В день празднования Обрезания Господня епископ Николай совершил Литургию свт. Василия Великого в Ильинском кафедральном соборе

14 Января 2013   05:17

14 января 2013 года, в день празднования Обрезания Господня и в день памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, Преосвященнейший епископ Амурский и Чегдомынский Николай совершил Божественную литургию в кафедральном соборе во имя святого пророка Божия Илии.

Его Преосвященству сослужило духовенство Кафедрального собора.

По окончании богослужения владыка Николай обратился к собравшимся со словами: "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры! C великим праздником вас Обрезания Господня и с днем памяти святителя Василия Великого. Поздравляю также всех тех, кто носит имя этого великого человека, этого великого Святителя, этого святого подвижника нашей Православной Церкви, нашей Христианской Церкви. Сегодня, дорогие мои, мы с вами слышали евангельское повествование, которое мы слышим единожды в году. Повествование известное. Рассказ о том, как однажды Святое Семейство ходило с отроком Иисусом в Иерусалим. Был такой обычай у Святого Семейства, как и у многих соотечественников Христа-Спасителя, Божией Матери, Иосифа Обручника, ходить в Иерусалимский храм на богослужение. И вот мы с вами слышали о том, как, возвращаясь из Иерусалима, Божия Матерь обнаружила, что Отрока Иисуса нет рядом, что Он остался в Иерусалиме (видимо недалеко они отошли еще от города). И когда вернулись, увидели, что Христос общается, разговаривает, беседует с книжниками, с людьми учеными, с иудейскими учеными. Беседует и разговаривает с ними о высоких богооткровенных истинах. И говорит с ними на таком языке, что они удивляются мудрости этого двенадцатилетнего отрока. Но для чего евангелисты говорят нам о детстве Иисуса Христа? О Рождестве мы знаем. Тут понятно. Человечеству необходимо донести мысль о боговоплощении, о пришествии в мир Бога. И наверное, далее было бы логично говорить о взрослом состоявшемся, мудром человеке, который уже имел право учить кого-либо. Говорить уже о взрослом Христе, муже совершенных лет. Но зачем говорить об отрочестве Христа-Спасителя?

Апостолы, которые писали Евангелие, предвидели, знали о том, что то описание жизни Христа может вызвать вопросы. И если хоть что-то оставить неизвестным из жизни Христа-Спасителя, то дальше в среде христиан могут возникнуть какие-то домыслы, какие-то загадки, какие-то тайны, и это спровоцирует христиан неправильно учить о Христе. Вот поэтому евангелисты и пишут нам об отрочестве, что бы у нас, последователей Христа-Спасителя, у последователей апостолов не возникло мнение о том, что Христос только родился и сразу стал совершенным мужем, который даровал человечеству мудрость, богооткровенное учение, боготкровенные истины. Сегодняшнее Евангелие говорит нам о том, что Христос был человеком, кроме того, что был Богом. Он так же был ребенком, так же был в послушании у родителей, и все человеческое, что было присуще ребенку и отроку не было Ему чуждо.

Апостолы не ошиблись, потому что сразу же в первые века христианства, когда в Церковь стали приходить ученые, философы, люди, обученные языческой философии (а это время было расцветом языческой философии). И вот, когда в Церковь стали приходить такие люди, они не могли понять, как можно понять и принять евангельские истины просто верой. У них был другой склад ума. И вот они стали понимать евангельские богооткровенные истины по-своему, и так стали возникать секты. Видите, в то время секты стали возникать. Не в наше время, не в XX веке, не после перестройки, а еще с тех древнейших времен стали появляться люди, сообщества, которые стали учить о Христе совершенно по-другому. И вот если бы не было евангельского упоминания о детстве Христа, то это был бы повод этим сектантам превратно толковать Священное Писание, превратно учить о жизни Христа. И вот эти сектанты получили название гностиков, то есть, знающих. Люди, которые возомнили о себе, что они досконально знают все о Священном Писании, о Христе, а то, что они не знают о каких-то моментах, они себе измышляли. Так возникали опасные учения, ереси. 

И вот сегодня, дорогие мои отцы, братья и сестры, и в нашем обществе получается похожая картина. Каждый человек, надмеваясь своими знаниями, или наоборот незнанием, пытается своим ограниченным умом, без молитвы, без упования на помощь Божию, понять и истолковать Священное Писание. Читая Евангелие, многие сектанты думают, что они, люди, которые полны грехов, забот житейских, застилающих духовный взгляд человека, люди с таким устроением думают, что они могут правильно понять смысл Священного Писания, слова Христа-Спасителя. А что отвечают на это православные? «Какой же я богослов? Богослов – тот, кто живет достойным образом, кто живет жизнью Церкви, кто умеет правильно молиться. Только тот знает Бога, только тот богослов». А когда мы думаем о нашем, о земном, о том, что у нас квартира не вымыта, там или там надо ремонт подделать, или еще что-то. И хозяйство у нас большое, или дача близится, скоро рассаду надо высаживать. О каком богословии может идти речь? А что делают православные? Они говорят: «Я не знаю ничего. Но вот святые отцы, которые толковали Священное Писание, жили святой жизнью – они знают истинный смысл Священного Писания. Они знают истинный смысл богословской науки, того, что хотел сказать и принести людям Христос-Спаситель».

И вот сегодня мы с вами вспоминаем одного из таких мужей, великих людей, подвижников святителя Василия Великого. А вы знаете, что все братья в его семье были монахами, святителями, епископами? А вы знаете, что и мать его также была подвижницей. И вот в этой семье было много людей, о которых можно сказать, что они понимали смысл Божественного Откровения. Святитель Василий Великий: сегодня мы служили его Литургию, молились его словами чинопоследования, которое он составил. Не богооткровенный ли это разум? Пусть устыдятся сектанты, от гностиков до нынешних сектантов, лжеучителей, которые ложно убеждены, что они знают Священное Писание, что им открыты смыслы Священного Писания, а не тем православным, «темным», которые стоят в храме и не знают, кому они молятся и почему.

Истинные богословы – те, кто знает Бога, знает не по букве, а по духу Священного Писания. Истинные богословы – те, кто знают в молитве Христа-Спасителя. И вот сегодня праздник снова и снова говорит нам о том, чтобы мы читали святых отцов, чтобы мы чаще обращались к Священному Писанию и толкованию святых отцов, потому что именно они – истинные богословы, и у них поучались познавать Богооткровенную истину, поучались познавать Христа-Спасителя. С праздником!"








© 2012, SDN