Управляющий Амурской епархией Преосвященнейший епископ Николай совершил Литургию в Ильинском Кафедральном соборе

9 Декабря 2012   06:25

9 декабря 2012 года, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, Преосвященнейший епископ Амурский и Чегдомынский Николай совершил Божественную литургию в Кафедральном соборе святого пророка Божия Илии.

По окончании богослужения Преосвященнейший владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом:

"Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю вас с воскресным днем. Сегодня мы с вами, дорогие мои, слышали евангельское повествование об исцелении скорченной женщины. Евангелист говорит нам о том, что эта женщина была «слука», это церковнославянское выражение значит «была согнута», согбенна. Это был такой вид паралича, при котором эта женщина напоминала лук, из которого стреляют. И вот много лет эта женщина была больна этим недугом. Спаситель увидел ее в синагоге, увидел в самом дальнем углу. В синагоге собирался народ для того, чтобы помолиться, чтобы почитать Священное Писание, для того, чтобы изучать Закон. Каждый, считающий себя мудрецом мог в синагоге держать слово. И вот Спаситель, Иисус Христос в эту субботу, будучи в синагоге взял слово с тем, чтобы обратиться к тем, кто там тогда находился. И вместо того, чтобы много говорить, Спаситель обратил свой взор к этой больной женщине, которая стояла скромненько в углу и молилась о своей беде. И Христос исцелил ее. И вот она, будучи восемнадцать лет скорченной, выпрямилась и стала здоровой.

Что мы читаем дальше, братья и сестры. Начальник синагоги, как говорит Евангелие, архисинагог, стал упрекать Христа-Спасителя, стал делать Ему замечания. И очень часто мы с вами слышим такие замечания в нашей повседневной жизни. Он говорит: «Что Ты исцеляешь в субботу? Есть шесть дней, вот в них и можно совершать исцеления. А суббота для того, чтобы хранить покой по закону в этот день». И Христос говорит этому человеку: «Лицемер! Не отвязываешь ли ты своего вола, домашнее животное, чтобы отвести его напоить или накормить. А эта дочерь человеческая не лучше ли всякого скота?» Христос хочет сказать, что тот, кто имеет домашнее животное, вопреки всякому закону должен напоить и накормить это животное. Потому что у животного нет субботы. Ему так же нужно питаться, невзирая на покой, на субботу, на закон. В этом случае закон не действует. Но человек не лучше ли скота?

И вот сегодня, кто слышал этот евангельский эпизод заметили, что он очень короткий отрывок, не больше десяти стихов.  Но вот так всегда бывает, что когда снова и снова обращаешься к тому или иному евангельскому эпизоду, удивляешься все более глубокому смыслу, который содержится в этом эпизоде. А в нашем отрывке содержится несколько смыслов, несколько значений. Узнаем мы из этого короткого отрывка и о терпении скорбей, болезней, глядя на эту скорченную женщину, которая, согласно Евангелисту, восемнадцать лет жила в своем недуге. Научишься терпению скорбей, глядя на то, как она безропотно, в стороне от всех, тихо, в углу молилась о том, что может, никогда бы и не исполнилось, и не сбылось. Можно, читая этот эпизод, удивляться милосердию Божию, Который для научения всех народов, живущих и живших, совершил это чудо исцеления. Можно и поучаться тому, что каждый субботний день, каждый седьмой день, воскресный и праздничный день, который по закону должен быть днем отдохновения, днем ничегонеделания, на самом деле не является им. Седьмой день создан для того, чтобы и Бога почтить, и ближнему любовь сотворить! И этому можно поучаться.

Но вот еще одна сюжетная линия. Сегодняшний евангельский отрывок говорит о зависти, о пагубности этой страсти. Тот лицемер, который подошел ко Христу, который стал обличать Его, что Он в субботу творит добрые дела… Не зависть ли это? Как знакомо нам, современным людям это чувство, эта страсть. Ведь недаром последняя заповедь Моисея говорит нам не желать ничего того, что принадлежит ближнему твоему. А как часто бывает, как мы себя некомфортно чувствуем, когда у нашего ближнего, у нашего соседа или соседки что-то получается. А как бывает некомфортно, когда мы не можем найти свое место в жизни, а те, кто рядом с нами смогли найти свое место в жизни. Как часто ощущаем мы, что нам не хватает радости счастья нашего ближнего. Вот бы чуть-чуть счастья от него, от нашего ближнего… И вот это чувство изъедает наше сердце и нашу душу. Почему одним все, а другим ничего? Почему одному дано много талантов, а мне мало. Вот это чувство разъедает изнутри как ржавчина. И очень трудно научиться радоваться радости, успехам и счастью других. Святые отцы говорят, что причина зависти в гордости, в желании быть лучше всех, находящихся рядом. И эта страсть безмерна и безгранична. Святые Отцы и святые апостолы говорят нам о средстве, которым врачуется эта страсть. Это любовь к ближнему. Апостол Павел говорит: «Любовь не завидует». А потому, мы с вами, дорогие отцы, братья и сестры, должны полюбить тех, кто находится рядом с нами: не только наших родных и близких, но и тех, с кем жизнь нас постоянно сталкивает. Полюбив, мы не будем видеть в человеке только зло, только то, что нам не нравится. Ведь только тогда возникает зависть, когда мы не любим человека, когда мы видим в человеке только то, что нам не нравится. Только в сопереживании человеку в бедах и в напастях, и в радости, искренней радости ближнего не будет места зависти.  И пусть по слову апостола Павла среди нас, людей царствует любовь. Всех вас, дорогие мои отцы, братья и сестры, поздравляю с воскресным праздничным днем.

С праздником!

Аминь." 

© 2012, SDN