30 сентября 2012 года Преосвященнейший епископ Амурский и Чегдомынский Николай совершил Божественную литургию в Кафедральнои соборе святого пророка Божия Илии.
Перед Архиерейским богослужением, была отслужена ранняя Литургия в нижнем Трехсвятительском храме Кафедрального собора, за которой пел братский хор Епархии, под управлением епископа Амурского и Чегомынского Николая.
По окончании богослужения Преосвященнейший владыка обратился к собравшимся с Архипастырским словом: "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Дорогие мои братья и сестры! Сегодня - в пасмурный осенний неприветливый день – большой праздник. Я поздравляю всех тех наших женщин, которые носят имена святых мучениц Веры, Надежды, Любви. И также вспоминаем мы сегодня мать этого семейства - Софию. Поэтому, не забудем сегодня поздравить всех тех, кто носит эти святые имена.
Мы постоянно с вами слышим эти три слова: вера, надежда, любовь. Конечно, это те три богатства, настоящих богатства, которые может иметь и имеет человечество. Люди имеют веру, и этим богаты. Люди имеют и надежду, и они счастливы в своей надежде. Люди имеют любовь, и они любовью угождают Богу, и так же стяжают в своей жизни счастье.
Мы знаем с вами о том, что святые мученицы Вера, Надежда, и Любовь названы так своей матерью Софией именно в честь этих основных и главных христианских и общечеловеческих добродетелей. Мы с вами знаем, что эта семья жила в Риме во II веке нашей эры в годину страшных гонений. Мы с вами знаем, что они пострадали в 137 году, пострадали за то, что были христианами. Читая житие святых мучениц Веры, Надежды и Любови, поражаешься той стойкости, поражаешься тому мужеству, которые имели эти святые отроковицы. А ведь им было совсем немного лет. Старшей - Вере было двенадцать, средней – Надежде, было всего десять лет, а самой младшей - Любови было всего девять лет. И вот они, воспитанные своей матерью в духе пренебрежения всего плотского, всего греховного, они, воспитанные своей матерью в духе следования за Христом, в духе несения своего жизненного креста, представ перед мучителем, не убоялись гонений, страшных мук и смерти за своего Учителя, за Христа.
Читая житие, мы слышим и понимаем, насколько они были жестоки, эти мучения, потому что мученицы были еще детьми, и тем страшнее были их страдания. Но подвиг совершен. Свой крест они пронесли до самого конца. И вот поэтому сегодня в каждом православном храме, во всем православном мире ублажается их святая память, память мучениц Веры, Надежды и Любови. И именно поэтому наших детей мы называем этими святыми и дорогими каждому нашему сердцу, и нашему слуху, и нашему уму именами: Верой, или Надеждой, или Любовью.
Взирая, дорогие мои братья и сестры, на подвиг святых мучениц, мы вновь и вновь с вами убеждаемся в необходимости несения нашего креста. Очень и очень много можно говорить о несении креста, жизненного креста каждого из нас. Я вспоминаю сейчас слова Иоанна Златоуста, святителя IV века. Он говорит очень просто, но очень понятно и очень доходчиво всем нам, особенно нам, современным людям. Он говорит о кресте в одном из своих поучений: «Крест – это наша свобода».
Как понимает свободу современное человечество? Как понимает и как воспринимает это понятие современный мир? Свобода от чего? От нравственных ограничений. Свобода от того, что ограничивает наше «я», наше самолюбие. Свобода от запретов. И вот эта свобода является ценностью современного человека. Когда все позволено, когда все можно. А мы говорим, что Крест Христов – наша свобода. Свобода не от запретов, а свобода от греха. Вот – истинная и подлинная свобода. И к этой свободе, свободе от греха мы должны с вами стремиться всю нашу жизнь. Свобода от греха – это возможность жить со Христом, в чистоте, во благочестии, в мире, где нет греха. Настоящая свобода – это возможность жить с Богом.
Христос дает людям условие того, что нужно для того, чтобы жить с Ним: нужно взять свой крест, отвергнуться себя и следовать за Ним. Мы понимаем, что жизнь со Христом – это добро для нас, это счастье, истинное счастье для нас. Жить в чистоте, в любви, иметь надежду и иметь веру – это добро для нас. И конечно же было бы очень хорошо, если бы Христос сказал нам: «Делайте добро и следуйте за Мной, и будете иметь жизнь вечную». Если бы было все так просто в нашей жизни…
Однако, дорогие мои, мы слышали сегодня слова Апостола, в которых он говорил, что «То, чего доброго хочу, я не делаю, а чего злого не хочу, то творю». Бедный я человек, несчастный я человек! Всё во мне перевернулось с ног на голову. Добро перестало быть добром, а грех воспринимается как благо, как что-то полезное. И вот поэтому Христос не говорит: «Делайте добро и следуйте за Мной и так спасетесь». Потому что мы можем сколько угодно делать добрых дел, но, остаемся людьми, падкими до греха, открытыми для страстей и всяких тлетворных воздействий. Все это перечеркивает наши добрые дела.
Всегда получается так, что добрые дела связаны с тем, что мы должны отдать частицу себя. Что такое добро? Это когда мы делаем не для себя что-то. Потому что если мы что-то для себя приобретаем, если мы приобретаем для себя власть, уважение, блага земные, мы делаем добро только себе. А это уже не добро в подлинном смысле слова. Добро является добром только тогда, когда оно обращено к нашему ближнему. Ну правда, согласитесь, сделал доброе дело не для себя, для другого человека, и на душе как-то становится спокойнее, и легче, и комфортнее.
Добро всегда связано с жертвой. Добро всегда связано с тем, что мы себя в чем-то ограничиваем ради того, чтобы сделать добро тем, или тому, кто находится рядом с нами. Добро – это всегда жертва. Добро – это всегда то положение вещей, при котором мы частицу себя, частицу своего внимания, частицу своего времени дарим, отдаем кому-либо. И вот это и есть истинное добро. Но эта жертва всегда связана с нашим самоограничением, с нашим самоотвержением, то есть мы должны себя отвергнуть, чтобы сотворить то или иное доброе дело. А не об этом ли говорит Христос? «Кто хочет следовать за Мной, отвергни себя», - слышали мы сегодня с вами слова Евангелия, слова Христа. Отвергни себя, возьми крест свой и следуй за Мной. Жизнь человека, идущего или желающего следовать за Христом, желающего истинного, неподдельного счастья в своей жизни, человека, который желает итогом своей жизни иметь спасение, иметь возможность пребывания со Христом, должен отвергнуться себя, принести жертву, которая заключается в ограничении себя, своего «я», взять свой крест и следовать за Христом.
Вспоминаю одну очень важную и назидательную притчу о жертвенной любви, о жертве, о добре. Одна пара, муж и жена прожили в браке тридцать лет, ровно тридцать лет. И каждое утро супруга пекла своему мужу хлеб к завтраку и всегда разрезала его вдоль, пополам, намазывала маслом, - это уже было доброй традицией, тридцатилетней традицией – и верхнюю часть, в знак уважения к своему супругу всегда отдавала ему. И вот, когда они прожили тридцать лет, в день тридцатилетия их совместной жизни, она сделала то же самое, испекла хлебец, так же намазала маслом и вдруг решила: «Так я же всю жизнь давала ему верхнюю часть хлеба, как и полагается. Могу я хоть один раз в жизни взять верхнюю часть хлеба. Я вырастила детей, и дом был всегда в порядке, и всегда была хорошей женой. Имею я на это право?» Как часто так бывает у нас в жизни, дорогие мои. И вот, когда она подала супругу ту часть, которая по традиции принадлежала всегда ей, супруг улыбнулся в этот знаменательный день и сказал: «Какой ты мне сделала замечательный подарок! Потому что я с детства люблю нижнюю часть, самую поджаристую, самую вкусную, самую хрустящую.Но всегда считал, что она должна быть по праву твоей». Дорогие мои братья и сестры, вновь и вновь на этих простых примерах мы поучаемся жертвенной любви, этой добродетели (а добродетель, вы понимаете, от каких слов: делать добро), мы поучаемся доброделанию, мы поучаемся добру. Поучаемся тому, что наше доброделание всегда должно быть связано с некоторым ограничением нас самих. Потому что если мы будем говорить о добре, если мы будем считать, что делаем добро, что мы кого-то награждаем любовью, но все это не связано с нашей жертвенностью, все это будет пустыми словами. Пусть Господь всем нам помогает преуспевать в доброделании. Аминь.