста с его ожиданием Пасхи помогает христианам прочувствовать эту линейность. Помогают почувствовать ее и те дни, когда мы в окружении повседневных забот готовимся к предстоящей встрече со Христом – вечернему причащению, проживая с мыслью об этой встрече весь день. Это помогает нам открыть «иное измерение» в своей повседневной жизни и прикоснуться к вечности. Мы уже по-другому воспринимаем содержимое нашего дня, по-другому смотрим на встречи, разговоры и дела, понимая, что через несколько часов нас ожидает причащения Тела и Крови Христовых. Такие дни вечернего причащения помогают нам научится ожиданию встречи с Богом, которое должно сопровождать нас в течение всей жизни, являющейся путем к этой самой важной встрече. Часто ли мы вспоминаем об этом? Вечерняя литургия Преждеосвященных Даров и предшествующий ей евхаристический пост в течение дня от полудня напоминают нам о необходимом векторе жизни и наполняют ее смыслом - стремлением ко встрече со Христом в Его Царствии, которому уже «не будет конца».