Послание Преосвященного епископа Амурского и Чегдомынского Николая клиру и пастве Амурской епархии Русской Православной Церкви в связи со 100-летием начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь

4 Ноября 2017   18:03

 Возлюбленные о Господе всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братия и сестры!

 

Приближаются дни, когда все наше общество будет внимательно осмыслять произошедшие сто лет назад события, которые решительно изменили веками складывавшийся уклад жизни нашего Отечества.

Святейший Патриарх и Священный Синод нашей Церкви призывают всю полноту Церковную к благим размышлениям и молитвам, собирают освященный Архиерейский Собор, посвященный столетию восстановления Патриаршества на Руси на Поместном Соборе 1917–1918 годов.

В год столетия трагических революционных событий мы пытаемся осмыслить влияние их на всю последующую историю нашего Отчества и на современное состояние российского общества. До ныне приходится преодолевать тот огромный ущерб, который нанесли нашему народу неизменные спутники любой революции: террор, братоубийства, ненависть и разделения. Великие испытания, которые выпали на долю нашего народа, унесли огромное количество жизней наших лучших соотечественников. И до сего дня невозможно оправиться от этих потерь. Вместе с тем, не стоит умалять и масштабов разрушения национальных духовных устоев, острейшим образом выразившихся в гонениях на Церковь, в колоссальных испытаниях, которым подверглись вера православная и верующие.

Мы будем правы, если скажем, что во многом, причинами трагедии стало распространение безбожия в народе и неразрешенность острых социально-экономических проблем в обществе, которое прельстилось обещаниями «земного рая», и в котором, как объявлялось, нет места Церкви. Все это привело к тому, что в очень короткое время русский народ превратился из «народа богоносца» в «народ богоборец», разрушающий и оскверняющий свои святыни, предавший забвению веру и традиции.

Когда исчерпалось время эксперимента по созданию нового общества и «нового» человека, это общество оказалось в положении наивного ребенка, неспособного дать ответ на вызовы современности, и разобраться в обрушившихся на него проблемах острейшего характера. Причем, перечень этих проблем только расширяется из-за имеющей место до сего дня общей духовной и моральной дезориентированности людей, отсутствия у многих четкого представления о границе между добром и злом, чувства долга перед Родиной и ближними.

И в связи с этим мы, верующие православные христиане, задумываемся над вопросом о том, как нам сегодня и дальше строить свою жизнь, опираясь на многострадальный опыт нашего народа.

Ответ напрашивается сам собой: поскольку мы приходим в Божий храм – значит, мы желаем научиться жить в соответствии с нормами Святого Евангелия. Но это не так просто, как представляется на первый взгляд. Порой, и мы это видим, даже нашу внутрицерковную жизнь сотрясают разного рода проблемы. И люди, которые по многу лет посещают храм, и даже являются церковно- и священнослужителями, могут являться источником соблазна для окружающих их верующих православных христиан.

Происходит это, к сожалению, по одной единственной причине – человек, который выходит на церковное служение, вместо служения Богу и ближним продолжает служить собственным страстям, опираясь на особый статус людей, подвизающихся в Церкви. Так, к примеру, можно наблюдать деятельность некоторых священников, которые ведут своих прихожан не ко Христу, а к себе. Активный мирянин, получая в храме какое-либо ответственное послушание, также может попасть в сети диавола, который, зная в совершенстве страсти и пороки каждого человека, умело расставляет свои сети, чтобы погубить не только несчастного, но и всех тех, кого он вовлечет с собой в эти диавольские ловушки.

Не случайно чадолюбивая Мать-Церковь, желая всем верным следовать путем спасения, еще в первохристианские, апостольские времена, установила особый порядок духовного управления – церковную иерархию, которую возглавил особый вид служения – епископский, поскольку в переводе с греческого епископ означает «блюститель».

Задачей епископа является соблюдение во вверенной ему епархии чистоты веры и правильной духовной жизни. Для этого ему вручается жезл – символ особой духовной власти, в основе которой лежит не превозношение и желание владычествовать над пасомыми, но огромная ответственность за свою паству – поскольку за каждого верного спросит Господь. И архиерей где увещанием и милостью, где строгостью и отлучением, за которыми стоит любовь и желание привести человека к покаянию, управляет свою паству. И Господь проливает через это Свою великую милость и благодать на Святую Церковь.

Это и есть великая тайна Церкви. И поэтому особенно враг рода человеческого восстает на такой богоучрежденный порядок. И сейчас, как и сто лет назад, воздвигает он многие напасти на верных чад Церкви и ее священнослужителей. Откровенная клевета, ложь и лукавые домыслы направляются диаволом на архипастырей и пастырей. И особенно трагично, что эти нападки воздвигаются не только от внешних, но и от тех, кто себя считает верными чадами Церкви. Не будем осуждать этих несчастных, помолимся об их покаянии и спасении, а сами укрепимся в стоянии в вере.

Мы помним, что трагическое крушение Российского государства сто лет назад произошло из-за того, что люди не захотели слышать голос Церкви, который устами Патриарха Тихона и Поместного Собора призывал прекратить грабежи, насилие, убийство и разбой по отношению к своим же соотечественникам. Поддавшись агитации провокаторов, простые люди, крещеные христиане, начавши грабить и жечь помещичьи угодья, убивать своих сограждан, закончили собственноручным разграблением и разгромом своих же монастырей и храмов, убийством священнослужителей.

И поэтому сегодня мы должны быть особенно духовно трезвенны, отвергать разного рода провокаторов и провокации, чтобы не быть повинными в повторении событий столетней давности.

Будем духовно объединяться – паства вокруг своих пастырей и архипастыря, и этим духовным единством отразим все козни вражии, в чем да поможет нам Милостивый Господь и Его Пречистая Матерь.

«Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь» (1 Тим. 1,17). 

© 2012, SDN