По окончании богослужения владыка Николай обратился к собравшимся со словами: "Дорогие мои отцы, братья и сестры! Снова и снова поздравляю всех вас с праздником Крещения Господня. Снова и снова поздравляю всех вас с праздником Богоявления, явления в мир Бога. И следующий день после Крещения Господня традиционно посвящается воспоминанию Иоанна Предтечи, Крестителя Господня. Почему Иоанн Креститель называется Предтечей? С Крестителем все понятно - он крестил Спасителя. Но почему Предтеча? Предтеча - означает «идущий перед кем-то». Это наименование Иоанну пророку, Крестителю Господню усвоено потому, что он был глашатаем, предшественником перед Царем, перед Христом-Спасителем. Эта традиция идет еще из древности, когда тот или иной правитель, собираясь посетить ту или иную область своих владений, посылал впереди себя глашатая, который шел впереди и всех жителей страны предуготовлял к пришествию царя, к этому великому событию, к высокому визиту. И вот Иоанн Предтеча был как раз таким глашатаем. Он готовил Царство, Царство Божие, Царствие Христово, пришествие Царя, пришествие Владыки. А мы с вами слышали вчера и сегодня, как Иоанн Предтеча призывал всех покаяться, потому что приблизилось Царствие Божие. Иоанн Предтеча призывал своих современников сделать сердца чистыми и души умягчить, отказаться от греховной жизни, пересмотреть свою жизнь, и быть готовым принять Христа-Спасителя, обетованного Мессию, Царя Небесного Царства. Вот в этом величайшая роль Иоанна Предтечи.
Это был Друг Христов, это был величайший из пророков. И сам Христос говорил, что это был величайший между пророками и наибольший среди рожденных женами. Это последний пророк Ветхого Завета и первый пророк Нового Завета. Именно поэтому Иоанн Предтеча всегда изображается рядом со Спасителем, предстоящим и молящимся Ему, рядом с Божией Матерью, потому что значение его работы, значение его служения в те времена, когда готовился мир к пришествию Спасителя было замечательным.
Иоанн Предтеча был пророком. И вот мы с вами знаем из притч, из Библейской ветхозаветной истории, кто такие были пророки, какую миссию они выполняли в тогдашнем обществе. Это были люди, которые не просто говорили о будущем, и уж тем более не просто провидцы, как это сейчас понимают. Нет. Пророки Ветхого Завета – это люди, которые в первую очередь людям открывают правду Божию, правду о Боге, пытаются донести эту правду до слуха людей, пытаются образумить человеческий род идти по путям этой правды, если вдруг человек свернул с этих путей. И мы с вами знаем о том, что пророки очень часто были побиваемы, гонимы, и даже убиваемы за то, что они готовили людей, научали людей идти по стопам Божиим, путям правды Божией. И пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн разделил участь своих предшественников, таких же пророков, он так же был казнен.
Дорогие мои, сегодня для нас очень важно понимать смысл пророческого служения, потому что сегодня, как и во все времена, Церковь Христова, Церковь Новозаветная тоже несет пророческое служение, пророческую миссию. Не предсказывать будущее, а научать людей следовать по путям правды Божией. Потому что в силу своей греховности человек очень легко с этих путей сходит. И вот Церковь пророчествует, наставляет, созидает. И очень часто Церковь Христова разделяет ту же участь, которой сподоблялись ветхозаветные пророки: гонения, неприязнь, быть может, ненависть. Современный человек привык жить по своему «я», по своему произволению. «Все мне можно», - вот что главное для современного человека. А полезно или неполезно – это не главное. Человек живет только для себя, только по своим прихотям, отдаляясь от Бога, от Его заповедей. И Церковь, пророчествуя, говорит о том, что так жить нельзя. Именно сегодня мы можем слышать от мира, что, мол, зачем вы навязываетесь туда, где вас не просят. Зачем вы лезете в образование? Зачем вы вмешиваетесь в работу с молодежью, в работу с военными? Зачем вы в школах, зачем вы в ВУЗах? Не нужно нам ваше Православие, не нужна нам ваша Церковь, не нужно ваше присутствие здесь. Глубоко ошибаются эти люди. Все, что касается спасения человека, все, что касается, в первую очередь, духовно-нравственного совершенствования человека - это есть удел Церкви. Это есть забота и печаль Церкви Христовой, Православной Церкви. Если Церковь приходит в образование, значит есть проблемы, которые ведут не ко спасению, которые нарушают движение человека ко спасению. Если Церковь работает с молодежью, значит, видимо, молодежь находится в опасности. Вот в чем миссия Церкви, пророческое служение Церкви. Пророческое служение Церкви еще и в том, чтобы постоянно напоминать человеку о том, что есть Царствие Божие, о том, что человек призван быть наследником и жителем Царства Небесного.
А что такое Царствие Божие? Это царство, где властвует не какая-то сила. Это то царство, где царствует Бог. Бог есть красота, истинная и подлинная красота, совершенная красота. Бог есть любовь, совершенная и истинная Любовь. Бог есть мир и правда, и значит царство, где царствует Бог, есть царство мира, царство правды и царство любви. «Царство Божие внутрь вас есть», - так говорит Христос. То есть Царство Божие начинается уже здесь, в человеке. И мы с вами, дорогие мои отцы, братья и сестры, призваны быть наследниками этого Царства. И наше молитвенное предстояние, и наши молитвенные подвиги, и наша жизнь с Богом, пусть это небольшие, маленькие ступенечки - участие в Таинствах Церкви, это приобщение к традициям культурной жизни Церкви и Православия. Это внимание к словам Божиим, внимание к назидательным речам и учениям. Все это маленькие ступенечки на пути к Царству Божию. Мы с вами должны стать участниками жизни этого Царства. Вы скажете: «Слова очень высокие и возвышенные». И, наверное, будете правы, потому что человек настолько укоренен в повседневности, человек настолько озабочен трудностями и печалями века сего, настолько захлестывают человека современные стихии, что понять и принять идею Царствия Небесного и жить в Царствии Божии очень сложно. Но наверное наша с вами задача сделать так, чтобы наша жизнь здесь на земле была не жизнью в аду. Потому что сделать жизнь Царствием Божиим на Земле – это дело Божие. Человеку это не под силу. Но мы должны сделать так, чтобы наша жизнь не была адом здесь. И поэтому Царствие Божие, в первую очередь начинается здесь, в наших сердцах, в наших душах, где идет борьба со злом. Царство Божие начинается с дел любви, с дел милосердия, с жизни по правде Божией и по любви к Богу.
Будем стремиться, дорогие мои отцы, братья и сестры, к этому Царству. Пусть это Царство будет идеалом для каждого из нас, конечной целью жизни каждого человека. Мира, любви и правды всем вам. С праздником!"