27 января 2013 года, в неделю 34-ю по Пятидесятнице, отдание Богоявления и в день памяти святой равноапостольной Нины просветительницы Грузии, Преосвященнейший епископ Амурский и Чегдомынский Николай совершил Божественную литургию в соборе Казанской иконы Божией Матери.
По окончании богослужения владыка Николай обратился к собравшимся со словами: "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие мои отцы, братья и сестры! Церковный устав предлагает сегодня нам в назидание евангельский отрывок, по поводу которого мы уже говорили недавно. Церковный устав предлагает чтение о богатом юноше. Понятно, что этот отрывок и этот евангельский эпизод предлагает нам задуматься о богатстве и нашем отношении к богатству в этом мире. Но вот сегодня для размышления есть еще одна очень важная тема. Сегодня мы с вами, дорогие мои, чествуем святую равноапостольную Нину, просветительницу Грузии. И, конечно же, в первую очередь, я бы хотел поздравить всех женщин, которые носят это имя. Святая равноапостольная Нина – это святая, жившая в IV веке, которая оказалась в нынешней Грузии или, как тогда называлась эта страна, Иверии, и здесь своими подвигами, своими чудотворениями (она исцеляла больных), она обратила ко Христу множество людей. И страна, которая теперь называется Грузией, благодаря ее вере, ее подвигам стала и теперь есть христианская страна. (Вы все, наверное, помните тот крест из виноградной лозы, который ей даровала Божия Матерь в видении. Вы знаете повествование о том, как она обратила язычника-царя, о том, как языческие идолы падали и сокрушались там, где молилась святая Нина, как грузины говорят, Нино). И вот сегодня мы вспоминаем эту чудотворицу и эту подвижницу. И Церковь справедливо присваивает ей наименование равноапостольной.
Давайте вспомним и представим, сколько человек в святцах носят это имя – равноапостольный или равноапостольная. Равноапостольный царь Константин, равноапостольная царица Елена, равноапостольный князь Владимир и равноапостольная княгиня Ольга – это святые, которые привели ко Христу множество людей. И именно поэтому величина и высота их подвига определяется этим наименованием. Подобный апостолам, человек, понесший труды, подобные апостольским трудам. Но как вы считаете, закончились ли апостольские труды на тех древних святых? Князь Владимир – это древний русский святой, княгиня Ольга – это древняя русская святая, Святые Кирилл и Мефодий – тоже равноапостольные, святая Нина… Закончились ли труды и иссякли ли апостолы в нашей Церкви? Кому мы еще присваиваем именование апостолов? Я вам подскажу. Апостол Сибири, Америки и Дальнего Востока, кто это? Святитель Иннокентий Московский. Еще один подвижник благочестия, которому присвоено это именование, - равноапостольный Николай Японский. Так значит, апостольский подвиг не прекратился со смертью апостолов и их древних подражателей. Так значит, живет он вплоть до наших дней.
И вот сегодня, рассуждая о евангельском отрывке, рассуждая о богатстве, о котором говорилось в нынешнем евангельском повествовании, а также припоминая житие равноапостольной Нины и вспоминая жизнеописания древних и нынешних продолжателей апостольских трудов, подумаем, а в чем для них заключалось богатство. Как жил и проповедовал святитель Иннокентий Московский, просветитель Сибири, Америки и Дальнего Востока, тот человек, благодаря которому, мы здесь можем приходить к Богу и предстоять перед Богом. Он переходил из селения в селение, приходил к инородцам, приходил к коренным жителям, и, живя по нескольку лет в каждом селе и поселке, он говорил о Христе. Он жил с этими людьми, не знавшими еще Христа, их образом жизни. Но говорил о Боге, говорил, что эту жизнь можно прожить по воле Божией. Равноапостольный Николай Японский пришел в чужую страну, даже враждебную христианам. И посмотрите, каких успехов он добился: существует целая Японская Православная Церковь, где были семинарии, училища, различные курсы, где было множество пасомых. Разве это не апостольский подвиг? Разве это не богатство, в первую очередь, духовных сил. Так чем же в первую очередь, были богаты апостолы и продолжатели их трудов? Что это за богатство? Богатство ревности о Боге, ревности распространять истину слова Божия. Вот в чем это богатство – богатый внутренний мир. Мир, который мог сообщать мир душевный окружающим людям.
Вот, чего нам не хватает в нашем современном обществе. К сожалению, очень мало людей готовых на апостольский труд. А сегодня, дорогие мои отцы, братья и сестры, ни для кого не будет секретом, что нынешнее время мало чем отличается от времени, когда жила святая равноапостольная Нина в Грузии, в языческом окружении. Нынешнее время мало чем отличается от того времени, когда жил князь Владимир и принес на Русь свет христовой веры, потому что народ языческий жил во тьме. И как бы нам сейчас не говорили о том, как якобы хорошо жили славяне, о том, что нам необходимо возвращаться к славянским корням. Это ложь. Потому что языческий мир живет во тьме. Живет во тьме, по большей части, и наш сегодняшний мир. И как нам сегодня необходимо апостольское служение!
Мне вспоминаются слова дочери одного из зарубежных протестантских проповедников Билли Грэма. Она, выступая в одной из телепередач на американском телеканале, посвященной событиям 11 сентября, когда весь мир был потрясен коварством того, что произошло. И вот на вопрос ведущей, почему Бог допустил такое – а этот вопрос задает себе каждый из нас, и в России, и в Америке, и в любой другой стране – эта девушка дала очень точный и простой ответ: «Всю свою жизнь человек просит Бога выйти из его жилища, из человеческого общества с его запретами, ограничениями. И Бог, как истинный джентльмен, не заставляет Себя уговаривать и уходит из жизни человека. Но вот когда человека постигает несчастье, того, кто мог бы защитить нет в его жизни». Как напоминает это нашу жизнь. Когда нам хорошо, мы о Нем не вспоминаем. Нам без Него просто, легко жить. И только когда человеку необходимо некое хирургическое вмешательство, мы вспоминаем о Нем, но мы забываем о том, что мы-то Его сами изгоняем. И вот в таком обществе мы с вами живем, в такой языческой, потребительской среде.
Да, сейчас много людей живет в язычестве. Где-нибудь в Африке люди поклоняются духам, и это не какая-нибудь метафора, это реальная жизнь. И не надо далеко ходить, у нас тоже есть народности, которые поклоняются духам. Я сейчас не говорю о том, кто эти духи на самом деле. Так вот, когда дух исполняет желание человека, то этому божку приносятся жертвы. А когда желание человека не исполняется, то он этого идола бьет, уничижает. Потребительское отношение. Всемогущий Бог не переносит такого отношения к Себе. Не должно быть места такому потребительскому отношению к нашему Богу. Сегодня Ты нам нужен, если Ты исполняешь наши желания, а в другой раз Ты нам не нужен, если не исполняешь наши желания. Вот таким людям, нашим современникам посылались продолжатели апостольских трудов.
И сегодня мы с вами, дорогие мои отцы, братья и сестры, мы, переступившие порог храма, участвующие в Вечере Господней, в Литургии, в служении Богу духом и истиной, сегодня мы, как бы это громко ни звучало, являемся для сегодняшнего мира равноапостольными, продолжателями апостольских трудов. Вдумайтесь, какая это важная и ответственная миссия. И как важно, чтобы мы были готовы к этой миссии: усвоить, понять, прочитать и подарить другому человеку, не знающему этой истины.
Дорогие мои отцы, братья и сестры, мы живем в то время, когда необходима апостольская миссия. Мы живем в то время, когда нашим соотечественникам мы должны сообщить истины Христова учения. Неважно как. И мы должны сейчас работать в этом направлении, не покладая рук, особенно на Дальнем Востоке. Потому что мы переживаем то время, когда мы должны вернуть людей из тьмы во свет Христов. Давайте мы придем сегодня в наши дома и хорошо и крепко обдумаем то место в служении истине Христовой, слову Божию, которое мы все можем нести, каждый на своем месте. Подумаем, где, как и когда каждый из нас может говорить о Христе. Неважно, говорить это детям, студентам, взрослым людям, инвалидам, обездоленным или брошенным – неважно. Мы весть о Христе должны нести в наш мир, который стоит на грани языческого бытия. Наша с вами глобальная задача – не допустить окончательной власти тьмы над нашим обществом. Аминь."